Умер Иссей Мияке — легендарный дизайнер, новатор и одна из важнейших фигур в мире моды Он пережил бомбардировку Хиросимы, изобрел ткань, которая не мнется (и да — одел Джобса в знаменитую черную водолазку)
5 августа на 85-м году жизни от рака печени умер известный японский дизайнер одежды Иссей Мияке. Его смерть широко обсуждало мировое модное сообщество: Мияке считался революционером индустрии, а его главным изобретением стала особая технология плиссировки синтетических тканей. Кроме того, Мияке был создателем легендарной черной водолазки основателя Apple Стива Джобса. «Медуза» рассказывает о жизни дизайнера в послевоенной Японии, его триумфе в Париже и главных модных инновациях.
Бомбардировка Хиросимы и первые шаги в моде
Иссей Мияке родился 22 апреля 1938 года в Хиросиме. Через семь лет, 6 августа 1945 года, американские войска сбросили на город атомную бомбу. В тот момент Мияке был в школе, в двух с половиной километрах от эпицентра взрыва. Вернувшись домой, он увидел, что у его матери обожжена вся верхняя часть тела. Три года спустя она умерла. У самого Мияке в результате травм начался остеомиелит костного мозга. Врачам удалось спасти его, но из-за последствий болезни дизайнер всю жизнь прихрамывал.
Пережив смерть матери и многих друзей от лучевой болезни, Мияке не верил, что сам проживет долго. «Я думал, надо сделать все, что можно, к 30 или 40 годам. И не оправдываться атомной бомбардировкой. Я твердо решил так жить», — рассказывал 77-летний Мияке в интервью японской газете «Иомиури» в 2015 году: тогда он впервые решился открыто заговорить о пережитом. До этого дизайнер старался избегать темы Хиросимы в общении с журналистами: он не хотел, чтобы его травма повлияла на мнение людей о его работе, и предпочитал «думать о чем-то созидательном, а не разрушительном, чем-то, что приносит красоту и радость». Но потом все же решил, что «если те, кто пережил эту бомбардировку, начнут о ней говорить, мир может хоть немного измениться».
В детстве Мияке любил рассматривать модные журналы своей сестры, так он решил стать дизайнером. Он изучал графический дизайн с фокусом на моделирование одежды в Университете искусств Тама в Токио. Выпустившись из него в 1964 году, Мияке попробовал поступить в самый главный модный вуз Японии — Колледж моды Бунка, — но не смог выиграть конкурс, так как не умел шить.
В 1965 году Мияке уехал в Париж, где через Синдикат высокой моды устроился учеником в модный дом Ги Лароша. После Мияке учился у Юбера де Живанши, а в 1970-м вернулся в Токио, где открыл собственную студию Miyake Design Studio. Три года спустя, уже под брендом Issey Miyake, дизайнер провел свой первый показ женской коллекции прет-а-порте на неделе моды в Париже.
Одежда как скульптура
Еще в юности Мияке вдохновлялся работами американского скульптора и дизайнера мебели с японскими корнями Исаму Ногути, а также творчеством французского модельера Мадлен Вионне, которая часто шила одежду из цельных отрезов ткани. После приезда в Париж у Мияке появились новые кумиры — важнейшие фигуры среди современных скульпторов, Константин Бранкузи и Альберто Джакометти. А охватившие Париж студенческие протесты 1968 года убедили дизайнера, что он хочет делать одежду «для всех», а не только для элиты.
«Мне неинтересно создавать одежду для людей с деньгами, — говорил Мияке в интервью японской газете The Yomiuri Shimbun в 2015 году. — Я всегда хотел делать джинсы и футболки, вещи, которые есть в гардеробе у всех, которые просто стирать и носить».
Взгляды Мияке на одежду привели к тому, что он решил изобрести новый тип ткани — которая не мнется, всегда держит форму и проста в производстве, а следовательно, одежда из нее будет доступна большему количеству людей. Так в конце 1980-х появилась знаменитая плиссированная ткань, ставшая ключевым элементом большинства коллекций Мияке. Чтобы добиться нужного эффекта, Мияке сначала отшивал изделие — как правило, из цельного отреза, — а затем клал получившуюся вещь между двумя листами бумаги и пропускал получившийся «сэндвич» через горячий пресс. Так ткань навсегда «запоминала» форму.
