Перейти к материалам
истории

Александр Роднянский и Стивен Содерберг спродюсировали фильм «Однажды во времени» Годфри Реджио — режиссера «Кояанискатси» Публикуем трейлер картины, в которой сыграл Майк Тайсон (с комментариями Роднянского)

Источник: Meduza

В конце сентября в Нью-Йорке пройдет мировая премьера фильма американского режиссера Годфри Реджио «Однажды во времени». Это первая работа постановщика за последние 10 лет (предыдущая картина — «Посетители», о связи человека с техникой, — вышла в 2013 году). Реджио — мастер экспериментального документального кино, автор трилогии «Катси», в которую вошли фильмы «Кояанискатси»: жизнь, выведенная из равновесия» (1982; в 1983-м его номинировали на «Золотого медведя»), «Поваккатси: меняющаяся жизнь» (1988), «Накойкатси: жизнь как война» (2002). В этих работах сюжет развивался невербально — только с помощью замедленной документальной съемки и музыки Филипа Гласса. Американский композитор написал саундтрек и к новой работе Реджио. «Однажды во времени» продюсируют Стивен Содерберг и Александр Роднянский. Публикуем трейлер и рассказ Роднянского о предстоящей премьере.

Александр Роднянский

Кинопродюсер

В проект «Однажды во времени», как он теперь называется, меня пригласил Стивен Содерберг, с которым в тот момент мы были знакомы, хотя и не близко. Идея позвать меня пришла в голову одному из продюсеров проекта Годфри Реджио, моему товарищу Майклу Фицджеральду, с которым мы дружим уже много лет. Еще на этапе подготовительного периода им со Стивеном стало понятно, что новый фильм Годфри — это предельно экспериментальная картина, с которой непросто справиться, а для меня — и Майкл это знал — фигура Реджио всегда была в кинематографе важнейшей.

Еще когда я был студентом, на меня произвели совершенно шоковое впечатление его фильмы, а познакомились мы с ним в Ленинграде во время перестройки, на первом Фестивале неигрового кино. Кроме того, мы знакомы с Филипом Глассом, чья музыка звучит в фильме и является не столько саундтреком, сколько важнейшим элементом повествования. С Глассом мы работали вместе над двумя картинами Андрея Звягинцева — «Левиафан» и «Елена». Так что для меня решение присоединиться к этому проекту было совершенно естественным и логичным.

Годфри Реджио
Peter Weiss / Wikimedia Commons

«Однажды во времени» — это история о том, как заканчивается один мир и на его месте рождается новый. Поскольку в прошлом Годфри был католическим священником, его уникальный опыт, разумеется, оказывает влияние на его кинематограф: ему интересен человек в контексте глобальных вызовов времени. Как автор он все время ищет свой особый, уникальный язык, и если «Кояанискатси» — это все-таки реализм, то «Однажды во времени» — это крайне необычный фильм, пожалуй, самый радикально экспериментальный из всех картин Годфри.

На протяжении всей своей карьеры Реджио не прекращал поиски новых форм выражения, не останавливался и искал что-то особое, созвучное моменту и времени. И сейчас выбранный им киноязык находится на стыке с цифровыми технологиями. Годфри экспериментирует, приглашает в свой фильм не только актеров, но и кого-то из известных людей, кто соответствует его замыслу, — в данном случае Майка Тайсона. Он заимствует не столько театральные приемы, сколько подход к фильму как к объекту современного искусства. Неслучайно премьера фильма пройдет в мировом центре современного искусства — Музее современного искусства (MOMA) в Нью-Йорке.

Трейлер картины
oscopelabs

Премьера фильма состоится в рамках ретроспективы работ Годфри Реджио, которую MOMA организует с 26 сентября по 4 октября.

Я не уверен, что «Однажды во времени» доберется до российского проката — по причинам, которые, к сожалению, всем сегодня очевидны. Но я надеюсь, что фильм в какой-то момент станет доступен на одной из цифровых платформ и его смогут увидеть поклонники творчества Реджио, в том числе и в России.

Александр Роднянский в шоу «Радио Долин»

«Радио Долин»: как патриотические блокбастеры годами готовили зрителей к войне и почему кино все же не стало главным рупором пропаганды Интервью Александра Роднянского

Александр Роднянский в шоу «Радио Долин»

«Радио Долин»: как патриотические блокбастеры годами готовили зрителей к войне и почему кино все же не стало главным рупором пропаганды Интервью Александра Роднянского

«Медуза»

Портрет: Andreas Rentz / Getty Images