Еще недавно казалось, что карьера Брендана Фрейзера окончена. Теперь у него — «Оскар» Рассказываем историю актера, который пережил славу и забвение — но нашел в себе силы вернуться
В конце 1990-х Брендан Фрейзер был одним из самых востребованных и высокооплачиваемых актеров Голливуда. Фильмы с его участием — «Мумия», «Джордж из джунглей», «Взрыв из прошлого» — обожали критики и зрители. Но в конце 2000-х Фрейзер практически перестал сниматься — во многом, как выяснилось из его интервью 2018 года, из-за пережитого в 2003-м домогательства. Теперь актер получил «Оскар» за работу в фильме Даррена Аронофски «Кит». Рассказываем историю Брендана Фрейзера, перезапустившего свою карьеру в совсем новом для него амплуа.
Примечание. Этот текст был впервые опубликован 11 марта, за день до вручения «Оскара».
О чем «Кит» Аронофски
В драме Аронофски Фрейзер играет Чарли — учителя английского языка с ожирением, который без остановки заедает горе из-за смерти любимого мужчины. По сюжету 270-килограммовый герой пытается наладить отношения с 17-летней дочерью — ее сыграла звезда «Очень странных дел» Сэди Синк.
Во время съемок фильма Фрейзер каждый день проводил у гримеров по шесть часов: в зависимости от сцены на артиста надевали накладной торс весом от 22 до 136 килограммов. В интервью Variety он рассказывал:
Я накачал мышцы, о существовании которых и не подозревал. Костюм был почти как смирительная рубашка с рукавами. Его расписывали аэрографом вручную, чтобы костюм был похож на человеческую кожу. На нем даже были волосы, приклеенные вручную.
Премьера «Кита» состоялась на Венецианском кинофестивале 5 сентября 2022 года. После финальных титров собравшиеся стоя приветствовали Фрейзера на протяжении шести минут — во время этой овации он заплакал на глазах у зрителей. Роль Чарли стала для актера поводом для исследования его личной боли: за последние 10 лет он сам пережил несколько потерь и стал затворником, но потом начал жизнь сначала.
Что случилось с карьерой Фрейзера
Впервые зрители узнали Брендана Фрейзера в 1992-м: в комедии «Замороженный калифорниец» он сыграл пещерного человека, замерзшего во льдах — и оттаявшего уже в наши дни. С тех пор он еще несколько раз играл наивных симпатичных попаданцев — например, в комедиях «Джордж из джунглей» (1997) и «Взрыв из прошлого» (1998).
Герой Фрейзера в «Джордже из джунглей» почти все время ходит в набедренной повязке — создатели картины явно подчеркивали тем самым отличную физическую форму актера. После этой премьеры брутального и обаятельного Фрейзера заметили продюсеры готовящегося приключенческого фильма «Мумия» — и режиссер картины Стивен Соммерс пригласил его в проект.
«Мумия» вышла в 1999 году и стала суперхитом — при бюджете 80 миллионов долларов фильм собрал в прокате 416 миллионов. Самому Фрейзеру роль принесла крупнейший на тот момент гонорар в его карьере — четыре миллиона долларов — и статус одного из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда.
Спустя год актер снялся в комедии «Ослепленный желаниями» с Элизабет Херли, где сыграл неудачливого программиста, которого искушает дьявол в обличье девушки. За эту роль он получил 10 миллионов долларов, а еще через год — в 2001-м — заработал 12,5 миллиона на сиквеле «Мумии».
Но следующие фэнтези-боевики с участием Фрейзера, вроде «Чернильного сердца» (2007) и «Путешествия к центру Земли» (2008), не повторили успех «Мумии». Семейные комедии с его участием — «Луни Тюнз: Снова в деле» (2003), «Месть пушистых» (2010) — громили критики и игнорировали зрители.
В те годы Фрейзер пробовал играть и драматические роли: в картине Джихо Ли «Воздух, которым я дышу» (2007) он создал образ бандита с трагическим прошлым, а в триллере Майкла Калео «В последний раз» (2006) он перевоплотился в наивного стажера большой корпорации. Единственным большим успехом для Фрейзера в этом жанре стала криминальная драма «Столкновение» Пола Хаггиса (2004), в которой актер исполнил роль окружного прокурора (у картины три «Оскара»: за лучший фильм, сценарий и монтаж).
