Перейти к материалам
Fred again на концерте в Берлине
истории

Когда музыканту Fred again было 16, он носил Брайану Ино кофе. Теперь он записал с ним альбом Вот история самого успешного диджея последних лет, который стал хедлайнером Coachella (в трио со Скриллексом и Four Tet)

Источник: Meduza
Fred again на концерте в Берлине
Fred again на концерте в Берлине
Frank Hoensch / Redferns / Scanpix / LETA

5 мая вышел альбом «Secret Life», совместная работа двух британцев — молодого продюсера Фреда Гибсона, записывающегося под псевдонимом Fred again, и классика электронной музыки Брайана Ино. «Медуза» рассказывает, как Гибсон оказался на одной сцене со Скриллексом и Four Tet и почему его совместная работа с Ино — еще один удачный эксперимент.

Сосед Брайана Ино

Родители Фредерика Гибсона Чарльз и Мэри — пэры, то есть британские дворяне. Его прадедушка Шейн ОʼНил был финансистом, а прабабушка Энн после развода с Шейном вышла замуж за Иэна Флеминга, придумавшего Джеймса Бонда. Словом, нет ничего удивительного в том, что соседом Гибсонов оказался классик электронной музыки Брайан Ино.

В 2009 году, когда Фреду было 16, он попал в акапельную группу, которую организовал Ино с друзьями. Гибсон помогал по мелочи: делал кофе, расставлял пюпитры и убирал их после репетиций. К тому моменту он уже шесть лет пытался писать свою музыку. На одной из репетиций он показал Ино наброски своих песен (их было сто), над которыми работал по ночам. Музыкант решил, что у Фреда есть талант, — и стал его профессиональным ментором.

Уже через четыре года Гибсон стал сопродюсером двух совместных альбомов Ино и Карла Хайда из группы Underworld. «Someday World» и «High Life» вышли в 2014 году с разницей в два месяца: закончив одну запись, Ино не смог остановиться и тут же выпустил вторую. В этом проекте Гибсон был не только музыкальным продюсером: он также сыграл на клавишных, барабанах и перкуссии, гитаре и басу.

С 2015 по 2020 год Гибсон, уже под псевдонимом FRED, работал с поп- и хип-хоп-музыкантами как музыкальный продюсер. Преимущественно с британцами: певицами Элли Гулдинг, Ритой Орой и Чарли XCX, рэперами и грайм-МС Рутс Манувой, Стормзи и Октавианом. Кроме того, он помогал со звуком канадцу Шону Мендесу и корейской группе BTS. Но чаще всего в это время Фред работал с британцем Эдом Шираном — большинство треков на альбомах певца «No. 6 Collaborations Project» и »=» 2019 и 2021 годов написаны в соавторстве с Гибсоном. На альбомах, где Ширан выступал как гость, — например, у Сэма Смита и Эминема — Фред тоже появлялся. Но большая карьера Фреда началась позже.

Weʼve lost dancing

Первый альбом Гибсона, на котором он выступил под псевдонимом Fred again (новое имя — отсылка к эпизоду из «Скуби-Ду»), — «Gang» — вышел в 2020-м. Фред записал его вместе с дрилл-исполнителем Headie One.

Дрилл — это поджанр хип-хопа, который появился в Чикаго в начале 2010-х. В отличие от других разновидностей стиля, эта — более медленная и мрачная, с характерным басом и текстами о насилии без всяких метафор и игры слов. Британский дрилл считается более энергичным, отсылающим к английской электронной сцене. Ко всему этому наследию на «Gang» Фред добавил танцевальные элементы, с его подачи на альбоме появились FKA twigs, Джейми xx и Самфа в качестве приглашенных исполнителей — проще говоря, дрилл при участии Гибсона максимально приблизился к поп-музыке. У Headie One после «Gang» еще выходили хиты, но настоящей звездой прямо сейчас становится его соавтор — Гибсон.

В апреле 2021-го вышел его первый сольный альбом, «Actual Life (April 14 — December 17 2020)». Эта работа появилась вовремя — в ковидные месяцы, когда невозможно было попасть на танцпол. Гибсон предложил слушателям меланхоличный звук — воспоминание о дискотеке, а не саму вечеринку.