В 1993 году у дома Issey Miyake появился отдельный суббренд женской одежды Pleats Please, посвященный именно плиссированным вещам. Вскоре его дополнил мужской Homme Plissé. Вместо моделей одежду на показах демонстрировали танцовщики — эта идея пришла к Мияке после сотрудничества с Уильямом Форсайтом, для двух постановок которого — «Потеря мелких деталей» и «Сад в постановке» во Франкфуртском балете — дизайнер делал костюмы в 1991 году. Яркие и подвижные плиссированные платья скульптурного кроя, напоминавшие одновременно об искусстве оригами и платье-«дельфос» начала XX века, по мнению Мияке, требовали более творческих движений, чем классическая подиумная походка.
Другой популярной продукцией дома Issey Miyake была парфюмерия. Появившийся в начале 1990-х акватический аромат LʼEau dʼIssey стал одним из самых знаковых парфюмов десятилетия.
Уход от дизайна в технологии
К середине 1990-х Мияке уже получил широкое признание как дизайнер и новатор: например, он разработал официальную форму литовской команды для Олимпийских игр 1992 года, а в 1993-м правительство Франции вручило ему орден Почетного легиона.
Мияке стал все больше погружаться в технологические разработки и эксперименты с материалами и в 1994 году передал руководство мужской линией Issey Miyake другим членам своей команды. Женскими коллекциями он перестал заниматься в 1999-м, сохранив за собой право принимать решения на финальных этапах работы.
В 2000 году дизайнер представил очередную инновацию: он придумал, как делать одежду, не прибегая к кройке и шитью. Эту концепцию он назвал A Piece of Cloth (буквально «кусок ткани»), или, сокращенно, A-POC, и ее смысл был в том, чтобы «скормить» специальному, заранее запрограммированному устройству рулон ткани и всего одну нить. Такая машина сама производит один из трех предметов — платье, блузку или шляпу, — которые затем можно скорректировать ножницами.
Тогда же у дома Issey Miyake появился еще один суббренд — Bao Bao Issey Miyake. Под этой маркой дизайнер выпускал сумки, чемоданы, кошельки и другие аксессуары, сделанные из плотных цветных треугольников из ПВХ, благодаря которым изделие было гибким и легко трансформировалось. Спрос на вещи Bao Bao Issey Miyake был таким, что на рынке появилось множество подделок.
Один из главных поздних проектов токийской Miyake Design Studio, запущенный в 2010 году, называется «132 5». Название обозначает формулу: один (1) кусок ткани принимает трехмерную (3) форму, когда становится предметом одежды. Если его сложить, он станет двумерным (2). Цифра 5 означает, что при ношении трехмерный предмет превращается в нечто вне пространства и времени.
Та самая черная водолазка
Но если модное сообщество ценит Мияке за сложносочиненные эксперименты с тканями и подиумные коллекции, то широкой публике дизайнер известен благодаря простой черной водолазке. В 1981 году глава Sony Акио Морита попросил Мияке придумать униформу для сотрудников компании к ее 35-летию. Дизайнер сделал куртки из прочного нейлона с отстегивающимися рукавами. Вскоре после этого в Sony на встречу с Моритой приехал Стив Джобс. Увидев одетых в необычные одинаковые куртки сотрудников, он удивился и спросил у Мориты, в чем причина. Тот рассказал Джобсу, что после Второй мировой войны у многих японцев не было подходящей для работы одежды, поэтому Sony выдавала им вещи. Спустя годы от этой традиции решили не отказываться, и униформа стала одним из способов сплотить команду.
Услышав это, Джобс решил внедрить такое же правило в своей компании, связался с Мияке и попросил его придумать жилетку для сотрудников Apple. Но в коллективе эта инициатива никому не понравилась: люди не хотели ходить в одной и той же жилетке каждый день. Однако Джобс не хотел отказываться от идеи, поэтому попросил Мияке сделать ему, как он сам говорил, «около сотни» черных водолазок. Так появилась знаменитая униформа основателя Apple.
***
Всю жизнь Мияке сохранял близкие отношения с работниками своего модного дома. Так, одна из его коллег, Мидори Китамура проработала в Issey Miyake почти 50 лет, начав как модель для примерок. Сегодня она — президент его дизайн-студии. А с легендарным фотографом Ирвином Пенном Мияке сотрудничал так часто, что впоследствии они выпустили две книги со съемками коллекций дизайнера.
Дизайнер вел довольно закрытый образ жизни, и о том, что он был болен раком, не было известно никому, кроме его близких. Иссей Мияке умер 5 августа — за день до 77-й годовщины бомбардировки Хиросимы, из-за которой он думал, что проживет 30–40 лет. Мияке скончался в 84 года.