Перейти к материалам
истории

«Стальная хватка» — драма о семье рестлеров, в которой отец пережил пятерых сыновей Лучшая роль Зака Эфрона. И еще один удачный выход звезды «Медведя» Джереми Аллена Уайта

Источник: Meduza
A24

11 января в российский прокат вышла «Стальная хватка» («The Iron Claw») — спортивная драма Шона Дуркина о семье рестлеров, выступающих под псевдонимом фон Эрих. История основана на реальных событиях — братья фон Эрих были звездами рестлинга в 1980-х, но прославили их не только бои, но и «семейное проклятие», которое якобы их преследовало. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает о фильме, в котором звезда «Классного мюзикла» Зак Эфрон сыграл свою лучшую роль.

Династию техасских рестлеров фон Эрих в 1970–1980-х знал весь мир. Отец шести братьев — спортсмен и промоутер Джек Адкиссон, взявший немецкий псевдоним «Фриц фон Эрих» для пущей эффектности. Его дети были королями ринга, главными героями зрелищных и кровавых схваток. Но в истории они остались по иной причине: семейство преследовало фамильное проклятие.

Старший сын Джека, Джек-младший, утонул, когда ему было шесть. Каждый из оставшихся — Кевин, Дэвид, Керри, Майк и Крис — сделал успешную карьеру в рестлинге, но четверо тоже не пережили своего отца. Дэвид умер от энтерита в Токио, куда поехал на соревнования. Керри, Майк и Крис при разных обстоятельствах покончили с собой. Семейная сага об их переплетенных судьбах и легла в основу «Стальной хватки». Кстати, «The Iron Claw» корректнее было бы перевести как «Железный коготь» — такое название получил фирменный захват фон Эрихов, их знаменитый прием в рестлинге. 

К третьему фильму Шона Дуркина («Марта Марси Мэй Марлин», «Гнездо») стало окончательно ясно, что молодой звездный режиссер сознательно избегает мейнстримности, даже работая над фильмом о шоу-бизнесе. Подобная стратегия говорит не столько об отсутствии амбиций, сколько о намерении углубиться в дискомфортный материал, не сглаживая его очевидными приемами, избегая гламура и излишней эффектности. Историю фон Эрихов автор изучил досконально, после чего решил вычеркнуть из сценария младшего брата Криса; даже без него количество трагедий для одной полнометражной картины казалось чрезмерным.

В остальном режиссер поставил на реализм — даже натурализм, — позволяющий честно показать распад семейства и личную деградацию каждого из действующих лиц. Исключение — единственная сновидческая сцена в финале.

Brian Roedel / A24 / AP / Scanpix / LETA
Brian Roedel / A24 / AP / Scanpix / LETA
Brian Roedel / A24 / AP / Scanpix / LETA

В фильме умный саундтрек — например, замечательно использован хит канадских основоположников прогрессив-металла Rush «Tom Sawyer» (под него выходил на ринг Керри фон Эрих), оригинальную же музыку написал Ричард Рид Парри из Arcade Fire. Схватки поставлены и сняты эффектно (второй фильм подряд с Дуркиным работает прекрасный венгерский оператор Матьяш Эрдей, снявший «Сына Саула»), но гладиаторской доблести того же «Рестлера» Даррена Аронофски в них не ощущается. Нет сомнений, что эти кровавые баталии постановочные.

Перед нами кино не о спорте, а о человеческих отношениях. Поэтому так важен удивительно гармоничный и сильный актерский ансамбль. Родителей играют знаменитости сериального мира — Мора Тирни («Скорая помощь») и Холт Маккэлани («Охотник за разумом»). В роли медленно сходящего с ума Керри — Джереми Аллен Уайт, самый обсуждаемый артист сезона, звезда сериала «Медведь» и сверхуспешной рекламной кампании Calvin Klein. Слабовольного Дэвида играет британец Харрис Дикинсон, чей парик не позволяет с ходу опознать героя «Треугольника печали».

Центральный персонаж фильма Кевин — плохо узнаваемый из-за грима и стрижки Зак Эфрон сыграл здесь свою лучшую, самую драматичную и взрослую роль. Почему его герою единственному удалось выжить? Возможно, повезло встретить любовь всей жизни — целеустремленную и уверенную в себе Пэм (Лили Джеймс). Но не исключено, что дело в другом: только Кевин понял, что главный противник братьев отнюдь не очередной чемпион мира по рестлингу, а их собственный отец. 

Начинаясь как обманчиво стандартное кино о рестлинге, «Стальная хватка» постепенно трансформируется в драму наподобие «Братьев Карамазовых». Властная фигура Эриха-старшего, вовремя ушедшего с ринга и занятого по ходу действия только подсчетом барышей, не позволяет ни одному из братьев сделать шаг в сторону. Даже выбрать девушку без одобрения родителей никто из них не может. А уж если кто-то решает, как это сделал Майк (Стэнли Симонс, актерское открытие фильма), избрать иную карьеру — например, играть в рок-группе, — можно не сомневаться, что отец объявит его за общим завтраком «наименее любимым из сыновей» и буквально раздавит своим авторитетом, вынудив передумать. 

A24

Фриц фон Эрих — единственное настоящее проклятие, нависшее над семьей. Физическому насилию здесь места нет, его хватает на ринге, но «стальная хватка» родительской любви ранит, калечит — и в конечном счете убивает чаще, чем опасная профессия.

«Стальная хватка» — умный и беспощадный фильм о будничном тоталитаризме патриархата и добровольном самопожертвовании во имя традиции и фамильной славы. Но также и о мужской хрупкости, олицетворением которой становится Кевин. Он ставит и финальную точку в картине, связывая ее с современностью. Как бы костюмы, музыка, декорации ни подчеркивали эпоху 1980-х, последний диалог Кевина уже с его сыновьями — примета нынешнего времени. Перед нами отчетливо актуальная картина о праве мужчины на слабость, уязвимость и эмоциональность. Тем более нечего стесняться зрителю, плачущему в финале фильма.  

О сериале «Медведь»

Вышел второй сезон сериала «Медведь» — о безжалостном мире общепита Главный вопрос, который задают создатели шоу в этом сезоне: можно ли преуспеть в деле и не отдать на это всего себя?

О сериале «Медведь»

Вышел второй сезон сериала «Медведь» — о безжалостном мире общепита Главный вопрос, который задают создатели шоу в этом сезоне: можно ли преуспеть в деле и не отдать на это всего себя?

Антон Долин