Перейти к материалам
истории

«Такие мелочи» — фильм открытия Берлинале. Мрачная картина об угольщике, который пытается спасти девушку из «приюта для падших женщин» В главной роли — Киллиан Мерфи

Источник: Meduza
Artists Equity

Фильмом открытия Берлинского кинофестиваля, который начался 15 февраля, стала картина бельгийского режиссера Тима Миелантса «Такие мелочи». В главной роли — звезда «Оппенгеймера» Киллиан Мерфи. Он играет ирландского угольщика, который привозит топливо в «Приют Магдалины» — исправительное учреждение для «падших женщин». Герой Мерфи оказывается перед выбором: спасти одну из девушек или продолжать делать вид, что за стенами монастыря ничего не происходит. О премьере рассказывает кинокритик Антон Долин.

Со звездой для церемонии открытия Берлинале угадал: Киллиан Мерфи после «Оппенгеймера», принесшего ему «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар», стал самым обсуждаемым и востребованным актером сезона. А самый политизированный европейский фестиваль — Берлинале — напомнил: Мерфи, хоть и известен по ролям в фильмах Кристофера Нолана и сериале «Острые козырьки», прежде всего ирландец и артист авторского кино. Славу ему, еще до голливудских ролей, принесли «Дискосвиньи» (2001), «Завтрак на Плутоне» (2005), «Ветер, который качает вереск» (2006).

Теперь к списку добавились «Такие мелочи» бельгийца Тима Миелантса, благодаря которым Мерфи становится героем не только ирландского кино, но и литературы. «Такие мелочи» сняты по известному и титулованному (приз Оруэлла, номинация на «Букер») одноименному роману Клэр Киган. Сценарий к фильму писал другой выдающийся ирландец — драматург Энда Уолш, автор все тех же «Дискосвиней». 

Киллиан Мерфи и режиссер фильма «Такие мелочи» Тим Миелантс
Big Things films

Материал «Таких мелочей» — тоже специфически ирландский и хорошо известный зрителям фестивалей. «Прачечные Магдалины» работали в стране семьдесят лет, с середины 1920-х до середины 1990-х — в них «исправляли» так называемых падших женщин. Семьи девушек соглашались на рабский труд и систематические унижения для них — молодых матерей, родивших детей вне брака, и просто тех, кто не вписывался в традиционный жизненный уклад. Об этом Питер Муллан снял в 2002-м своих «Сестер Магдалины», получивших «Золотого льва» в Венеции. Там среди прочих блестяще играла совсем еще юная Айлин Уолш, ставшая исполнительницей одной из ролей в «Таких мелочах». 

Уолш и Мерфи играют счастливую супружескую пару. Билл Фурлонг — торговец углем. Каждое утро он развозит мешки с топливом по всему городу, пока его жена Айлин воспитывает пять дочерей. Жизнь непростая, но как-то справляются. 

Фильм начинается неуютной зимой, посреди подготовки к грядущему Рождеству. Идиллические хлопоты Фурлонгов прерывает неприятный случай. У входа в монастырь, куда Билл доставляет уголь, он заходит в сарай — и находит там продрогшую и напуганную девушку по имени Сара. Отведя ее к милосердным монахиням, он замечает ужас и покорность в глазах других молодых женщин в монастыре — это «прачки Магдалины». Сара отчаянно умоляет спасти ее, увезти отсюда подальше. Примерный семьянин и богобоязненный прихожанин Билл оказывается перед выбором: нарушить табу и помочь ближнему — или отвернуться и не лезть в чужие дела, как поступают остальные жители городка. Ведь незавидная участь посторонних в сравнении с собственными повседневными трудностями — «такая мелочь».      

Berlinale
Эмили Уотсон
Artists Equity
Artists Equity
Айлин Уолш
Artists Equity

Под продюсерским руководством Мэтта Деймона, Бена Аффлека и самого Киллиана Мерфи за режиссуру взялся Тим Миелантс, дебютировавший в 2019 году с фильмом о лагере натуристов «Патрик». Но для нового проекта, вероятно, важнее было его участие в постановке «Острых козырьков». Режиссер медленно сплетает ткань сюжета, постепенно погружая зрителя в прошлое главного героя. Фурлонг заметно отличается от своих соседей: он неспособен пройти мимо несправедливости и принимает библейские заповеди близко к сердцу. Судя по всему, его мать и сама была из «сестер Магдалины», а ее ранняя смерть оставила незаживающую рану. 

Хотя новый герой Мерфи — скромняга и молчун, противоположность его же властному и одержимому Оппенгеймеру, артист вновь выбирает предельную сдержанность в выражении эмоций, лишь слеза иногда, незаметно для окружающих, стекает по щеке его персонажа. Мрачный настрой и герметичная структура фильма отвечают закрытому характеру Фурлонга. Таинственную природу зрелища портит откровенный символизм: приходя домой после работы, угольщик истерически интенсивно оттирает руки от черноты, будто стремясь очистить душу от соучастия в коллективном грехе безразличия.  

Настоящей жемчужиной «Таких мелочей» становится совсем небольшая — всего два эпизода — роль другой фаворитки авторского кино, Эмили Уотсон. Она выступает в нехарактерном для звезды «Рассекая волны» амплуа расчетливой и демонической настоятельницы, которая управляет репрессивным заведением. 

The Upcoming

Картина Миелантса представляет собой то ли инверсию (если учесть демоническую роль католической церкви), то ли ревизию жанра святочного рассказа. За кадром звучит умиротворяющая «Павана на смерть инфанты» Равеля. Ребенком Фурлонг читает вслух милосердной нанимательнице своей матери «Рождественскую песнь в прозе» Чарльза Диккенса, за что получает подарок от Санта-Клауса — правда, не тот, о котором мечтал. С тех пор важнейшей целью для него становится угадывать желания близких и, по мере сил, выполнять их. 

Но зло рядом: лучшую школу города, где учатся дочери героя, от монастыря отделяет одна стена. И добрые поступки будто стираются этим соседством. 

Снятую в темных тонах антисказку благосклонно приняли на фестивале — несмотря на чувства обреченности и беспомощности, которые она оставляет. Возможно, потому что давняя травма Ирландии — и очередной протест кинематографа против нее — в сравнении с нынешними обжигающими проблемами сегодня кажется зрителю еще одной «мелочью».

Что еще интересного в программе фестиваля

Что покажут на Берлинале в 2024 году? В конкурсе есть фильм режиссера из России — Виктора Косаковского, автора «Гунды». А откроет фестиваль новая картина с Киллианом Мерфи

Что еще интересного в программе фестиваля

Что покажут на Берлинале в 2024 году? В конкурсе есть фильм режиссера из России — Виктора Косаковского, автора «Гунды». А откроет фестиваль новая картина с Киллианом Мерфи

Антон Долин