Перейти к материалам
истории

«Черепашки-ниндзя: Погром мутантов» — комедия о том, как черепахи сражаются за место среди людей Это очень удачный перезапуск легендарного комикса под музыку Трента Резнора и Аттикуса Росса

Источник: Meduza
Paramount Pictures

В конце июля на мировые экраны вышел полнометражный мультфильм Джеффа Роу и Сета Рогена «Черепашки-ниндзя: Погром мутантов» — новая версия популярного комикса 1980-х. Он рассказывает о приключениях четырех братьев-черепах, владеющих боевыми искусствами и готовых спасать город от злодеев-мутантов. Кинокритик «Медузы» Антон Долин посмотрел картину и рассказывает, как Роу и Роген интерпретировали историю о Леонардо, Донателло, Микеланджело и Рафаэле — и какие идеи попытались через нее донести.

Когда много-много лет назад младшие брат с сестрой рассказали мне о названных в честь художников итальянского Возрождения черепашках-ниндзя, которые живут в канализации под Нью-Йорком и питаются пиццей, я был уверен, что они шутят. Такую чушь могут придумать только младшеклассники. Потом я увидел полнометражный фильм, следом за ним — анимационный сериал, и пришлось признать их правоту.

Прошло время, и выяснилось, что Питер Лэрд и Кевин Истмен изобрели франшизу о черепашках еще в 1980-х как пародию на супергеройские комиксы — и удивились, когда их приняли всерьез. Но было поздно: Леонардо, Донателло, Микеланджело и Рафаэль стали сверхпопулярными. Годы идут, любовь к панцирным не меркнет. Ее нынешний итог — полнометражный мультфильм «Черепашки-ниндзя: Погром мутантов».

Два его главных создателя — всеми любимый комик Сет Роген и режиссер-аниматор Джефф Роу. Роген, выступивший как соавтор сценария, продюсер и актер озвучки (он говорит за бородавочника-мутанта Бибопа), принес в фильм детскую непосредственность и взрывной юмор на грани абсурда. Роу, писавший сценарии «Гравити Фолз» и «Разочарования», два года назад в соавторстве с Майклом Риандой дебютировал в полнометражной анимации с «Митчеллами против машин». «Черепашки-ниндзя: Погром мутантов» — его первая самостоятельная постановка. От него здесь уникальный визуальный стиль, в чем-то продолжающий идеи «Митчеллов против машин». Если там речь шла о борьбе людей с восставшими роботами, то в своем новом мультфильме Роу бунтует против тотальной компьютеризации анимации.

Результатом становится нарочито небрежная, как бы ручная рисовка, напрямую отсылающая к эстетике независимого комикса. В этом «Черепашки-ниндзя» продолжают линию франшизы «Человек-паук: Паутина вселенных» — более богатой, многоплановой, насыщенной и сложной, но несравнимо менее непосредственной, свободной и забавной. 

Paramount Pictures

«Черепашки-ниндзя: Погром мутантов» — седьмой полнометражный фильм по комиксам Лэрда и Истмена, но можно запросто начать знакомиться с этим миром с него. Ведь перед нами — перезапуск серии, а предыстория главных героев вновь рассказана с нуля.

Бакстер Стокман — гениальный и безумный ученый, экспериментировавший с животными. Его гибель во время захвата лаборатории привела к тому, что в городскую канализацию упала пробирка с четырьмя черепахами-мутантами. К счастью, их нашел, усыновил и воспитал, научив карате и другим бойцовским техникам, мудрый крыс Сплинтер. Дальше действие переносится в наши дни — и начинаются приключения неразлучной четверки в мире людей. 

В аббревиатуре TMNT Рогена и Роу больше всего интересовала первая буква — за ней слово «teenage». Русский перевод часто игнорирует этот важный фактор: Раф, Донни, Мики и Лео — тинейджеры. Их главные мотивы непосредственно связаны с возрастом. Они сплоченные и вместе с тем одинокие, самонадеянные и неуверенные в себе. А еще они всем обязаны дряхлеющему отцу (крысу озвучивал Джеки Чан!) и мечтают о сепарации. Лелеют надежды об интеграции в мир сверстников, которых побаиваются и стесняются. Новый мультфильм — отличная комедия взросления, а психологическая природа жанра оправдывает бредовую гротескность основной интриги. 

Когда Нью-Йорк захватывает гигантская муха-мутант (манеру рэпера Айс Кьюба, конечно, лучше слышать в оригинале) — отверженная миром и желающая ему отомстить, — четверо супергероев-подростков в масках бросают вызов неприятелю. Они завоевывают дружбу старшеклассницы-журналистки Эйприл ОʼНил (она человек, и у нее свои комплексы — ее тошнит перед камерой) и симпатии горожан. А заодно преодолевают свою инаковость, обретя место среди «нормальных» подростков.

Paramount Pictures

Стандартный и предсказуемый сюжет оживляют обаятельные мелкие детали — например, Сплинтер, чтобы порадовать приемных детей и отвлечь их от мыслей о человеческой школе, дарит им ростовую фигуру актера Криса Пайна. Скучное противостояние героев злодею разбавляют колоритные второстепенные персонажи: прежде всего отряд мутантов — лягушка, аллигатор, носорог, летучая мышь. Не пропустите геккона-пацифиста, который катается на скейте и не желает воевать с людьми (Пол Радд), и ската, мечтающего петь (рэпер Post Malone). В результате рождается не то чтобы по-настоящему выдающийся фильм, но отличный сезонный блокбастер для подростков, утомленных длинными летними каникулами. Спойлер: в финале черепашки-ниндзя наконец-то пойдут в школу. 

Отдельный небольшой шедевр — оригинальный саундтрек музыкантов Nine Inch Nails Трента Резнора и Аттикуса Росса, которые окончательно переключились на музыку к фильмам и играм и забросили индустриальный рок. После премиального успеха («Золотой глобус» и «Оскар» за музыку к «Душе» Pixar) они вновь взялись за анимацию, создав для «Черепашек-ниндзя» динамичную и изобретательную ритмическую основу, непохожую на их привычные холодные треки. Впрочем, слушать эту отличную музыку можно как в контексте фильма, так и отдельно от него. 

Какой еще мультфильм посмотреть

«Человек-паук: Паутина вселенных» — изобретательный сиквел революционного мультфильма Аттракционов стало еще больше, но сюжет стремительно приближается к подростковому ромкому

Какой еще мультфильм посмотреть

«Человек-паук: Паутина вселенных» — изобретательный сиквел революционного мультфильма Аттракционов стало еще больше, но сюжет стремительно приближается к подростковому ромкому

 

Антон Долин