«Ваканда навсегда» — трогательное прощание Marvel с Чедвиком Боузманом Как режиссеру Райану Куглеру удалось снять блокбастер о Черной Пантере без Черной Пантеры
10 ноября состоялась мировая премьера второго фильма студии Marvel о Черной Пантере — супергерое, короле африканской страны Ваканда. Первая сольная картина о нем стала революционным высказыванием об афроамериканской культуре и колонизаторстве, а также принесла создателям больше денег, чем многие другие кинокомиксы. Между съемками, в 2020 году, игравший главную роль Чедвик Боузман умер от рака. Неудивительно, что в сиквеле персонажи скорбят и пытаются пережить потерю. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, справились ли режиссер Райан Куглер и студия Marvel с задачей снять фильм про Черную Пантеру без Черной Пантеры.
Скоропостижная смерть молодого талантливого человека — трагедия. Внезапная гибель центрального героя только-только начавшейся франшизы — дополнительная катастрофа, и не только для бизнеса, но и для миллионов фанатов. В истории кино Чедвик Боузман, ушедший в возрасте 43 лет, остался не просто одаренным актером-харизматиком, а самым популярным темнокожим супергероем, за приключениями которого следил весь мир. Воплощением новой парадигмы кинематографа и поп-культуры в целом. Олицетворением Ваканды — таинственной и счастливой африканской страны из комиксов Marvel, оживленной на экране продюсерским гением Кевина Файги и режиссерской энергией Райана Куглера — первого постановщика-афроамериканца, сделавшего блокбастер таких масштабов.
Куглер не знал о болезни Боузмана и писал сценарий сиквела в расчете на него. После смерти актера он всерьез думал уйти из кино. Но то, что для других стало бы непреодолимым препятствием, Куглер превратил в преимущество фильма.
Он не прячет гибель героя и не пытается найти ему замену. В самом сердце «Ваканды навсегда» зияет дыра, кровоточащая рана. Фильм не пытается заболтать эту травму, заставить о ней забыть и показать, что есть дела поважнее. Он начинается со сцены смерти короля Ваканды ТʼЧаллы — он же Черная Пантера — и заканчивается (не пропустите сцену на титрах!) символическим прощанием с ним. И публика отзывается на сильнейшую эмоцию, столь нехарактерную для бравурной эстетики больших голливудских франшиз. Впрочем, еще с первой части «Черная Пантера» была фильмом нетипичным и авторским (Куглер пришел из фестивального кино). Мрачная и эпичная «Ваканда навсегда» укрепляет это впечатление.
«Kingʼs dead» («Король мертв») — одна из самых ярких песен из первой «Черной Пантеры», исполненная Джей Роком, Джеймсом Блэйком, Future и составителем саундтрека Кендриком Ламаром. Речь шла, разумеется, о преемственности, о бунте против былых авторитетов, о формуле «Король умер, да здравствует король». Голос «Ваканды навсегда» — женский; главная песня здесь — первый трек Рианны за шесть с лишним лет, пронзительная «Lift Me Up» («Вознеси меня»), написанная в честь Боузмана — чьей памяти официально посвящен фильм — и всех ушедших.
Героини «Ваканды навсегда» — скорбящая по ТʼЧалле мать-королева Рамонда (царственная Анджела Бассетт), его любимая Накия (Лупита Нионго), гениальная и совсем юная ученая Рири (новоприбывшая Доминик Торн), воинственные Окойе (Данай Гурира) и Анека (Михаэла Коэл), благодаря которой в фильм органично вводится квир-тематика. В центре событий оказывается принцесса Шури (Летиша Райт отныне обречена на статус одной из главных звезд американского кино). С их подачи Ваканда выглядит не осиротевшей, а преобразившейся.
Даже если считать это вынужденным жестом, для франшизы стал спасительным переход от жесткой мужской конкуренции, доходящей до знаменитого ритуала первобытного единоборства за власть, к женской эмпатичности и программному пацифизму. Последнее особенно важно для Ваканды — источника уникального вибраниума, за которым в отнюдь не миротворческих целях охотятся все лидеры «свободного мира».
Заседание ООН Куглер рисует в тонах сугубо сатирических, особенно смешными выводя представителей США и Франции: они не в состоянии понять, как же можно обладать источником столь мощного оружия и не торговать, не делиться, не диктовать волю остальным? Впрочем, эта сцена — даже не самая важная в фильме. Претендующая на роль «белой злодейки» героиня Джулии Луи-Дрейфус низведена до уровня почти эпизодического. Хотя и ее положительный спутник — агент ЦРУ Эверетт Росс в исполнении Мартина Фримена — ощущается практически лишним элементом (и, кажется, соответствующе неловко себя чувствует).
«Ваканда навсегда» — великолепное подтверждение того, как взаимосвязаны различные формы борьбы с несправедливостью, феминизм, инклюзивность и антиколониализм. Сражение женщин за место в установленной иерархии органично переходит в критику капитализма и империализма, откуда буквально один шаг до вполне серьезного (насколько позволяет жанр) разговора об исторических корнях угнетения и подчинения одних людей другим, одних народов другими.
Еще толком не начавшаяся схватка за природные ресурсы — вибраниум служит их обобщенным символом — оборачивается войной с успешно скрывавшимся до сих пор подводным народом Тлалокана. Чудом избежав уничтожения европейцами полтысячелетия тому назад, эти дети южноамериканского континента укрылись, как атланты, на дне океана. Там их цивилизация продолжала жить и процветать — именно благодаря изоляции, сходной с той, которая обеспечила выживание Ваканде. Но если вакандийцы, наученные ТʼЧаллой, не желают ни с кем воевать, то тлалоканцы готовы умереть за свою свободу.
На бой их поведет Нэмор (мексиканский актер Теноч Уэрта), которого подданные считают воплощением Кукулькана — древнего божества майя, сочетающего качества дракона и птицы. Сложно назвать этого персонажа «злодеем», настолько иногда оправданными и обоснованными представляются его разрушительные поступки.
Разумеется, «Ваканда навсегда» при всех впечатляющих качествах — к ним следует отнести фантастической красоты костюмы, невероятные локации и замечательные массовые сцены — остается блокбастером Marvel. Здесь хватает обидного схематизма, не обходится без клише, даже масштабы замысла и его исполнения иногда утомляют. Если вдуматься во внутренние противоречия фильма, то трудно не заметить: прославляя женский взгляд на войну и мир, Куглер заводит свою аудиторию вполне тестостероновой энергией схваток за власть, а бескомпромиссную критику американского империализма ведет на платформе Walt Disney — одной из самых могущественных американских корпораций, которую явно обогатит неизбежный кассовый успех фильма. С другой стороны, мы живем во времена черно-белых ценностей, и прямой разговор о схватке за человеческое достоинство сейчас востребован и даже необходим.
Куглер работает в редком жанре: он снимает утопии. В первой «Черной Пантере» нам открылась невероятная вселенная Ваканды, сочетающая непредставимый технический прогресс с естественностью, органичностью, природностью. В «Ваканде навсегда» к ней добавился не менее эффектный Тлалокан, явление которого должно бы встревожить продюсеров грядущих сиквелов «Аватара» и «Аквамена», также отправляющих свою аудиторию в подводные королевства.
Утопическое мышление — пусть искусственный, но от этого не менее утешительный. Конечно, оно не поможет понять очертания завтрашнего дня, но хотя бы поможет определить, в каком направлении двигаться.