DC выпустила фильм «Синий жук». Это первая картина студии с главным героем — латиноамериканцем (им управляет инопланетный скарабей) А еще это язвительная притча об американском милитаризме
В мировой прокат вышел «Синий жук» пуэрто-риканского режиссера Анхеля Мануэля Сото. Это первый фильм во вселенной DC с латиноамериканским супергероем в центре сюжета. Хайме Реймес получает суперсилы от инопланетного синего скарабея — после этого подростку, который не привык ни с кем воевать, предстоит бороться с мировым злом. Кинокритик Антон Долин объясняет, чем эта с первого взгляда непритязательная картина выгодно отличается от многих других супергеройских фильмов.
Нужен ли миру еще один супергеройский блокбастер в августе 2023 года? Похоже, что мнением зрителей никто не интересовался. Машину по производству кинокомиксов не остановить, а публике надо на что-то ходить — даже в конце лета, когда прокат замирает в ожидании осени.
Поставим вопрос иначе: если вы решили посмотреть что-то новое, поднимет ли настроение «Синий жук»? Вероятность высока. Если большинство фильмов в надоевшем жанре недотягивает до ожиданий, то картина пуэрториканца Анхеля Мануэля Сото — выходца из независимого кино, пробующего силы в развлекательном жанре, — эти ожидания способна превзойти.
Продюсерская задача «Синего жука» ясна. В супергеройском кино еще не было центральных персонажей из Латинской Америки. Из немыслимого многообразия героев комиксовой вселенной DC руководство студии остановилось на Синем Жуке — точнее, четвертом его воплощении, техасском подростке Хайме Реймесе (инопланетный боевой паразит-скарабей выбрал его для продолжения своего дела). На главную роль Сото пригласил Шоло Маридуэнью — харизматичного и обаятельного молодого актера с мексиканскими, кубинскими и эквадорскими корнями. Он начал свою карьеру с эпизодической роли в третьем сезоне «Твин Пикса», после чего снимался в сериале «Кобра Кай».
Это может прозвучать угнетающе дежурно, но Сото вместе с Маридуэньей воспользовались шансом — и оживили умозрительную концепцию, представив ее на экране если не оригинально, то по меньшей мере остроумно и живо. Авторы приняли шаблонность сюжетной основы как вызов.
Ученые где-то в непроходимых льдах наконец обнаруживают скарабея, которого долго искали по всему миру вместе с целой армией. Злодейка-капиталистка (Сьюзен Сарандон — единственная опытная голливудская звезда в фильме) присваивает находку. Безродный и нищий, но неунывающий герой входит со скарабеем в симбиоз и получает волшебные способности. По ходу действия он знакомится с племянницей героини Сарандон Дженни (бразильская актриса и модель Бруна Маркезини) и влюбляется в нее. А потом, естественно, герой схватывается в смертельном поединке с таким же суперсуществом — только красным и агрессивным.
Из череды мифологических перипетий режиссер вытащил актуальный лейтмотив. Сыгранная Сарандон Виктория Корд грезит лишь об одном —сотворении суперсолдата (распространенный сюжет, который уже эксплуатировали в двух-трех фильмах конкуренты DC из Marvel). В ее одержимости инопланетной мощью есть что-то запретное, напоминающее о боди-хоррорах, — и ее раб Игнасио (Рауль Трухильо из «Апокалипсиса» и «Убийцы») это прекрасно осознает.
«Синий жук» на глазах превращается в язвительную притчу об американском милитаризме — неодолимом желании бегать быстрее, бить сильнее, взрывать громче, убивать безжалостнее и эффективнее, чем потенциальный противник. Недаром в картину вплетены политические аллюзии, не слишком смелые, но без труда читаемые. Они есть и в предыстории Игнасио, в детстве превращенного в идеального убийцу, и в неожиданной линии бабули Наны (колоритная Адриана Барраза из «Суки-любви» и «Вавилона»): когда-то та сражалась, кажется, плечом к плечу с самим Че и теперь вспомнила славное прошлое.
На этом фоне трогательно выглядит главный герой, наивный пацифист. Вернувшись с учебы в родной (вымышленный) город, техасский Пальмера-Сити, он сталкивается с жесткой реальностью: у отца только что был инфаркт, дом и бизнес у семьи вот-вот отберут, а найти работу ему светит в лучшем случае официантом или парковщиком. Встреча с чудесным скарабеем, захватывающим и присваивающим его тело и разум, шокирует Хайме. Он не привык драться, не умеет воевать, вообще старается избегать открытых конфронтаций. Если он и отправляется на войну со злом, то это вынужденный поход, единственный приятный бонус которого — шанс завоевать уважение и внимание девушки, активной и влиятельной.
Хайме и Дженни делают из «Синего жука» нечто большее, чем проходной голливудский блокбастер. Эти герои не пытаются спасти мир и человечество — мессианские амбиции присущи скорее старшему поколению в лице героини Сарандон. Хайме тратит все усилия исключительно на то, чтобы помочь своей неудачливой семье (папа, мама, бабушка, умная и вредная младшая сестра плюс чудак-дядя, чью роль с привычным шармом играет Джордж Лопес) — те не знают английского языка и в американской мечте уже разуверились. А Дженни, будучи сиротой, вдруг осознает высшую ценность подобной жизни — в тесноте, да не в обиде.
Семейные ценности — еще одна проверенная банальность, на которой держится крепкий экзоскелет «Синего жука». Но в совокупности с выразительными и не засвеченными актерами, динамичной камерой Павла Погоржельского и электронной ретромузыкой Бобби Крлича (оба работали с Ари Астером над «Солнцестоянием» и «Всеми страхами Бо») это работает. Кажется, что под непробиваемыми доспехами этого непритязательного фильма все-таки бьется настоящее сердце.