Перейти к материалам
истории

Выпускница ВГИКа купила за доллар права на экранизацию Стивена Кинга Она далеко не первая — так же начал свою карьеру режиссер «Побега из Шоушенка»

Источник: Meduza

В августе 2023 года стало известно, что студентка ВГИКа из Узбекистана Гульнара Иванова купила за один доллар права на экранизацию рассказа Стивена Кинга «Человек, который не пожимал рук». Это не первый случай, когда Кинг разрешает снять фильм по его произведению за символическую сумму. Писатель запустил программу Dollar Baby еще в конце 1970-х — права на его рассказы может купить практически кто угодно, даже школьники. Благодаря этому запустил карьеру режиссер «Побега из Шоушенка» Фрэнк Дарабонт. Рассказываем о проекте Ивановой и других картинах, снятых по текстам писателя, купленным за один доллар.

Уточнение. В первоначальной версии текста мы написали, что картина Гульнары Ивановой, снятая по рассказу Кинга, называется «Спор», и что режиссер окончила филиал ВГИКа в Ташкенте. На самом деле этот фильм называется «Касание», а Иванова — выпускница московского ВГИКа. «Медуза» приносит извинения Гульнаре Ивановой и читателям.

«Касание» Гульнары Ивановой

В августе 2023 года начинающий режиссер из Узбекистана и выпускница ВГИКа Гульнара Иванова получила награду за лучший триллер на малайзийском кинофестивале Nitiin International Film Festival.

Ее короткометражная картина «Касание» основана на рассказе Стивена Кинга «Человек, который не пожимал рук». Иванова выкупила права на экранизацию этого текста за один доллар, воспользовавшись программой Стивена Кинга Dollar Baby. В ее рамках писатель продает молодым кинематографистам по всему миру годичные права на экранизацию рассказов.

Гульнара Иванова на съемках
Страница Гульнары Ивановой во «ВКонтакте»

«Сначала думала: да нет, у меня не получится [получить права]. Там максимум восьмерых выбирают со всего мира», — рассказала Иванова журналистам. Но Кинг, по словам постановщицы, ответил через три дня. Как рассказала режиссер, в Узбекистане после этого стали говорить, что мать Ивановой — «вторая жена какого-то олигарха». В действительности же денег на съемки не хватало, отцу Ивановой пришлось вложить в проект дочери семейные сбережения.

В фейсбуке постановщица также поблагодарила за помощь ВГИК. «Только очень близкие знают, сколько сил было потрачено, сколько серьезной работы сделано. Сколько дверей закрылось перед носом прежде, чем начали замечать», — написала Иванова. Сейчас она снимает первый полнометражный фильм «Открой глаза» по рассказу О. Генри, уточняется на странице ташкентского ВГИКа.

«Я хочу быть именно узбекским кинорежиссером. Надеюсь, это желание у меня не пропадет», — заявила Иванова. Онлайн-премьеры картины «Касание» еще не было.

Откуда взялись «долларовые малыши»

Писатель запустил программу в конце 1970-х, когда сам «стал набирать популярность». Ему писали студенты киноколледжей по поводу рассказов — они хотели их экранизировать. Кинг увидел в этом возможность «вернуть кинематографу немного радости» и решил продавать права на некоторые из своих рассказов за доллар. Теперь режиссеры оставляют заявки на сайте Стивена Кинга — при этом участники могут претендовать только на один рассказ. Сегодня заявки рассматривают представители писателя, а не он сам. 

За 40 лет режиссеры со всего мира сняли по рассказам американского автора несколько сотен фильмов. Каждый месяц Кинг заключает до 10 соглашений. Точное количество не знает никто: по договору только выбранные Кингом картины могут выходить в коммерческий прокат или публиковаться в интернете. В случае если фильм понравился Кингу, режиссер заключает дополнительный договор, который предполагает выплату роялти писателю. По условиям договора фильм не может быть длиннее 45 минут.

Некоторые авторы показывают Кингу свои уже готовые картины (по договору это не обязательно). По словам писателя, он долгие годы получал кассеты и диски с короткометражками — все смотрел, а затем «складывал их на полку с [остальными] „долларовыми малышами“».

Чаще всего единственный способ увидеть короткометражки по долларовым рассказам — прийти на фестиваль Dollar Baby Film, который проходит с 2004 года в разных странах. В 2013-м он проходил в Краснодаре — там показали более 50 любительских и профессиональных работ. В 2020-м фестиваль прошел в Самаре, а через год — снова в Краснодаре. 