Главный хит альбома — сингл «Marea (weʼve lost dancing)», он играет в финальной сцене «Треугольника печали», когда один из героев бежит по лесу, — многие узнали Фреда именно после этого фильма. Важнейший прием и находка Гибсона — использование в треках его личных диктофонных записей, видео из инстаграма, ютьюба или тиктока. С их помощью он озвучивал свои переживания по поводу безвозвратно изменившегося мира. «Не могу дождаться, чтобы снова увидеть тебя», «Я скучаю по тебе», «Не знаю, через что я прохожу», «Я просто хочу быть с тобой», — говорят герои его треков.

У Гибсона голоса этих людей звучат так, как будто они обращаются лично к тебе, сама музыка здесь будто приглушена — она играет для того, кто в одиночестве вспоминает, как когда-то веселился вместе с друзьями. В «Marea (weʼve lost dancing)» со слушателем «говорит» электронная продюсерка The Blessed Madonna — на записи она рассказывала Фреду о своей горечи во время пандемии, когда опустели клубы: «Мы потеряли танцы». Но речь ее заканчивалась обнадеживающе: «What comes next would be marvellous» («Дальше будет что-то изумительное»).

Во многих своих треках Фред использовал звук из видео, которые снимал во время вечеринок с друзьями. На одной из таких встреч в 2019 году он заснял Карлоса, рабочего из Атланты, произнесшего вдохновляющую речь. По словам диджея, именно видео с Карлосом и его удивительно музыкальным голосом подсказало, куда двигаться дальше. В итоге его вдохновителя можно было услышать не только на треке «Carlos (Make It Thru)», но и в большинстве композиций первой части «Actual Life» и паре треков второй — его восклицание «Мы все это преодолеем!» показалось Гибсону подходящим пожеланием слушателю, чью жизнь изменила пандемия.

Проект «Actual Life» в итоге разросся до трилогии: вторая часть вышла осенью 2021 года, третья — осенью 2022-го. Этот аудиодневник в каком-то смысле делался на ходу: большинство треков «Actual Life» Фред написал во время прогулок и путешествий. К каждой части «Actual Life» Фред выпустил по мини-альбому, где сыграл те же треки на клавишных, в них ощущение спонтанности передано лучше всего (рядом с названиями треков в фортепьянных EP в скобках указано, в каком именно городе и месте стоял инструмент, на котором играл Фред). Сам музыкант рассказывает, что любит делиться с незнакомцами незаконченными треками: он просто отправляет им их через AirDrop и наблюдает за реакцией. В общем-то, тут нет ничего удивительного, «Actual Life» действительно звучит как музыка, которой с тобой делятся как с другом.

Искренность и оптимизм Фреда отозвались у многих слушателей, но к выходу третьей части «Actual Life» он решил что-то изменить в творческом методе — и стал приглашать профессиональных вокалистов, других сопродюсеров; попытался уйти в сторону более понятной поп-музыки, сохранив свой подход к работе со звуком.

Скриллекс и Four Tet

В 2022-м, еще до третьей части «Actual Life», у Гибсона вышел мини-альбом «USB», названный так в честь постоянной спутницы гастролирующих диджеев — обычной флешки. В первую очередь это была музыка для танцполов, развивающая идеи британской электроники последних 10–15 лет. По этому альбому заметно, насколько сильно на Гибсона повлияли Джеймс Блейк (от него — лиричное настроение и скрупулезный подход к звуку) и Джейми xx (явные отсылки к британской электронике последних десятилетий). Другой очевидный вдохновитель Гибсона — анонимный продюсер Burial, который в нулевых похожим образом работал с голосом, но брал его не из личных видео, а из фильмов и видеоигр.

Сейчас первым треком на альбоме «USB» идет «Baby again», совместная запись с двумя совершенно разными продюсерами: Скриллексом (Сонни Муром) и Four Tet (Кираном Хебденом).

Первый, Сонни Мур, в конце нулевых был среди тех, кто превратил британский дабстеп — мрачную электронику для интровертов — в музыку для танцполов; несколько примитивную, но безотказно работающую. В последние годы Скриллекс, выходец из рок-музыки, отошел от дабстепа — вместе с другим популярным продюсером, Дипло, он в составе дуэта Jack U начал писать более лиричные треки, а сейчас вновь вернулся к танцевальной музыке, лишь отдаленно напоминающей дабстеп.

