Сериал «Фандорин. Азазель» на «Кинопоиске»: сыщик Эраст Фандорин расследует дело в альтернативной современной России, где не было революции 1917 года Получается… Ну, судите сами
На «Кинопоиске» вышли уже два эпизода сериала «Фандорин. Азазель» — экранизации первого романа Бориса Акунина о сыщике Эрасте Петровиче Фандорине. От литературного оригинала киноверсия отличается тем, что все ее события как бы перенесены в современную Россию. Однако это альтернативная реальность: революции 1917 года не было, российская монархия смогла пережить XX век (создатели явно вдохновлялись «Шерлоком» с Бенедиктом Камбербэтчем — там детектива тоже поселили в современном Лондоне). Получилось неплохо, но идея «обаятельной Российской империи» выглядит в нынешних условиях неуместно.
Внимание! В этом тексте есть спойлеры к первым двум эпизодам сериала «Фандорин. Азазель».
Худой юноша в кадетской — точнее, очень похожей на кадетскую — форме и фуражке садится в речной теплоход на Неве. Блики, отраженные рекой, играют на его задумчивом лице. Голос из репродуктора объявляет: «Станция „Белогвардейская“. Следующая станция — „Проспект Ольги Великой“». Камера отъезжает, чтобы показать, как над гладью реки возносятся строгие небоскребы.
Это Россия альтернативной реальности: в ней не было октябрьского переворота 1917 года, большевики не пришли к власти, а императорская семья осталась в живых. В стране до сих пор монархия, орфографию в 1918-м не реформировали, а мужчины носят имена Ксаверий Феофилактович или Эраст Петрович. Именно так зовут юношу в фуражке — Эраст Фандорин.
19 января сериал «Фандорин. Азазель» по мотивам романа писателя Бориса Акунина стартовал на платформе «Кинопоиск». В первом сезоне заявлены восемь серий — по эпизоду раз в неделю.
Действие сериала сценаристы Сергей и Никита Поповы и режиссер Нурбек Уулу Эген («Шерлок в России», «Мажор-4») поместили в вымышленное время-пространство, где слились современность и анахронизм. Совсем молодой и пока еще не заикающийся Эраст Петрович ездит на российском аналоге «Веспы», ищет подозреваемых с планшета в соцсети «Портретъ» и живет рядом с Западным скоростным диаметром в напичканной электроникой комнате-каюте.
Почему Фандорин заикается
В финале первого романа Бориса Акунина «Азазель» от взрыва погибает невеста Фандорина, сам герой чудом остается жив. После взрыва он начинает заикаться и у него седеют виски.
Играет молодого Фандорина выпускник Щепки, актер Малого театра Владислав Тирон. Это главная большая удача сериала: Эраст Петрович в исполнении Тирона — симпатичный гик, почти Шурик из «Операции „Ы“»; застенчивый, но настойчивый персонаж. Его Фандорин — самый живой и хрупкий из всех экранных воплощений знаменитого сыщика, а ведь играли его Илья Носков («Азазель», 2002), Олег Меньшиков («Статский советник», 2005), Егор Бероев («Турецкий гамбит», 2005) и даже Владимир Зеленский (в комедийном мюзикле 2009 года «Как казаки…» с участием Филиппа Киркорова, ныне поддерживающего российскую военную агрессию в Украине).
Нурбеку Эгену не надо доказывать, что он умеет создавать увлекательные сериалы: таким был «Шерлок в России» — и такими же получились первые серии «Фандорина». Самоубийство сироты и техномиллионера Петра Кокорина (в оригинале у Акунина — богатый наследник) в Летнем саду и несчастный случай в прогулочном катере оказываются связаны между собой. Но какой преступный след объединяет их и как в этом замешана богемная певица Амалия (Милена Радулович), фаворитка императора Николая III (Максим Матвеев), Фандорину предстоит выяснить в следующих эпизодах.
Одновременно с расследованием в жизни Эраста Петровича появляется любовный интерес — Лиза фон Эверт-Колокольцева (Мила Ершова), дочь высокопоставленного чиновника, живущая в особняке, не уступающем по масштабу Русскому музею. Все стежки, связывающие важные секреты, уже намечены, и с экрана звучит зловещее имя — Азазель.
Как экранизация остросюжетного ретродетектива «Фандорин. Азазель» выглядит превосходно, ему не мешает даже выдуманная альтернативная реальность. Сочиняя новую версию Фандорина, создатели сериала явно держали в уме «Шерлока» Стивена Моффата и Марка Гэттиса с Бенедиктом Камбербэтчем, действие которого авторы также переместили в современность. Как и британский сыщик, молодой Фандорин тоже эмоционален и импульсивен — а сцена, в которой его встречает полностью обнаженная свидетельница по делу (Екатерина Варнава), и вовсе полностью копирует сцену встречи Шерлока и Ирэн Адлер.