Кто экранизировал Кинга в России

Первым советским режиссером, купившим права на рассказ Кинга, стал постановщик Михаил Титов. В 1986 году по мотивам рассказа «После боя» он снял анимационный фильм «Сражение». 

Михаил Колесников

Самой известной короткометражкой, снятой в России по программе Dollar Baby, стала картина Александра Домогарова — младшего «Пустите детей» (2017) по мотивам рассказа «Детки в клетке» (1972). В фильме жестокая учительница принимает своих учеников то ли за пришельцев, то ли за демонов, а зрители не понимают — сходит ли женщина с ума или с ней все это действительно происходит.

По словам Домогарова-младшего, он написал сценарий до того, как нашел программу Кинга. Режиссер узнал, что на рассказ требуется купить права, и «поставил на проекте крест». Но продюсер фильма Кристина Рейльян узнала о Dollar Baby и договорилась о покупке прав за один доллар. Фильм вышел в ютьюбе в 2019 году.

BIG TIME FILMS

После этой короткометражной картины Домогаров-младший начал карьеру режиссера. В 2018-м вышел его хоррор «Пиковая дама: Зазеркалье», а в 2020-м — семейный фильм «Пальма» о дружбе одинокого мальчика и овчарки. Фильм заработал в российском прокате более семи миллионов долларов при бюджете менее двух миллионов.

Всего Кинг шесть раз продавал за доллар россиянам права на экранизацию его рассказов. Кроме Домогарова-младшего, их купили режиссеры Мария Иванова («Пляж» 2014 года по одноименному рассказу Кинга), Анна Шапиро («Сошедшие с рельсов» 2014 года по новелле «Уилла»), Егор Долгих («Нездоровится» 2020 года по рассказу «Нездоровье»), Роман Алексеев («Молоток» 2020 года по новелле «Человек, который любил цветы») и Олеся Поздеева («Немой» 2020 года по одноименному произведению).

A. Sha.

Фильм Поздеевой стал лучшим на фестивале Dollar Baby Film в 2020 году в Самаре — постановщице на тот момент было 16 лет.

Так начал карьеру режиссер «Побега из Шоушенка»

Хотя Кинг запустил Dollar Baby в 1977-м, первая экранизация его рассказов по этой программе вышла на большие экраны лишь в 1982-м — это была короткометражка режиссера Джеффа Широ «Бугимен» по одноименной новелле. Она была настолько удачная, что он получил от писателя разрешение выпустить ее в прокат. Позднее Широ стал одним из режиссеров сериала — антологии ужасов Джорджа Ромеро «Сказки темной стороны» (1984). Он снял еще 10 телепроектов в разном формате — от сериалов до научпопа. Самой успешной его работой стала телепередача канала Paramount «Непобедимый воин»

Вторым режиссером, сотрудничавшим с Кингом по «долларовому контракту», стал Джон Вудворд, экранизировавший в 1983-м рассказ «Дети кукурузы», — фильм назывался «Апостолы ворона». После этого он снял еще два полнометражных фильма — «Невротическое кабаре» (1990) и «Вице» (2000), которые, впрочем, не стали популярными.

Александр Райдер. Озвучка и Саунддизайн

Самого большого успеха из всех участников программы добился Фрэнк Дарабонт. В 1983-м он выпустил короткометражку по одному из самых популярных среди постановщиков рассказов Кинга — «Женщина в комнате». Писатель назвал картину 24-летнего режиссера «лучшей короткометражкой, снятой по его материалу». Эта цитата даже написана на постере фильма. Режиссер вспоминал:

В 1983-м я работал помощником по реквизиту на съемках рекламных роликов. В том году я заработал 11 тысяч долларов и потратил семь [тысяч] из них на завершение фильма. Как я выжил на четыре тысячи, я до сих пор не могу объяснить.

KlaatuВaradaNikto original

После этой работы Дарабонт написал сценарии для фильмов режиссера хорроров Чака Рассела «Кошмар на улице Вязов 3» и «Капля», а также несколько серий «Баек из склепа» Ричарда Доннера. В 1990-м режиссер выпустил полнометражный дебют — телефильм «Похороненные заживо» с Дженнифер Джейсон Ли. Еще через четыре года Дарабонт вернулся к материалу Кинга, сняв «Побег из Шоушенка» с Тимом Роббинсом и Морганом Фриманом.