Второй, Киран Хебден, всегда хорошо себя чувствовал в любой компании — у него есть несколько джазовых альбомов, он записывался с Томом Йорком, а его электроника уходит то в лефтфилд, то в хаус или техно.

Гибсон, Мур и Хебден, представители трех поколений современной электроники (не так давно альбому Four Tet «Rounds» исполнилось 20 лет), в последнее время часто выступают как диджеи втроем: в 2023 году именно это трио заменило хедлайнера Фрэнка Оушена на фестивале Coachella (тот внезапно отменил свой сет, поэтому потребовалась срочная замена). Втроем музыканты показали, как фестивальная электроника может уйти от одного лишь примитивного EDM — и при этом заинтересовать целую толпу.

Кроме EDM и дабстепа в их сете были отголоски хауса, драм-н-бейса, рока, хип-хопа, а также поп-музыки, благодаря которой выступление скорее напоминало громадную домашнюю вечеринку, а не тщательно продуманное диджейское выступление. Гибсон, Мур и Хебден, к примеру, поставили в оригинале трек Майли Сайрус «Party In The USA», переходящий в ремикс на «I Miss You» группы Blink-182. И это было трогательно: диджеи редко включают во время больших фестивальных сетов поп или панк, многим знакомый с детства.

Дуэт с ментором

Подобно Burial, который в прошлом году ушел в эмбиент на альбоме «Antidawn», Гибсон теперь и сам обратился к этому жанру — на совместном альбоме с Брайаном Ино «Secret Life». Еще в 1978-м Ино придумал, как называть такую музыку, — «музыка для аэропортов» (именно тогда он выпустил альбом «Ambient 1: Music for Airports»). Музыка без ударных, весь смысл которой — создавать атмосферу и служить фоном. Хотя сейчас эмбиент понимают гораздо шире — в нем допустимы и барабаны, и активное вовлечение слушателя, — «Secret Life» все же ближе к изначальному пониманию жанра: это сугубо утилитарный, умиротворяющий проект.

В течение первой пары недель после выхода альбома разные его версии можно было послушать на сайте — длина «Secret Life» день ото дня менялась от 20 с лишним минут до трех с половиной часов. Каждая из этих версий начинала играть в 10 вечера по лондонскому времени — смысл в том, что это вечерняя музыка, которую стоит слушать в одиночестве. Одиночество она и должна скрасить: Фред поет здесь «Donʼt you even say youʼre giving up» («Даже не думай говорить, что ты сдаешься»), «You donʼt have to be alone» («Ты не должен быть один»).

Для самого Брайана Ино в «Secret Life» нет ничего нового — этот альбом напоминает о его старых работах. Гитара и альт в «Secret» и «Radio» отсылают к его песенным альбомам семидесятых «Another Green World» и «Before And After Science», а синтезаторы — к релизам серии «Ambient» и поздним записям, например «Reflection» 2017-го. Для Фреда же это — шаг в сторону, который многим может показаться шагом назад.

Fred again and Brian Eno — Secret Life (Full Album)
Fred again

В своем желании успокоить слушателя, настроить его на нужную волну Гибсон и Ино часто уходят в излишне комфортную музыку — для приложения Endel искусственный интеллект с легкостью мог бы написать такую и без человеческой помощи. Но это не значит, что в «Secret Life» совсем нет острых углов. В нескольких треках, «I Saw You», «Safety» и «Trying», Гибсон по-новому использует голос — как отдельный инструмент: если раньше его заботил смысл сказанного в треках, то теперь для него куда важнее ощущение и настроение этих голосов. Фокусник, у которого был лишь один фирменный трюк, показал, что готов меняться, и в этом нет ничего случайного — только его труд и предназначенный ему прямой путь.

О прошлогоднем альбоме Burial

Вечеринки не будет О чем новый альбом Burial, одного из главных — и самых таинственных — электронных музыкантов

О прошлогоднем альбоме Burial

Вечеринки не будет О чем новый альбом Burial, одного из главных — и самых таинственных — электронных музыкантов

«Медуза»