Перейти к материалам
истории

В стримингах вышла «Добыча» — приквел легендарного «Хищника» В нем с инопланетянином сражаются команчи XVIII века

Источник: Meduza
David Bukach / Hulu / Courtesy Everett Collection / Vida Press

На киносервисе Hulu вышла «Добыча» — фильм американского режиссера Дэна Трахтенберга, приквел к первым четырем фильмам франшизы «Хищник». Действие разворачивается в начале XVIII века в Америке: индейцы одновременно пытаются противостоять и европейским колонизаторам, и инопланетному чудовищу. Кинокритик Антон Долин рассказывает, зачем смотреть этот фантастический боевик.

По части блокбастеров лето 2022-го выдалось довольно небогатым, на этом фоне премьеры ведущих стримингов выделяются, скорее, выгодно на фоне мирового кинотеатрального проката.

«Добычу» Дэна Трахтенберга, может, и обидно увидеть не на большом экране — фильм полон зрелищных схваток и спецэффектов, — но определенная компактность, даже камерность драматургии располагают к домашнему просмотру. Да ведь и первоисточник — легендарный «Хищник» (1987) Джона Мактирнана — большинство жителей постсоветского пространства впервые посмотрели тоже дома, на видео.  

В оригинальном «Хищнике» группа десантников под руководством Голландца, ветерана вьетнамской войны, погибала от оружия и когтей плотоядного инопланетянина, но главный герой в неподражаемом исполнении Арнольда Шварценеггера вовремя успевал сообразить: если отказаться от цивилизационного налета и почувствовать хищником себя, то появится шанс одолеть чудовище в единоборстве.

Приквел Трахтенберга из всех вариаций на тему «Хищников» наиболее верен первоначальной идее. Недаром его действие разворачивается в начале XVIII века, в еще не окончательно колонизированной Америке, где чрезвычайно дикие (но обладающие своим кодексом чести) команчи худо-бедно сопротивляются нападениям якобы цивилизованных (но совершенно бесчестных) европейцев — французов и англичан. Туда-то и прибывает на своем корабле поохотиться знакомый нам персонаж — то рычащий, то цокающий клыкастый монстр. 

20th Century Studios

Поначалу индейцы принимают космический шаттл за легендарную Громовую птицу; без религиозного прочтения в исторической интерпретации «Хищника» не обойтись. Тем более что и сам он больше всего похож на мифологического демона, требующего человеческих жертвоприношений. Однако Трахтенберг, чьим нашумевшим дебютом в 2016-м был «Кловерфилд, 10», верен себе — его больше интересуют человеческие рефлексы и моральные сражения с самим собой, нежели поединок с внешним врагом или преодоление воплотившихся архетипов. Так что «Добыча», в общем-то, не столько хоррор или триллер, сколько фильм взросления о Нару, юной воительнице из племени команчей, которую родители и старший брат никак не желают отпустить ни в бой, ни на охоту. Роль играет знакомая по сериалу «Легион» Эмбер Мидфандер, действительно имеющая индейские корни.

Своеобразный простодушный цинизм старого «Хищника» и его первого сиквела вспомнятся не раз. В те времена режиссеры и продюсеры не думали о вопросах репрезентации, самым милым делом для них было воплотить образ дикаря в выдуманном инопланетном монстре. Перед современными авторами ставится задача более сложная.

С одной стороны, нельзя давать спуску белому человеку — жадному, тупому, косматому, нечесаному, в своем самомнении возомнившему бог знает что. С другой — нелишне изобличить патриархальные замашки индейцев, не верящих в способность девчонки охотиться на льва наравне с мальчиками: максимум, до чего ее готовы допустить, — исцеление раненых чудодейственными травами и грязями. С третьей же — есть незыблемый канон: все-таки на сторону Хищника становиться не принято, так что людям придется найти способ объединиться перед лицом общей угрозы. Тогда вопросы расового и гендерного неравноправия отступят на второй план, уступив место простой качественной «бэшке» — фильму, достойному видеосалонов поздней перестройки. 

David Bukach / Hulu / Courtesy Everett Collection / Vida Press

Когда герои «Добычи» наконец перестают выяснять отношения и решают, кому пристало быть добычей, а кому хищником, картина будто приходит в себя и исправно отвечает всем ожиданиям зрителя. В этом контексте перестает быть настолько комичным языковое решение: в самые эпичные моменты персонажи говорят на наречии команчей, в остальное время предпочитая использовать более удобный для публики английский, изредка переходя на французский. 

Есть в картине и еще одно неочевидное достоинство. Промежуточным звеном между инопланетными охотниками, французскими колонизаторами и индейцами оказывается самый симпатичный персонаж фильма — верный компаньон Нару, пес по имени Сарии. Таким образом, нам предоставлена редкая возможность полюбоваться каролинской собакой, она же американский динго, — редкой породой, не выводившейся искусственно, а получившейся в результате естественного отбора. Чего не скажешь о фильме «Добыча».   

Еще одна недавняя кинопремьера

«Нет» — новый фильм режиссера «Прочь» Джордана Пила Это мистический неовестерн о летающей тарелке, который может не понравиться, но точно удивит

Еще одна недавняя кинопремьера

«Нет» — новый фильм режиссера «Прочь» Джордана Пила Это мистический неовестерн о летающей тарелке, который может не понравиться, но точно удивит

Антон Долин