В целом не портит впечатление от «Фандорина» даже император с накладным лбом: чтобы актер Максим Матвеев («Триггер», «Шерлок в России») напоминал монарха из дома Романовых, с помощью грима ему «нарастили» голову побольше и сделали прическу в стиле Александра I.
Хуже то, что сериал рассказывает об империи (а это одна из самых актуальных тем в мире), но рефлексии имперства, судя по первым сериям, тут нет. Кроме того, Россия с императором и соцсетью «Портретъ» в «Фандорине» почти ничем не отличается от России из других сериалов — тех, где есть президент и инстаграм. Эта выдуманная монархия — белая, славянская, богатая и гетеронормативная. По замыслу авторов получается, что страна, миновав создание логова чекистов на Лубянке и ГУЛАГа, оказалась в той же точке, что и Россия с чекистами и ГУЛАГом.
Дальше — больше. Царь добрый, бояре плохие. Все неоднозначно. Всюду провокации. А стоят за ними (если создатели останутся верны сюжету самого Акунина) англосаксы. Вот так внезапно оказывается, что развлекательный сериал «Фандорин» — с прекрасными актерами, бодрым темпом и аккуратно расставленными клиффхэнгерами — в итоге почти игнорирует настоящий политический контекст (и предлагает это же сделать зрителю).
Что там с англосаксами у Акунина?
В романе Акунина «Азазель» разрушить империю и построить справедливое общество с помощью взрывчатки хочет англичанка леди Эстер. Она и есть организатор тайного общества «Азазель».
Впрочем, кое-где реальность непридуманного 2023 года все же выглядывает из-под голубой подкладки мундиров придуманной России. В царстве Романовых два лагеря: дядя императора, главнокомандующий армией Михаил Романов (Игорь Черневич) очень хочет куда-нибудь ввести войска и кого-нибудь «умиротворить»; премьер-министр Орлов (Евгений Стычкин), напротив, конфликтов избегает и уже награжден императором орденом Александра III за миротворческую деятельность. Премьер Орлов неуловимо напоминает молодого Сергея Кириенко, дядя Романов — Николая Патрушева, а сам Фандорин внешне похож на оппозиционного политика Илью Яшина, который сейчас сидит в тюрьме.
Некая страна Ближнего Востока (Сирия?) просит у России помощи — и воинственный Михаил Романов требует ввести войска под видом «миротворческой» миссии. Умеренный премьер Орлов настаивает на миссии гуманитарной. Мягкий император (бывают в альтернативной реальности и такие) не хочет войны и крови, соглашается с премьером. Но войска все-таки вводятся — и вот уже в следующем кадре в планшетах и телефонах подданных империи появляются кадры бомбежек и разрушений в неназванной стране.
Реагирует на это группа художников-перформансистов — вроде как Pussy Riot, хотя во главе коллектива стоит мужчина, напоминающий Петра Павленского, — они наполняют красной краской резервуары Петергофских фонтанов, которые открывает Николай III. На концерте императору из зала кричат: «Убийца!» Герой Максима Матвеева с каплями «крови» на лбу изумляется акции и вызывает главнокомандующего на ковер. Тот отрицает причастность к обстрелам на Ближнем Востоке: провокация, все подстроено.
Сам Акунин в сериале появляется лишь строчкой в титрах. Пока он никак не комментировал новую экранизацию, зато объявил в фейсбуке, что написал новый роман о приключениях Фандорина и его помощника, японца Масы, — и теперь дает ему «отлежаться перед публикацией».
Цикл о Фандорине начался в 1998 году с романа «Азазель». В 1999-м, когда Путин вступил в должность исполняющего обязанности президента России, уже все читали Акунина и ждали выхода новых книг. Фандорин и его ретромир стал для читателей литературным плацебо, созданным филологом-японистом Григорием Чхартишвили: это была игра в классическую литературу, но без нравоучений.
А еще это была попытка сбежать из реальности в приятное (и потому никогда не существовавшее) давнее прошлое. Что, если бы советского мира не было — и не было того, что последовало за ним? Как хорошо было бы жить во вселенной статских советников, придворных дам и Ксавериев Феофилактовичей… Сам первоисточник предлагает читателю эскапизм, но авторы сериала еще сильнее увеличивают дистанцию между фантазией и реальностью — и зачем-то переносят эту сказку в 2023 год. Однако поверить в нее именно сейчас совсем не получается.