Перейти к материалам
истории

«Амстердам» — ретродетектив, в котором сыграли Кристиан Бэйл и Марго Робби (а еще Тейлор Свифт и Роберт Де Ниро) Несмотря на это, фильм провалился в США. Возможно, его оценят в Европе, ведь это еще один фильм с антивоенным пафосом

Источник: Meduza
20th Century Studios

В европейском прокате идет «Амстердам» — детектив о трех друзьях, раскрывающих убийство в 1930-х. Режиссер картины Дэвид О. Расселл считается автором с противоречивой репутацией — возможно, это одна из причин, по которым фильм со звездным актерским составом (Марго Робби, Кристиан Бэйл, Джон Дэвид Вашингтон, Тейлор Свифт, Роберт Де Ниро, Майк Майерс, Крис Рок и другие) провалился в американском прокате. Кинокритик Антон Долин считает, что, хотя сценарий картины действительно во многом перегружен, в ней все-таки можно рассмотреть много актуального: антивоенный пафос и критику в адрес крупнейших американских магнатов.

В США «Амстердам» считается самым громким провалом года. Несмотря на суперзвездный состав и долгожданное, как считалось, возвращение Дэвида О. Расселла к режиссуре после семилетнего перерыва (предыдущим его фильмом была весьма успешная «Джой» с Дженнифер Лоуренс), пресса и зрители отнеслись к картине прохладно. «Оскаров», в расчете на которые лента снималась, продюсеры вряд ли дождутся. Потери студии от выпуска оцениваются примерно в 100 миллионов долларов. Очевидно, свою роль сыграла и репутация режиссера, замешанного в многочисленных скандалах, в том числе связанных с сексуализированным насилием. Американские критики, впрочем, напрямую этого не признают, ругая «Амстердам» за перегруженный и путаный сценарий. 

Есть шанс, что в Европе, где фильм выходит сейчас, его примут не в пример теплее. Причина не только в звучащем символично названии, хотя и в нем тоже. Формально «Амстердам» в самом деле переполненная гигантским количеством деталей и побочных линий история двойного убийства и глобального политического заговора в декорациях Нью-Йорка начала 1930-х. Но по сути, самая важная его часть, задающая тон и дух, — развернутый флешбэк из времен Первой мировой, действие которого перенесено в Европу. Он и отзовется у тех зрителей, которые сегодня ежедневно читают новости или лично проживают схожий опыт. 

В Бельгии судьба сводит трех американцев: офицера, в мирной жизни еврейского врача с Парк-авеню Берта Берендсена (Кристиан Бэйл), рядового Харольда Вудсмена (Джон Дэвид Вашингтон) и медсестру Валери Воуз (Марго Робби), вытаскивающую из их исковерканных тел шрапнель. Подружившись, они втроем уезжают после войны в Амстердам и проводят в этом свободном городе лучшие дни своей жизни. 

20th Century Studios
20th Century Studios

Полтора десятилетия спустя мы уже в Нью-Йорке. Валери пропала из виду, Берендсен сделал своей специальностью помощь искалеченным ветеранам войны (у него самого спина покрыта шрамами, тело заключено в лечебный корсет, а один глаз — стеклянный), Вудсмен стал адвокатом и старается бескорыстно помогать бывшим сослуживцам. Неожиданно получив заказ на вскрытие тела и расследование возможного убийства своего бывшего полкового командира, Берт и Харольд идут по следу — и сами оказываются подозреваемыми уже в убийстве заказчицы. Они упорно ищут причины случившегося, а находят давно исчезнувшую Валери. Когда-то в далеком Амстердаме она была возлюбленной Харольда, а теперь проходит сложное лечение от нервной болезни в доме своего брата-богача Тома (Рами Малек) и его раздражительной жены Либби (Аня Тейлор-Джой). Чем больше деталей мозаики собирается воедино, тем чаще трое главных героев вспоминают свое европейское прошлое. 

