Перейти к материалам
истории

«Уэнсдэй» — первый сериал Тима Бертона, посвященный наследнице семейки Аддамс Это мрачная тень лучших работ режиссера. Но любителям подростковых фэнтези понравится

Источник: Meduza
Vlad Cioplea / Netflix

На стриминг-сервисе Netflix вышел первый сезон «Уэнсдэй» — нового сериала во вселенной «Семейки Аддамс», в котором дочь монструозного клана учится в академии для детей-изгоев «Невермор». Восьмисерийный детективно-комедийный хоррор про подростков обошел даже «Очень странные дела» по количеству просмотров за первую неделю после выхода. Рассказываем, каким получился теледебют главного гота Голливуда Тима Бертона. 

15-летняя Уэнсдэй Аддамс (Дженна Ортега) за пять лет сменила уже восемь школ. Из последней бледную девочку с косичками исключили, когда она выпустила в бассейн со школьными хулиганами стаю пираний — в отместку за издевательства над младшим братом Пагсли. Гомес и Мортиша Аддамсы (Луис Гусман и Кэтрин Зета-Джонс) отправляют дочку в академию «Невермор» — школу-интернат, где учатся оборотни, сирены, вампиры и другие странные дети-изгои с суперспособностями. Увы, их дочь, талантливая виолончелистка и фехтовальщица даже среди этих детей оказывается белой вороной — мешают снобистский взгляд на мир и привычка разговаривать исключительно саркастическими остротами. 

Сначала Уэнсдэй пытается сбежать из школы средь бела дня, но затем все же решает остаться ради заманчивого «факультатива» — расследования зверских убийств в прилежащих живописных лесах Новой Англии. К тому же у нее появляется ревнивая соперница-серена, а еще жизнерадостная соседка-оборотень и сразу два ухажера: подозрительный художник, чьи рисунки могут оживать, и отзывчивый сын шерифа из местного городка Джерико, жители которого с опаской смотрят на неверморцев. Другие Аддамсы заглядывают в гости изредка, зато руку помощи протягивает Вещь — отрубленная кисть, выполняющая функцию смышленого питомца-лазутчика. 

Vlad Cioplea / Netflix

Макабрическая семейка Аддамс смешит и пугает уже больше 80 лет. Она появилась в конце в 1930-х в сатирических комиксах журнала The New Yorker, где художник Чарльз Аддамс иронизировал над стереотипом образцовой нуклеарной семьи. В 1960-х последовал черно-белый ситком, ставший культовым в США благодаря повторным показам. В 1990-х вышла смешная, оригинальная и душевная дилогия Барри Зонненфельда, в которой все сложилось идеально: точный кастинг, едкий сценарий, вдохновенные музыкальные номера с танцем «Мамушка» и изобретательный визуальный юмор. Не так давно в кинотеатрах показали проходную и невыразительную анимационную дилогию Грега Тирнана и Конрада Вернона («Полный расколбас»), которой отчаянно не хватало смелого черного юмора и злой сатиры Зонненфельда. 

Между выходами мультфильмов Тирнана и Вернона в кинотеатрах Netflix внезапно объявил, что готичный визионер Тим Бертон снимет сериал про Уэнсдэй Аддамс. Даже удивительно, что режиссер «Битлджуса», «Сонной лощины» и «Трупа невесты» сумел добраться до экранизации аддамсовских комикс-стрипов лишь разменяв седьмой десяток.

В 1990-м он отказался от работы над первой «Семейкой Аддамс» из-за съемок фильма «Бэтмен возвращается», а в 2010-м не смог запуститься с полнометражным кукольным мультфильмом на ту же тему. Еще больше удивляет то, что в итоге в «первом сериале Тима Бертона» (он поставил четыре первых эпизода) почти не ощущается оригинальный режиссерский взгляд на материал. Кажется, что один из самых успешных режиссеров современности выступил здесь наемным работником и магнитом для зрителей, а не главной творческой силой.

Дело в том, что функции шоураннеров выполняют Альфред Гоф и Майлз Миллар — создатели популярного, но не слишком амбициозного мелодраматичного контента для подростков. Наример, сериала про юные годы Супермена «Тайны Смолвиля», фэнтези «Хроники Шаннары» и фантастики «Я — четвертый». 

Vlad Cioplea / Netflix

Нет, здесь есть многие черты типичного бертоновского фильма: повторяющиеся отсылки к творчеству Эдгара Аллана По и Говарда Лавкрафта, узнаваемая с пары нот музыка Дэнни Элфмана, страшные замки, излюбленный сюжет про вечного изгоя-бунтаря, противостоящего консервативному обществу. Недавнее фэнтези режиссера «Дом странных детей Мисс Перегрин» тоже рассказывало о необычных подростках в аналогичном сеттинге магии и волшебства. Однако Бертон, который, откровенно говоря, никогда и не был особенно разноплановым режиссером, работает на автомате. Живой энергии и огонька в «Уэнсдэй» маловато. 

Смущает то, что проект явно создавался с оглядкой не cтолько на «Семейку Аддамс», сколько на десятки других young adult сериалов вроде «Леденящих душу приключений Сабрины», «Ривердейла» и «Дневников вампира». «Уэнсдэй» может развлечь поклонников жанра в течение восьми часов, но едва ли способна возвыситься над предшественниками. Обидно, ведь чувство собственного превосходства, как мы знаем, одна из главных черт главной героини. 

Впрочем, культовый образ Уэнсдэй мало что способно испортить. Бывшей звезде канала Disney и новому лицу слэшеров («Х», «Крик 5») Дженне Ортеге удается передавать эмоции с виду холодного подростка с помощью дюжины степеней пучения глаз и легких движений в уголках рта. Кроме того, 20-летняя актриса удивительно пластична — в лучших сценах она напоминает мультяшку. Наверняка завирусится и угловатый танец Ортеги на школьном балу под классиков сайкобилли The Cramps (говорят, актриса сама придумала хореографию). Из обаятельной, но схематичной садистски Кристины Риччи из фильмов 1990-х Уэнсдэй выросла в более сложную героиню, которая учится работать в команде и не стесняться своих чувств (оказывается, они у нее есть!) Повзрослевшая Риччи, кстати, сыграла в сериале роль учительницы ботаники с секретом — в качестве эдакого привета фанатам дилогии Зонненфельда и «Сонной лощине».  

Netflix

Возможно, новообретенный объем и не очень к лицу невозмутимой всезнайке, но сценаристы так и не придумали другого способа разбавить ее бесконечные колкости. Заживо хоронить юную язву еще рано, хотя в сериале шутят, что она будет в восторге от этой идеи. Остается надеяться, что ко второму сезону авторы сериала найдут какой-то новый заряд, который оживит их монстра Франкенштейна и создаст вокруг Аддамс достойное ее семьи окружение.  

О режиссере, повлиявшем на этот жанр куда сильнее Бертона

Айван Райтман снял «Охотников за привидениями», открыл миру Билла Мюррея и подарил Шварценеггеру его главные комедийные роли Рассказываем о режиссере, которого нам будет очень не хватать

О режиссере, повлиявшем на этот жанр куда сильнее Бертона

Айван Райтман снял «Охотников за привидениями», открыл миру Билла Мюррея и подарил Шварценеггеру его главные комедийные роли Рассказываем о режиссере, которого нам будет очень не хватать

Михаил Кабо