«Пафос — это фейк. Я пытаюсь вынырнуть из-под этого фейка» В «Радио Долин» — оперный режиссер Дмитрий Черняков. Он поставил в Берлине «Кольцо нибелунга», одну из главных мировых театральных премьер 2022 года
«Пафос — это фейк. Я пытаюсь вынырнуть из-под этого фейка» В «Радио Долин» — оперный режиссер Дмитрий Черняков. Он поставил в Берлине «Кольцо нибелунга», одну из главных мировых театральных премьер 2022 года
Герой нового выпуска «Радио Долин» — Дмитрий Черняков, один из самых известных российских оперных режиссеров, семикратный обладатель «Золотой маски», главной театральной награды страны. Осенью в берлинской Государственной опере вышел оперный цикл «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера в его постановке. Это одна из главных мировых театральных премьер 2022 года.
Талант Чернякова признают не только в России: его спектакли шли и продолжают идти на главных мировых оперных сценах, от миланской Ла Скала до нью-йоркской Метрополитен-опера. Крупнейшие оперные фестивали, такие как фестиваль в Байройте или в Экс-ан-Провансе, тоже регулярно приглашают Чернякова в качестве постановщика.
В начале 2000-х, после первых же спектаклей в московском Большом театре, петербургском Мариинском и Новосибирском театре оперы и балета, Чернякову начали предлагать ставить спектакли в Европе, а потом и по всему миру. Зрители и критики считают его своего рода амбассадором русской оперы: с его подачи в Амстердаме, Брюсселе, Париже и Берлине исполняли Римского-Корсакова, Прокофьева, Чайковского и Мусоргского, причем не только хиты оперного репертуара, но и неочевидные, редкие сочинения.
Над масштабной постановкой «Кольца нибелунга» в Берлине Черняков работал несколько лет — замысел появился еще в 2014-м. В интервью «Радио Долин» режиссер рассказывает, как новость о российском вторжении в Украину застала его посреди репетиций «Кольца» и почему он принял решение не менять ничего в готовящемся спектакле из-за войны.
Зато постановку «Войны и мира» в Баварской государственной опере в Мюнхене, над которой Черняков работает сейчас, пришлось придумать заново. Ее премьера назначена на март 2023 года.
Черняков также рассуждает о том, как в XXI веке относиться к Вагнеру, зная о его антисемитизме, чем постановка «Руслана и Людмилы» в Большом театре возмутила даже тех, кто ее не видел, и чем он планирует заняться, когда поставит все главные русские оперы.