Иногда фильм Расселла производит впечатление пережаренного блюда с чрезмерным количеством ингредиентов и специй. Хотя приятно видеть в недлинной роли Тейлор Свифт, а также комедийный дуэт из двух агентов международных разведок — страстных орнитологов и производителей стеклянных глаз для ветеранов войны — в исполнении Майка Майерса и Майкла Шеннона (оба играли спецагентов не раз). Зои Салдана в роли здравомыслящей медсестры, Тимоти Олифант в амплуа жестокого киллера и неизменно колоритный Крис Рок представляются вполне уместными, но не слишком необходимыми участниками шоу. Роберт Де Ниро выходит на экран в качестве свадебного генерала. 

Расселл — автор изобретательный и временами склонный к кинематографу почти экспериментальному (вспомним «Взломщиков сердец»). Но с годами он стал подозрительно напоминать своей кастинговой стратегией Уэса Андерсона, склонного звать даже на роль дворецкого какого-нибудь дважды оскаровского лауреата. Впрочем, это не мешает Расселлу по-прежнему замечательно работать с актерами, хоть и не со всеми одинаково успешно: любимец режиссера, снимающийся у него уже в третий раз, Кристиан Бэйл вновь сыграл выдающуюся роль, одновременно гротесковую и трогательную; Марго Робби буквально излучает энергию; работа третьего участника трио в исполнении Вашингтона явно им уступает.

Было бы ошибкой видеть в «Амстердаме» исключительно формальное упражнение — полукомедийный ретродетектив, усиленный тщательной работой художников-постановщиков и привычно виртуозно снятый Эммануэлем Любецки. За поверхностным и временами навязчивым блеском скрыта отчетливая и прямолинейная история заговора крупнейших магнатов страны, которые хотели сделать президентом США марионеточного фашистского диктатора. Это неожиданно делает «Амстердам» политически актуальным — по меньшей мере для Европейского континента (в США этот аспект могли вовсе не заметить и не оценить). 

Еще более точное совпадение с духом времени — в лейтмотиве войны, пронизывающем весь фильм. Пока немцы снимают и выдвигают на «Оскара» «На Западном фронте без перемен» по Ремарку, американец Расселл предпринимает собственное оригинальное исследование «потерянного поколения», звездой которого был Ремарк.

Изувеченные лица и тела ветеранов Первой мировой, с которых начинается «Амстердам», придают фильму элементы одновременно хоррора и ярмарочного шоу, вполне уместного и вместе с тем оригинального соединения в координатах Голливуда. Действие картины развернуто в пространстве и времени между двумя войнами. Автор пытается ответить на вопрос о том, что война может дать человеку и обществу, а что у них безвозвратно отбирает. Антивоенный и антифашистский пафос выводят жанровую, казалось бы, историю за рамки обычного развлечения. 

20th Century Studios

«Амстердам» поможет вспомнить и «Отель „Гранд Будапешт“» Уэса Андерсона с его дурашливым, но тревожным предчувствием беды, и пронзительную «Палату для офицеров» Франсуа Дюпейрона, и «Врожденный порок» Пола Томаса Андерсона — еще одну фантасмагорию о вызревании тоталитаризма в атмосфере американской демократии и гражданских свобод.

Однако первая ассоциация — знаменитейший из голливудских фильмов, «Касабланка». Его герои всегда помнили, что, хоть им пришлось расстаться, «зато у них был Париж»; у Расселла место «города любви» занял Амстердам, явленный здесь в качестве такого же идеального «города дружбы». Той самой прекрасной дружбы, начало которой обещала последняя реплика «Касабланки». Это мушкетерское чувство солидарности, равенства, близости и готовности бросить вызов сильнейшему противнику оказывается в «Амстердаме» высшей ценностью. Если оно и не оправдает страшный опыт войны, то хотя бы поможет пронести через нее и сохранить в неприкосновенности способность быть человеком.   

«На Западном фронте без перемен»

Кем будет солдат без войны?  На Netflix вышла первая за 94 года немецкая экранизация «На Западном фронте без перемен». Это кровавое месиво, которое еще раз напоминает о том, как ужасна война

«На Западном фронте без перемен»

Кем будет солдат без войны?  На Netflix вышла первая за 94 года немецкая экранизация «На Западном фронте без перемен». Это кровавое месиво, которое еще раз напоминает о том, как ужасна война

Антон Долин