Перейти к материалам
истории

«Шазам! Ярость богов» — ерундовая семейная комедия о наивных супергероях DC развлекается как может, пока сборы фильмов Marvel падают во всем мире

Источник: Meduza
Warner Bros. Pictures / AP / Scanpix / LETA

В мировой прокат вышла картина студии DC «Шазам! Ярость богов» — продолжение фильма о подростке-супергерое 2019 года. Режиссер — Дэвид Ф. Сандберг. В новой части герои противостоят мстительным дочерям Атланта, которых играют Хелен Миррен, Люси Лью и Рейчел Зеглер. Кинокритик Антон Долин рассказывает, как на фоне кризиса супергеройского кино во всем мире DC продолжает делать бесхитростные семейные фильмы.

Кризис супергеройских кинокомиксов уже никто не отрицает. После триумфа четвертых «Мстителей» даже всесильный глава Marvel Кевин Файги никак не может повторить свой успех. Все более скромные кассовые сборы позволяют поднадоевшим персонажам скорее выживать, чем побеждать в прокате. Не только ворчливые классики, вроде Мартина Скорсезе, но и более молодые эксперты признают: пик комиксовой эстетики остался позади, ее необходимо изобретать заново.

На этом удручающем фоне (только за последние месяцы зрителей разочаровали и «Черный Адам», и третий «Человек-муравей и Оса») редко встретишь картину, которая сохраняла бы живость без претенциозности и могла бы развлечь, не утомив. «Шазам! Ярость богов» студии DC и бывшего режиссера хорроров Дэвида Ф. Сандберга, снявшего и первую часть, — из числа таких относительных удач. 

Warner Bros. Pictures

Если кинокомиксы не ваш любимый жанр, вряд ли вас переубедит второй «Шазам». Если, напротив, вы скучаете по качественным аттракционам, лишенным мессианских амбиций «Мстителей» или «Аватара», вам сюда.

Скрытым ресурсом расширенной вселенной DC, которая так долго плелась в хвосте у всепобеждающего Marvel, оказалась способность расслабиться и снять по-хорошему глупый фильм. Истории о разодетых спасителях изначально заряжены схематизмом и инфантилизмом — так, может, перестать уже стесняться и превратить эти качества в дополнительный ресурс? Такой логике следовал «Аквамен» (и поэтому его грядущий сиквел — один из самых ожидаемых в году), ей же подчинена франшиза «Шазам». 

Напомним, в центре интриги — Билли Батсон (Ашен Энджел), трудный подросток, приемный ребенок в многодетной семье, которому ворчливый маг передал волшебную силу — способность при помощи заклинания «Шазам!» перевоплощаться во взрослого супергероя с молнией на груди (комик Закари Ливай). Этой силой Билли щедро делится с приемными братьями и сестрами: ходящим с костылем Фредди (Джек Дилан Грейзер), отличницей Мэри (Грейс Фултон), застенчивым Педро (Джован Арманд), геймером Юджином (Йен Чен) и добродушной Дарлой (Файте Херман).

Во второй части франшизы им предстоит бросить вызов другой семейке — трем дочерям титана Атланта, решившим отомстить за многовековое заточение и подчинить мир людей хаосу. В ролях Гесперы, Калипсо и Антеи — соответственно Хелен Миррен, Люси Лью и новейшая суперзвезда Рейчел Зеглер (Мария из «Вестсайдской истории» Спилберга). В который раз основной вес в супергеройском кино падает на исполнителей ролей злодеев: не только магические, но и актерские способности трех вестниц апокалипсиса явно превосходят ресурсы детской команды. 

Пересказывать перипетии сюжета, от разрушения Пантеона в Афинах (туда, на общую беду, доставили откопанный на филадельфийской свалке магический посох) до неизбежного финального апокалипсиса с последующим хэппи-эндом, дело пустое. Предельно примитивная и предсказуемая интрига построена из кирпичиков общепринятых сценарных шаблонов. Сандберг совершенно не пытается улучшить жанр — он предпочитает его оседлать, как обезумевшая Калипсо дракона, а бесстрашная Дарла — единорога, и управлять комиксом при помощи остроумных диалогов.

Почти всегда у него это получается. Ошибки тоже есть, но они легко прощаются. Автор не возвышается над своим героем, чья сверхспособность вовсе не мускульная сила или молниеносная скорость, а непобедимое простодушие и необъяснимая вера в свои возможности. Режиссер радостно с ним солидаризируется. Мир летит в тартарары (и речь не только о нарисованной экранной Филадельфии, которую снимали в Атланте), так отчего же не подурачиться напоследок? 

Capital Pictures / Scanpix / LETA

Античная мифология вполне органично вплетена во вселенную «Шазама!», заменяя столь же поверхностную игру в фэнтези из предыдущей части — недаром не слишком начитанный Билли путает ветхозаветного Соломона с толкиновским Саруманом. Древо Жизни пускает корни в благополучном американском мегаполисе. Набухают почки, из которых лезет древнегреческая нечисть: гарпии, циклопы, минотавры. Конец близок. 

Тем не менее Билли, до сих пор не придумавший себе супергеройского имени (прохожий называет его Чизстейк-меном, шутка для филадельфийцев), традиционно не унывает, поскольку самонадеян и оптимистичен, как положено тинейджеру. Его поддерживает мыслящая самописная ручка по прозвищу Стив — с большим отрывом самый обаятельный новый персонаж франшизы. По ночам Билли грезит о Чудо-женщине, вроде как из той же расширенной вселенной, но слишком взрослой и крутой для него. Тем комикс и хорош, что в нем все дозволено, не работают даже строгие правила пропповской морфологии сказки. Так что сияющая Диана здесь тоже появится.

«Шазам! Гнев богов» — жанровая ерунда, обладающая суперспособностью если не утешать, то хотя бы отвлекать зрителя. У него или нее есть полное право почувствовать себя на эти два часа ребенком. Чудо заклинания «Шазам!» (как и обаяние одноименного фильма) заключается именно в этом: одаривая героев-подростков обличьями взрослых, оно дает совершеннолетним людям в зале возможность хоть ненадолго впасть в детство. 

Читайте также

«Ваканда навсегда» — трогательное прощание Marvel с Чедвиком Боузманом Как режиссеру Райану Куглеру удалось снять блокбастер о Черной Пантере без Черной Пантеры

Читайте также

«Ваканда навсегда» — трогательное прощание Marvel с Чедвиком Боузманом Как режиссеру Райану Куглеру удалось снять блокбастер о Черной Пантере без Черной Пантеры

 

Антон Долин