Перейти к материалам
истории

В России начали показывать «Аватар: Путь воды». Но правообладатели согласия не давали Вот как это устроено

Источник: Meduza
Disney

14 декабря состоялась мировая премьера фильма «Аватар: Путь воды» — cиквела самой кассовой в истории киноленты. Только за первые дни мирового проката «Путь воды» заработал более 515 миллионов долларов — а всего, как рассчитывает режиссер Джеймс Кэмерон, фильм должен собрать не менее двух миллиардов. Российские кинотеатры после начала войны не могут легально показывать голливудские премьеры больших киностудий. Тем не менее в России «Аватар» все-таки увидят.

После начала полномасштабного вторжения России в Украину огромное количество зарубежных компаний и брендов покинули российский рынок — временно или окончательно. Так поступили и все крупные голливудские кинокорпорации, в том числе и Disney. Именно этой компании с 2017 года принадлежат права на «Аватар» — не только на обе части фильма, но и на всю предполагаемую франшизу.

Для голливудских студий доля сборов в российском прокате не очень существенна: она, по оценке Warner Bros. Pictures, составляет около 5% от всего международного рынка. Для российских кинотеатров все наоборот — без популярных иностранных фильмов им в долгосрочной перспективе выжить будет трудно. По последним актуальным данным Ассоциации владельцев кинотеатров, с начала 2022 года в России закрылся 41% кинотеатров. По мнению организации, основная причина — в нехватке контента: отечественные фильмы не могут полностью возместить дефицит, возникший после ухода голливудских студий.

В ответ на такие санкции российские власти хотят ввести «принудительное лицензирование» контента. Владимир Путин в мае подписал указ об этом. Согласно документу, кинотеатры должны будут перечислять правообладателям фильмов оплату на специальный российский счет (доступа к которому у голливудских студий, впрочем, нет). Законопроект о «принудительном лицензировании» лежит в Госдуме с августа — и до сих пор не дошел даже до первого чтения.

Что не так с принудительным лицензированием контента

В России хотят ввести «принудительное лицензирование» для кино — чтобы показывать голливудские премьеры Ничего хорошего из этого, кажется, не выйдет

Что не так с принудительным лицензированием контента

В России хотят ввести «принудительное лицензирование» для кино — чтобы показывать голливудские премьеры Ничего хорошего из этого, кажется, не выйдет

Весь год российские киностудии, киносети, владельцы онлайн-кинотеатров и другие деятели индустрии в РФ просили помощи от государства в различных формах, например предлагали освободить кинотеатры от ответственности — уголовной и административной — за нелегальный показ зарубежных фильмов. Эти обсуждения касались не только «принудительных лицензий», но и показа фильмов без прокатного удостоверения, которое обычно каждому фильму выдает Минкульт.

При этом некоторые российские кинотеатры еще с весны рискуют и пытаются показывать большие премьеры без лицензии. Несмотря на уход голливудских студий, на больших экранах можно было увидеть сиквел «Доктора Стрэнджа», фильм «Топ Ган: Маверик», вторую «Черную Пантеру». Такая практика логично распространилась и на очень ожидаемый зрителями «Аватар: Путь воды» — его показы в России стартуют 22 декабря.

Каким получился второй «Аватар»

«Аватар: Путь воды» Джеймса Кэмерона — самый ожидаемый голливудский сиквел десятилетия Каким получился высокобюджетный репортаж из места, которого не существует

Каким получился второй «Аватар»

«Аватар: Путь воды» Джеймса Кэмерона — самый ожидаемый голливудский сиквел десятилетия Каким получился высокобюджетный репортаж из места, которого не существует

Чтобы нелегально показать «Путь воды», кинотеатры в Петербурге, Екатеринбурге и Красноярске используют полученные у «дружественных» стран DCP, например у Казахстана, это позволяет демонстрировать фильм в хорошем качестве и с российским дубляжом.

Идут кинотеатры и на другие ухищрения. Иногда сеансы «Аватара» преподносят так, словно фильм Кэмерона — это бесплатный «разогрев» перед показом российской короткометражки «Вижу». Кстати, к 17-минутному фильму выпускницы Академии Никиты Михалкова Веры Водынски и до этого «прикрепляли» голливудские блокбастеры, поэтому неудивительно, что ее картина собрала в прокате немыслимое для такой работы количество денег. Впрочем, часть кинотеатров добавляет «Путь воды» в расписание и без подобных уловок.

Однако найти сиквел «Аватара» в афишах крупнейших российских сетей пока не получится. Они, по данным издания «Бюллетень кинопрокатчика», договорились выпустить фильм Кэмерона без лицензии после праздников — 12 января 2023 года. По их мнению, на праздниках зрители и так пойдут в кино, а перенос этой большой премьеры позволит сетям зарабатывать дольше. Один из источников «БК» объясняет: «Все мы оказались в одной лодке и если в данной ситуации не поможем друг другу, то дальнейшее сосуществование внутри индустрии будет затруднено».

Основная новогодняя битва, таким образом, развернется между российскими картинами. Зрителю предлагается на выбор «Чебурашка», фантастический фильм-катастрофа «Мира», «Непослушник-2», «Чук и Гек. Большое приключение», драма «Бывшие. Happy end» по мотивам одноименного сериала, а также мультфильмы «Щелкунчик», «Маша и Медведь в кино: 12 месяцев» и «Иван Царевич и Серый волк — 5». Единственный голливудский релиз, который захватит часть праздников, — это «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать» Гая Ричи.

Судя по сборам «Аватара» в странах СНГ за первый уик-энд, «Путь воды» стал самой успешной премьерой на этой территории за последний год. Поэтому понятно, зачем некоторые российские кинотеатры идут на риск — и пытаются показать картину нелегально. Между тем крупнейшие российские медиахолдинги выступают против такой практики и того же «принудительного лицензирования», осознавая, что последствия таких показов могут привести к более серьезному коллапсу на рынке.

Какие фильмы хотят видеть российские власти, пока нет голливудских студий

В 2023 году Минкульт будет финансировать только пропагандистские фильмы. Это конец независимого кино в России? А обмануть эту систему можно? Антон Долин отвечает на главные вопросы о новых правилах в российской киноиндустрии

Какие фильмы хотят видеть российские власти, пока нет голливудских студий

В 2023 году Минкульт будет финансировать только пропагандистские фильмы. Это конец независимого кино в России? А обмануть эту систему можно? Антон Долин отвечает на главные вопросы о новых правилах в российской киноиндустрии

«Медуза»