Перейти к материалам
истории

Устали от всего? Посмотрите второй «Побег из курятника». Не шутка! Первая часть вышла 23 года назад. Продолжение — не менее эпическое (куры вновь сражаются за жизнь и свободу)

Источник: Meduza
Netflix

На Netflix вышел второй «Побег из курятника» — сиквел мультфильма, снятого знаковой британской студией Aardman Animations. Премьера первой части состоялась в 2000 году — в ней куры устраивали побег из места, напоминающего концлагерь. Во второй части, вышедшей под заголовком «Заря наггетса» и снятой другим режиссером — Сэмом Феллом, борьба за свободу продолжается. Теперь герои стремятся выжить на комбинате по производству полуфабрикатов. Кинокритик Антон Долин рассказывает, почему стоит посмотреть этот мультфильм, во многом повторяющий первую часть.

Главный недостаток «Зари наггетса» — в том, что это уже не первый «Побег из курятника». Той же свежести, нахальства и удивительной новизны здесь нет. Но прочих достоинств не отнять: хватает и сдержанного юмора, и тяги к абсурду, столь свойственных британской традиции. Каждая сцена насыщена свободолюбием и гуманизмом без всякого антропоцентризма: люди здесь — безоговорочные антигерои. И так будет до тех пор, пока человечество не откажется от курятины. 

Путь к продолжению был долгим, между первой и второй частью прошло почти четверть века. За это время британская анимационная студия Aardman, знаменитая своими пластилиново-кукольными фильмами, прекратила отношения с DreamWorks Animation и договорилась о партнерстве с Netflix, где и вышел новый «Побег из курятника».

У проекта появился новый режиссер: основателей Aardman Ника Парка и Питера Лорда (тот остался в проекте как продюсер) сменил Сэм Фелл, известный полнометражными «Смывайся», «Приключениями Десперо» и «ПараНорманом». Голос непокорной курочки Джинджер передали актрисе Тэндиве Ньютон из «Миссии невыполнима — 2» и «Мира Дикого Запада» (озвучившая героиню в первой части Джулия Савалия выбыла из-за возраста — авторов тут же обвинили в эйджизме). Заподозренного в антисемитизме Мэла Гибсона тоже не стали звать на прежнюю роль — теперь за американского петуха Рокки говорит и кукарекает комик Закари Ливай.

За преемственность же отвечает команда аниматоров и художников Aardman, сценарист Кэри Киркпатрик и композитор Гарри Грегсон-Уильямс.    

Netflix
Netflix
Netflix

А ведь продолжительность жизни курицы — 5–10 лет, в редких случаях 15, но никак не 23! Однако в сказочной анимации время течет по-своему — в продолжении мы встречаем Рокки с Джинджер счастливыми, все еще молодыми супругами. Они живут на зачарованном утопическом острове, куда им удалось сбежать с адской фермы миссис Твиди. Первый ребенок пары — сперва смешное яйцо на ножках, но уже вскоре строптивый подросток Молли. Она, озвученная Беллой Рамзи («Игра престолов», «Одни из нас»), — единственная из новых центральных героинь. Благодаря Молли меняется жанровая модель: из пародии на боевики «Побег из курятника» во второй части превращается в более-менее канонический кинороман взросления. 

Разумеется, Молли искусственный рай кажется тесным, а запретный для нее внешний мир вызывает жгучее любопытство. Она сбегает от родителей и сразу попадает в самое страшное место — на высокотехнологичный комбинат по производству наггетсов «Веселая ферма» (девчонку привлекает логотип, на котором курица с беззаботной улыбкой выглядывает из ведерка). Конечно же, Рокки и Джинджер, прихватив старых сообщников — скептика Банти, интеллектуалку Мак, клушу-вязальщицу Бабс, болтливого ветерана Фаулера и пару крыс, Ника и Фетчера, — бесстрашно отправятся на штурм «Веселой фермы». Там они столкнутся со старой, но по-прежнему демонической врагиней миссис Твиди (за нее вновь говорит и злобно визжит Миранда Ричардсон). 

Быть может, это самое ленивое сюжетное решение «Побега из курятника — 2» — уж ферму-то мог бы основать любой предприниматель, которого можно было бы наделить новыми, полезными для интриги чертами, но продюсеры просто расчехлили ту же мстительную психопатку с ее фирменным тесаком. Основная проблема сиквела — в его осознанной вторичности, эксплуатации проверенных не только приемов и персонажей, но и сюжетной схемы. Домовитость британских кур вновь оборачивается стоицизмом и самоотверженностью, а глуповатость и напыщенность Рокки в итоге выручают всех остальных. Да и драма взаимоотношений взволнованных родителей с бунтующей дочерью обкатана кинематографом и анимацией миллион раз. Сначала ребенок будет возмущаться и противостоять родительской тирании, потом признает свою неправоту. Они же в ответ повинятся, что слишком долго держали дочурку в клетке, а ведь та от природы непокорна, «вся в нас».

Из этого никоим образом не следует, будто «Побег из курятника — 2» лишен очарования и не заслуживает внимательного просмотра. Это тщательное, умное, ручной выделки кино, наполненное милой иронией и неподдельным свободолюбием. Да и вообще, явление нового полного метра Aardman — событие слишком редкое, чтобы его игнорировать.

Netflix

Лучшее изобретение авторов здесь — декорация, на фоне которой разворачивается внутренняя эволюция Молли, поданная через ее отношения с новой подругой, легкомысленной и доверчивой курочкой Фриззл. Девочки осознают, насколько опасен и чудовищен окружающий их мир, на фоне грандиозного парка аттракционов, образы которого навеяны одновременно Страной Развлечений из «Пиноккио» и искусственной вселенной телешоу из «Шоу Трумана». Кур тут не просто убивают: им промывают мозги, чтобы те с блаженной улыбкой сами отправлялись навстречу солнцу — прямиком во фритюр. Ведь если жертва перед смертью не испытывает стресса, ее мясо становится особенно нежным на вкус. 

Таким образом, забавный и увлекательный «Побег из курятника — 2» обращен не к опыту прошлого, как легендарный фильм-первоисточник 2000 года, а к настоящему и будущему, в котором индустрия развлечений прикрывает откровенное людоедство. Или, если угодно, куроедство.

Интервью Ника Парка «Медузе»

«До этого мы никогда не отправляли овец в космос» Создатель «Уоллеса и Громита» Ник Парк — о продолжении «Барашка Шона» и номинациях на «Оскар»

Интервью Ника Парка «Медузе»

«До этого мы никогда не отправляли овец в космос» Создатель «Уоллеса и Громита» Ник Парк — о продолжении «Барашка Шона» и номинациях на «Оскар»

Антон Долин