Фильм стал хитом и получил семь номинаций на «Оскар» в 1995 году. Картина Дарабонта до сих пор считается одним из самых популярных фильмов во всем мире. Например, «Побег из Шоушенка» возглавляет американский рейтинг IMDb Top 250 Movies. А в аналогичном списке «Кинопоиска» «250 лучших фильмов» картина занимает второе место, на первом — другая картина Дарабонта по роману Кинга, «Зеленая миля» (четыре номинации на «Оскар»).

В 2007-м Дарабонт выпустил картину по повести писателя «Мгла» — она считается одной из лучших экранизаций Кинга.

Кинг — не единственный, кто продает права за доллар

Джеймс Кэмерон и права на «Терминатора»

Rotten Tomatoes Classic Trailers

В начале 1980-х Джеймс Кэмерон еще не был знаменитым. Тогда он пытался продать студиям сценарий «Терминатора» с условием, что должен сам его снимать. Согласилась только одна компания — Pacific Western Productions. Кэмерон предложил ее руководительнице — продюсеру Гейл Энн Херд — купить права на сценарий всего за один доллар, если ему разрешат поставить картину самому. В результате фильм стал очень успешным: при бюджете 6,4 миллиона долларов «Терминатор» собрал 78,4 миллиона в мировом прокате.

Кэмерон и Херд поженились. Но после развода права на франшизу «Терминатор» ушли от Кэмерона: половина была у бывшей жены, а вторая — у киностудии Hemdale, отвечавшей за производство. Кэмерон смог вернуть права на «Терминатора» только в 2019 году, но сделанная с его участием последняя часть «Терминатор: Темные судьбы» провалилась в прокате.

Салман Рушди и права на «Детей полуночи»

Rotten Tomatoes Trailers

В 2011 году писатель Салман Рушди во время обеда с режиссером Дипой Мехта предложил ей купить права на роман «Дети полуночи» за один доллар. Кроме того, Мехта даже убедила автора написать сценарий по собственному роману. Рушди стал сопродюсером картины и озвучил роль рассказчика. Правда, фильм не стал хитом: на Rotten Tomatoes у картины лишь 41% положительных рецензий критиков.

Джордж Лукас и права на радиопостановку «Звездных войн»

Star Wars: A New Hope Radio Drama — Nigelʼs Edit
Nige L

После выхода фильма «Звездные войны: Новая надежда» в 1977 году студент факультета искусств Калифорнийского университета захотел сделать из блокбастера Джорджа Лукаса радиопостановку в качестве курсового проекта. Лукас согласился, потому что когда-то учился на том же факультете, — и продал права на аудиоспектакль (включая оригинальную музыку Джона Уильямса и звуковые эффекты) за один доллар. Некоторые из актеров, включая Марка Хэмилла (Люк Скайуокер) и Энтони Дэниелса (С-3РО), повторили свои роли в этом студенческом проекте.

13 эпизодов постановки вышли на Национальном общественном радио (NPR) и собрали аудиторию 750 тысяч человек — впервые со времен радиоспектакля «Война миров» Орсона Уэллса в 1930-х у радиоспектакля был такой успех. Позже NPR выпустило такие же постановки по двум продолжениям оригинальной трилогии «Звездных войн». 

Сильвестр Сталлоне и сценарий «Рокки»

ROCKY (1976) | Official Trailer | MGM
MGM

В начале 1970-х о Сталлоне еще никто не знал, денег у него не было. Бой Мухаммеда Али и Чака Уэпнера, которому удалось отправить легендарного соперника в нокдаун, вдохновил Сталлоне написать историю о боксере Рокки Бальбоа — он закончил первый драфт на 90 страниц всего за три дня.

Продюсерам понравился сценарий, но они видели в главной роли Берта Рейнолдса или Роберта Редфорда. Сталлоне предложили 360 тысяч долларов за сценарий, но он отказался. Продюсеры согласились взять Сталлоне на главную роль, лишь купив у него сценарий за один доллар. Бюджет фильма составил меньше миллиона долларов (ради экономии в съемках участвовали даже родственники Сталлоне). В результате картина заработала 117 миллионов по всему миру, получила девять номинаций на «Оскар» и забрала две статуэтки — за лучший фильм и режиссуру.

Не только ужасы

Стивену Кингу — 75. Весь мир любит его ужасы, но в этот раз мы советуем прочитать его романы в других жанрах От книг для подростков до психологической прозы

Не только ужасы

Стивену Кингу — 75. Весь мир любит его ужасы, но в этот раз мы советуем прочитать его романы в других жанрах От книг для подростков до психологической прозы

Александр Тремасов

Фото на обложке: Larry French / Getty Images

«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!

Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!