И все же к концу 2010-х главным достижением Фрейзера оставался образ любителя приключений Рика ОʼКоннелла из «Мумии». В 2008-м продюсеры оживили франшизу: третья часть, «Гробница императора драконов», должна была запустить новую трилогию, об ОʼКоннелле и его сыне. Но фильм не оправдал ожиданий — в кинотеатрах он собрал 403 миллиона долларов при бюджете 145 миллионов. Для голливудской картины это провал: на маркетинг закладывается сумма, равная бюджету фильма, так что прибыль от третьей «Мумии» едва превысила 100 миллионов. После этой неудачи карьера Фрейзера в большом кино замерла на 10 лет.
Филип Берк
Пять лет назад в интервью журналу GQ актер рассказал о пережитом домогательстве. В 2003-м его позвали на обед Голливудской ассоциации иностранной прессы, которая вручает награду «Золотой глобус» — одну из самых престижных в индустрии. В коридоре Фрейзер столкнулся с Филипом Берком — президентом ассоциации в то время. Спустя 15 лет актер так описывает эту встречу:
Левой рукой он обнял меня за талию, сжал ягодицу, достал до промежности. И он начал водить пальцем. Я почувствовал себя ужасно. Будто я был маленьким ребенком. Мне казалось, что у меня в горле комок. Я думал, что расплачусь.
Фрейзер рассказал о случившемся жене, актрисе Эфтон Смит, и своему агенту. По их совету актер потребовал от Берка письменных извинений — и получил их, формально. Но сама ассоциация иностранной прессы и ее президент все равно называли домогательство «игривым похлопыванием» и шуткой.
После этого события, по словам Фрейзера, у него началась депрессия. «Я был несчастен. Убеждал себя, что ничего страшного не случилось, что этот парень просто потрогал меня», — вспоминал актер. Во время съемок семейной комедии «Луни Тюнз: Снова в деле» он продолжал думать об инциденте с Берком. В фильме актер играл самого себя, а также своего двойника-каскадера. В финале фильма Фрейзер и его дублер встречаются — и копия Фрейзера бьет актера по лицу.
Чтобы сыграть самого себя, Фрейзер сам выбирал одежду — и в этой сцене, где ему предстояло бить себя же по лицу, он оделся предельно безвкусно. «Так я представлял худшую версию себя. Вот почему я хотел сыграть в этом фильме. Мне нужно было разозлиться на себя и хорошенько врезать, пока этого не сделал кто-то другой. А я знал, что это произойдет».
По словам актера, позже этот удар ему все-таки нанесли: Филип Берк каким-то образом повлиял на голливудские студии и они внесли Фрейзера в черный список, считает актер.
Не знаю, вызвало ли это событие немилость у ассоциации иностранной прессы. Но тишина [в карьере] была оглушительной. Телефон перестает звонить, и вы начинаете спрашивать себя — почему? Есть много причин, но была ли это [конфликт с ассоциацией] одна из них? Думаю, что была.
35-летний актер надеялся перезапустить свою карьеру с помощью роли Супермена в очередной экранизации комиксов DC, которую Warner Bros. разрабатывали в середине нулевых. Но, несмотря на обещания режиссера Бретта Рэтнера, роль Фрейзеру не досталась — как он считает, из-за интриг внутри студии. Это в очередной раз надломило актера.
«Если хотите, я сломаю ребро»
Съемки в приключенческих блокбастерах повлияли на здоровье Фрейзера, ведь большинство трюков он выполнял самостоятельно.
Первые травмы он получил уже в 1991 году, на съемочной площадке дебютного фильма «Дурацкое пари». 23-летний Фрейзер играл эпизодическую роль матроса, который дерется в баре. В этой сцене его швыряли в игровой автомат — в итоге актер сильно ушиб ребро, но продолжил делать дубли. «Все в порядке! Я могу еще раз. Если хотите, я сломаю ребро. Хотите, чтобы я сделал это снова?» — говорил тогда артист.
Такой же подход к работе был у Фрейзера и на съемках всех «Мумий» — к третьей части исполнитель главной роли буквально начал разваливаться на части. «Меня „собирали“ с помощью скотча, пакетов со льдом и защитных наколенников и налокотников для езды на горном велосипеде. Эту амуницию не видно под одеждой. Каждый день я надевал такой экзоскелет», — вспоминал актер.
