Перейти к материалам
истории

Песня «Running Up That Hill» Кейт Буш вышла в 1985 году, а в 2022-м попала на первые строчки мировых чартов Дело не только в новом сезоне «Очень странных дел», но и в самих чартах, которые помогли песне конкурировать с новинками

Источник: Meduza
Netflix

В конце мая на Netflix стартовал четвертый сезон «Очень странных дел». Во многом сериал полюбили за работу с эстетикой 1980-х, начиная со стиля и заканчивая саундтреком. В новом сезоне ключевой песней стала «Running Up That Hill» Кейт Буш, вышедшая в 1985 году. После выхода «Очень странных дел» трек возглавил верхние строчки мировых чартов. При этом старая музыка практически никогда не попадает в топы чартов, так как цель рейтингов — продвигать именно новые треки. «Медуза» рассказывает, как «Running Up That Hill» Кейт Буш удалось это сделать.

Песню «Running Up That Hill» британской певицы Кейт Буш постоянно слушает одна из героинь «Очень странных дел», Макс Мейфилд — музыка помогает ей пережить смерть ее брата Билли. Сама песня вышла в 1985 году — и уже тогда стала одним из главных хитов: заняла тридцатую строчку в американском чарте Billboard и третью в британских чартах. Но спустя тридцать семь лет после оригинального релиза «Running Up That Hill» поднялась еще выше — до четвертого места в США, а в Великобритании и вовсе возглавила хит-парад.

«Ни одна из моих песен не попадала в топ-10 американских чартов, а сейчас она и вовсе в топ-5. Еще раз спасибо братьям Даффер (шоураннеры „Очень странных дел“, — прим. „Медузы“) — благодаря их невероятному сериалу мою песню сейчас открывает для себя абсолютно новая аудитория», — заявила Кейт Буш в середине июня.

Собственно, Сэди Синк — 20-летняя актриса, сыгравшая Макс Мейфилд в сериале, — признавалась, что до этого и сама не знала, кто такая Кейт Буш.

KateBushMusic

На момент публикации этого текста у «Running Up That Hill» больше 265 миллионов прослушиваний на Spotify. Но популярность песни не всегда было так просто определить. В разное время для этого использовали разные технологии. Например, для первых чартов в 1940-х годах собирали только данные о продажах в магазинах: чем больше синглов продано, тем популярнее трек. Потом появились отдельные чарты для песен, которые проигрывали на музыкальных автоматах в барах. В 1984 году журнал Billboard запустил отдельный чарт для треков, которые проигрывали на радио, а в 1991 году составил первый чарт Hot-100, основанный на данных службы Nielsen BDS, с помощью которой стало еще легче отслеживать и подсчитывать количество прослушиваний.

Если до середины нулевых чарты в основном состояли из новой музыки, которую покупали в магазинах или крутили на радио, то с появлением Apple Music, Spotify и других стриминговых сервисов ситуация изменилась. У чартов появился новый — и быстро ставший основным — источник информации о музыкальных предпочтениях миллионов людей, а у публики — доступ к абсолютно любой музыке. Это значит, что выросли прослушивания старых песен — и их шансы попасть в чарты. 

В 2016 году сразу двадцать песен Дрейка, шестнадцать из которых были новыми, оказались в Hot-100 и продержались в нем пятнадцать недель. А в 2017 году шестнадцать песен Эда Ширана заняли почти все строчки в британском топ-20. Чтобы избежать подобных ситуаций и облегчить попадание новых треков в чарты, составители ввели правило Accelerated Chart Ratio (ACR). Если песня держится в чартах больше девяти недель, то количество ее новых прослушиваний начинают искусственно занижать в два раза с помощью алгоритма. 

«Если бы не это [правило], то песня „Mr. Brightside“ группы The Killers до сих пор входила бы в Топ-40, а „Bad Habits“ Эда Ширана держалась бы в топ-10 сорок семь недель», — пишет The Guardian.

Когда с выходом четвертого сезона «Очень странных дел» «Running Up That Hill» вновь начала набирать популярность, лейбл EMI, который работает с Кейт Буш, попросил Official Charts Company, которая составляет чарты в Великобритании, вручную сбросить введенный ранее Accelerated Chart Ratio. Согласно правилам чарта UK Singles, любой лейбл может попросить составителей чарта учитывать количество прослушиваний старого трека после сброса Accelerated Chart Ratio — главное, чтобы на момент запроса трек не входил в топ-100.

Мартин Талбот, генеральный директор Official Charts Company, объяснил The Guardian, что лейблы постоянно пользуются этой лазейкой — просто никогда ранее результат не был таким громким. При этом в целом ключевые правила составления чартов не изменились: в приоритете остаются новые релизы, а количество прослушиваний старых треков автоматически занижается в два раза. 

«Даже если еще больше лейблов начнут просить сбрасывать ACR, я не могу себе представить, что это приведет к необратимой ситуации, когда чарты будут завалены старыми треками. Я думаю, все причастные согласятся, что в целом чарты существуют для новой музыки. И те, кто делает новую музыку, наверняка устанут каждую неделю смотреть на The Beatles в топ-10», — считает Шарлотт Ганн, бывшая журналистка NME и основательница музыкального портала The Forty Five. 

«Медуза» заблокирована в России. Мы были к этому готовы — и продолжаем работать. Несмотря ни на что

Нам нужна ваша помощь как никогда. Прямо сейчас. Дальше всем нам будет еще труднее. Мы независимое издание и работаем только в интересах читателей.

Более того, со старой музыкой на радиостанциях даже борются — то есть вводят специальные ограничения на нее в эфире. Например, в 2018 году Ofcom (британский офис коммуникаций, который поддерживается государством и регулирует в том числе радиовещание) обязал BBC1 и BBC2 — крупнейшие радиостанции в стране — «уделять больше времени новой музыке».

Однако на Spotify, Apple Music и другие стриминговые сервисы эти ограничения не распространяются. Более того, алгоритмы подбора в этих сервисах заточены как раз на то, чтобы выдавать слушателю уже знакомую ему музыку. И несмотря на то, что руководители стриминговых сервисов постоянно говорят о важности продвижения новых артистов, ситуация только ухудшается. Пропорция «музыки из каталога» в альбомных чартах (к ним Британская фонотека причисляет песни старше двух лет) выросла с 52% в 2016 году до 72% в 2021-м. 

Впрочем, внезапное возвращение популярности «Running Up That Hill» мало кого расстраивает. Молодая аудитория «Очень странных дел» открыла для себя музыку Кейт Буш, а профессиональное музыкальное комьюнити радуется, что о певице снова заговорили. В конце концов, несмотря на высокие оценки критиков, Буш никогда не была мейнстримной певицей.

Теперь же ее песне стали посвящать мемы и записывать под нее тиктоки. А еще благодаря «Очень странным делам» Кейт Буш стала не только самой молодой (в 19 лет с песней «Wuthering Heights» в 1978 году), но и самой пожилой (в 63 года с «Running Up That Hill» в 2022-м) артисткой с самостоятельно написанной песней на первой строчке британского чарта.

«Медуза» — о четвертом сезоне «Очень странных дел»

«Очень странные дела», четвертый сезон — теперь настоящий хоррор Дети стали взрослее, а монстры — ужаснее. И следить за этим все еще страшно интересно

«Медуза» — о четвертом сезоне «Очень странных дел»

«Очень странные дела», четвертый сезон — теперь настоящий хоррор Дети стали взрослее, а монстры — ужаснее. И следить за этим все еще страшно интересно

Павел Яблонский

«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!

Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!