«Артдокфест-2023»: четыре фильма об Украине Режиссер Виталий Манский рассказывает о важнейших премьерах фестиваля в этом году
С 2 по 9 марта в Риге пройдет 3-й Международный фестиваль документального кино «Artdocfest/Riga» (IDFF Artdocfest/Riga). В 2022 году «Артдокфест» который должен был пройти в Москве, сорвали — в 2023-м увидеть премьеры документальных фильмов, вошедших в программу, на большом экране в России не получится. Многие из фильмов «Артдокфеста» этого года связаны с событиями в Украине. Президент фестиваля Виталий Манский рассказывает о четырех таких премьерах.
Виталий Манский
режиссер, президент «Артдокфеста»
«Артдокфест» всегда был заточен на процессы, происходящие в Восточной Европе. Это наша территория интересов. И как только стала набухать эта война, когда ее еще не все воспринимали всерьез, мы уже очень активно всматривались в происходящее в Украине. Может быть, это и стало первым триггером для начала охоты российских властей за фестивалем.
Мы не изменяем своему интересу и в момент абсолютно уже открытой, расчехленной войны. 27 февраля 2022 года мы изменили свой регламент — и заявили о том, что не будем допускать к показу на «Артдокфесте» картины, сделанные при финансировании Министерства культуры Российской Федерации и других государственных структур РФ. Откровенно говоря, таких картин и раньше в конкурсе «Артдокфеста» было немного, две-три каждый год.
«Артдокфест» в 2023-м уже в третий раз как новый латвийский фестиваль будет проходить в Риге на годовщину начала войны. Мы понимаем, что интерес зрителей, интерес индустрии к происходящему в Украине очень высок. Приглашая и отбирая картины, связанные с Украиной или произведенные в Украине в последний год, мы не отходили от своего фундаментального принципа — в фильме должно быть авторское художественное осмысление реальности. И здесь слово «художественное» принципиально для нас важно. Чувство сегодня, может быть, ключевая вещь. Потому что, если мы почувствуем войну, это поможет найти путь к ее завершению.
Дом из осколков
Режиссер — Симон Леренг Вильмонт. Дания, Финляндия, Швеция, Украина
Мы открываем фестиваль картиной «Дом из осколков». Датский режиссер Симон Леренг Вильмонт уже получал Гран-при «Артдокфеста» за картину, тоже снятую в Украине, — «Лай собак вдалеке» (2017). Этот фильм получил множество мировых призов и был номинирован на «Оскар» как лучшая документальная работа. Она рассказывала о бабушке и внуке, живущих на линии фронта на востоке Украины. И лаем собак сопровождалась бесконечная канонада, под звуки которой проходило детство маленького героя картины.
Новый фильм автора «Дом из осколков» тоже снят на востоке Украины, в лисичанском интернате для детей, оставшихся без родителей — и для которых ищут семью (если такая не находится, их определяют в детский дом). В названии картины идет речь об осколках разрушенных семей, осколках несостоявшихся счастливых историй. Все эти дети живут надеждой. Автор сосредотачивает свое внимание исключительно на мечтах своих героев, а не на их быте, поэтому картина получилась в некотором смысле даже романтической. В Дании, как известно, жил великий сказочник Андерсен, в историях которого волшебство и брутальная реальность тоже соединялись.
Фильм Вильмонта снят до начала полномасштабной войны. И в отличие от многих лент уже военного времени, здесь художнику удалось сохранить широту своего художественного осмысления происходящего, он все еще говорит поэтическим слогом, что очень важно — такие картины переводят ужас совершенных в Украине преступлений, этих трагедий, этой боли в понятный за пределами Украины язык. А запрос во всем мире на то, чтобы понять Украину с разных сторон, сейчас как никогда высок.
AWAY
Режиссер — Руслан Федотов. Венгрия, Португалия, Бельгия
Эта картина сделана белорусским режиссером Русланом Федотовым, тоже неоднократным участником и призером «Артдокфеста». Она получила приз на главном фестивале документального кино IDFA.
Фильм снят в Венгрии. Это история украинских беженцев, которые оказались в Будапеште и в качестве волонтеров стали работать с детьми. Параллельно герои устраивают перформансы на улицах Будапешта — они рисуют карту Украины на асфальте и разыгрывают на ней с помощью механических солдатиков нападение на Украину извне. Вольно или невольно они втягивают в обсуждение происходящего случайных прохожих.
Мы знаем, что венгерские власти, может быть, осторожнее других высказывают свое отношение к преступлениям России. Естественно, население настроено тоже весьма полярно.
Мы не погаснем
Режиссер — Алиса Коваленко. Украина, Франция, Польша
У картины «Мы не погаснем» украинский автор. Алиса Коваленко вошла в документальное кино с фильмом-автопортретом «Алиса в стране войны», снятым в соавторстве с Любовью Дураковой. В 2014 году Коваленко, которая родилась на востоке Украины, а затем училась в Киеве, пошла на войну, где она попала в плен. Этот опыт ее травмировал — освободившись, режиссер делала все, чтобы уйти от военной темы.
Две ее следующие картины никак не должны были ее касаться. Одна — «Домашние игры», о женском футболе. Да, Алиса изымает войну из пространства своего фильма, но невозможно изъять то, чем пропитан воздух, все равно эта война там присутствует. Следующая картина «Мы не погаснем» — это почти сказочная история о молодых людях с востока Украины, которые хотят реализовать свою мечту. Они хотят пойти в поход в Гималаи и покорить одну из вершин.
Но жизнь не дает Коваленко покинуть страну войны — и в этот абсолютно сладостный романтический сюжет о путешествии тоже приходит война. Она въезжает в кадр буквально на танках, на бронетранспортерах. Когда эти дети начинают в фильме покорять гору, чувствуешь, как они умеют сопротивляться трудностям, — они вернутся к себе домой, где уже идет полномасштабное вторжение, и через какое-то время возьмут в руки оружие и будут защищать свою страну.
Стоит отметить, что в феврале 2022 года Коваленко остановила работу над фильмом — и пошла рядовым пехотинцем на войну. Она воевала без камеры.
Когда весна пришла в Бучу
Режиссеры — Мила Тешаева, Маркус Ленц. Германия, Украина
Картина Маркуса Ленца и Милы Тешаевой снята в первые дни после освобождения Бучи. Это развернутое широкое полотно, во время просмотра которого зритель сам выбирает, на чем фокусироваться в пространстве кадра: на санитаре или священнике, на птицах, летящих по небу, или на погибших людях.
Мы видим, как с улиц Бучи убирают тела. Мы видим, что люди, совершающие эту работу, делают это уже почти без эмоций — все слезы уже выплаканы, все крики уже вырваны из глоток, все обмороки пройдены, они просто делают свою работу. Война становится для них частью повседневности — и видеть это страшно. Когда военные операторы снимали преступления нацистов, еще не было синхронной записи звука, невозможно было снимать длинные планы. Сегодня это возможно. И Маркус Ленц, он снимает эти длинные планы, изощренно втягивая в эту реальность войны.