В конце концов Фрейзеру потребовалось несколько серьезных операций. Ему дважды провели ламинэктомию — удалили поврежденные части позвонков в грудном отделе и пояснице. Затем частично заменили коленный сустав. После чего было еще несколько операций на позвоночнике и операция на поврежденных голосовых связках. По словам актера, он провел в больницах почти семь лет.
Одновременно Фрейзер разводился с женой Эфтон Смит, бывшей актрисой, с которой Брендан познакомился на барбекю у Вайноны Райдер в 1993-м. Вместе они прожили 16 лет, у них трое сыновей. Развод длился два года, процесс завершился в 2009-м. Суд решил, что артист должен выплачивать жене 900 тысяч долларов в год, хотя его гигантские гонорары к тому моменту уже остались в прошлом.
В 2013-м он просил суд сократить алименты, но ходатайство отклонили. Фрейзеру пришлось продать дом.
Следующие восемь лет после выхода последней «Мумии» он снимался лишь в фильмах категории «Б» и мелькал в эпизодических ролях в сериалах. В 2016-м его пригласили на небольшую роль в третий сезон шоу «Любовники». Во время промокампании Фрейзер дал интервью ютьюб-каналу Build. На протяжении всего разговора актер смотрел в одну точку, бормотал что-то и отвечал невпопад. Интервью стало поводом для шуток в соцсетях, но вскоре выяснилось, что накануне записи умерла мать Фрейзера — и во время беседы с журналистами он просто не мог собраться с мыслями.
Возвращение
Работа в сериалах помогла бывшему герою боевиков вернуться в большое кино. В конце 2016 года Фрейзера, сильно изменившегося за эти годы, заметил режиссер и продюсер Дэнни Бойл. Он смотрел сериал «Любовники» — и обратил внимание на чувства, которые испытал, глядя на Фрейзера, погрузневшего и осунувшегося. Бойл тогда продюсировал сериал «Траст» (2018) о похищении внука Жана Поля Гетти — богатейшего человека мира середины прошлого века. Фрейзер по приглашению режиссера получил роль ассистента Гетти и рассказчика истории.
После выхода «Траста» о Фрейзере вспомнил Стивен Содерберг — и предложил ему небольшую роль в криминальной драме «Без резких движений» (2021). Оба проекта получили высокие оценки критиков: у «Траста» 78% на Rotten Tomatoes, а у фильма Содерберга — 92%.
Следующим, незадолго до пандемии коронавируса, к Фрейзеру обратился уже Даррен Аронофски. Режиссер 10 лет пытался адаптировать для экрана пьесу Сэмюэля Д. Хантера, по которой снят «Кит». На главную роль претендовал в том числе и Джордж Клуни, но досталась она звезде «Мумии». Аронофски вспоминал:
Когда Брендан покинул мой офис после нашей первой встречи, я все уже понял. Я знал, что он мог бы сыграть кого-то, кого большинство людей сначала отвергли бы, но через пять минут начали бы испытывать к нему чувства. Затем, в течение 20 минут, они начинают влюбляться в персонажа — в Брендане есть что-то особенное. Он просто разбивает тебе сердце.
Что Фрейзер делает теперь
Возвращение на большие экраны и признание критиков и зрителей перезапустили карьеру актера. В 2023 году Фрейзер появится на экранах в фильме Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны», где его партнерами по площадке стали Леонардо Ди Каприо и Роберт Де Ниро.
В ночь на 13 марта в Лос-Анджелесе пройдет церемония вручения премии «Оскар». Фильм «Кит» претендует на награды в трех номинациях: «Лучший грим и прически», «Лучшая женская роль второго плана» (актриса Хонг Чау) и «Лучшая мужская роль» — 54-летний Брендан Фрейзер впервые получил номинацию на главную кинонаграду.
В этом киносезоне его работу в «Ките» признала лучшей Гильдия киноактеров, Ассоциация кинокритиков США и Голливуда, а также кинофестиваль в Торонто и еще нескольких объединений. От посещения церемонии «Золотой глобус» в ноябре 2022-го Фрейзер отказался — из-за того самого скандала с домогательством Филипа Берка:
У меня больше неприятного опыта работы с Голливудской ассоциацией иностранной прессы, чем уважения к ним. Нет, я не буду участвовать. Это из-за моей истории с ними. Моя мать не воспитывала лицемера.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!