Перейти к материалам
истории

Кино в новой реальности. «Разрыв связи» — фильм Андрея Лошака о друзьях и семьях, которые ссорятся из-за войны

Источник: Meduza
«Настоящее время. Док»

«Медуза» продолжает серию публикаций о документальных фильмах, которые во время российского военного вторжения в Украину становятся еще актуальнее и важнее. Каждые выходные кинокритик Антон Долин рассказывает об одной документальной ленте; это как новые фильмы, так и вышедшие несколько лет назад. Мы не планируем ограничиваться украинскими и российскими авторами. Все эти картины можно посмотреть онлайн. Фильм этой недели — «Разрыв связи» Андрея Лошака, вышедший сегодня на ютьюб-канале «Настоящего времени».

Посмотреть фильм Андрея Лошака «Разрыв связи» можно в ютьюбе или ниже в этой публикации.

Этот фильм не мог не появиться — слишком напрашивается тема, а материал буквально кричит, требуя быть запечатленным. Неудивительно, что взялся за него именно Андрей Лошак, с его острым репортерским чутьем и несомненным умением чувствовать современность. Вторжение России в Украину не только привело к гибели тысяч и изгнанию из дома миллионов невинных граждан, но и уничтожило связи, казавшиеся незыблемыми, — внутри семей, групп друзей, близких и прежде неразлучных людей. Лошак исследует эту сторону катастрофы.

Настоящее Время. Док

 

В фокусе внимания — несколько распавшихся союзов. Молодой врач-педиатр из Балтийска Рената после начала войны не находит себе места, теряет вес, постоянно плачет, не видит смысла в своей жизни и работе — а ее мать, школьный завуч Винера, плачет в основном от обиды на дочь, не способную проникнуться государственными интересами России. Художница Алиса из Нижнего Тагила проводит пацифистские акции с первого дня войны, тогда как ее мать Татьяна, работница птицефабрики, признается: ее патриотизм после начала вторжения «зашкаливает». Повар Наталья из Магнитогорска никак не может понять сына, мастера по ремонту Савелия, который после 24 февраля уехал в Тбилиси. В Самаре скрипачка Галина, не нашедшая взаимопонимания с коллегами по оркестру, готова разводиться с мужем Владимиром — бывшим следователем, который верит в геополитический интерес России и мудрость президента Путина. 

Линия разлома проходит и вне страны. Например, Екатерина живет и работает в Лейпциге, ее муж Артем — программист. Она в ужасе от вмешательства России во внутренние дела Украины, а он находит это закономерным. Психолог Наталья участвует в акциях протеста против войны в Лондоне, обнимая новую подругу, бежавшую от войны украинку, — а в России ее мать Людмила, хоть и не может простить Путину историю с пенсионным возрастом, считает, что не время в такие трудные дни отворачиваться от родины. Маркетолог Вика находится в Харькове, она пережила бомбежки, и для нее все однозначно — в отличие от ее брата Якова в Новороссийске, который искренне обижается на сестру, «по-детски» реагирующую на происходящее. 

«Разрыв связи» — предельно прямолинейный и простодушный фильм. Автор присутствует в кадре, задавая вопросы своим респондентам из-за монитора лэптопа. Он не скрывает собственной позиции: в этой холодной гражданской войне он однозначно на стороне Украины. Но возможно ли было хотя бы в теории сохранить здесь нейтралитет, занять позицию над схваткой? 

В ход идут самые эффектные, необоримые приемы, они же аргументы. Разделенный надвое экран, наглядно демонстрирующий разлом между близкими. Драматичная закадровая музыка. Бесчисленные семейные фото из личных архивов, на которых нынешние враги смеются, обнимаются, целуются, дурачатся: мирная жизнь, ушедшая навеки. Много жутких документальных съемок уничтожаемой Украины: снесенные жилые здания, трупы на улицах, бесперебойная матерщина за кадром — то самое, чего «всенетакоднозначники» не желают знать или, хуже, признают постановкой.

В противовес фон жизни защищающих войну: разумеется, пропагандистский телевизор. Соловьев, Никита-Бесогон, Симоньян, фразочки, от которых мороз по коже: «Наше милосердие будет беспощадным». И штампы, штампы, штампы, клише, уже ставшие в прямом смысле слова убийственными: «НАТО нам завидует, ведь у нас духовные ценности», «Путин наш отец», «Мой сын стал предателем». Одна из матерей находит емкую формулу: «Россия и Украина — это я и моя дочь». Другая разрывается между желаниями поучить дочь ремешком и ее обнять. А следователь в отставке с горечью констатирует: «Распропагандировать Галю — процесс такой же долгий, как воссоединение Украины с Россией». 

Наверняка существуют сотни ситуаций более сложных и менее очевидных. Вряд ли абсолютно все, кто поддерживает официальную политику России, — зомби, отравленные госпропагандой. Маловероятно, что Путина всегда поддерживает поколение родителей, тогда как молодежь единым фронтом — против него. Больше того: наверняка со всех сторон баррикад есть и хорошие, и скверные люди. «Разрыв связи» избегает полутонов, но при этом держится человеческой интонации, взывает к эмпатии.

Это не документальный кинематограф, ставящий художественные задачи, а сильнодействующее противоядие от того, во что превратилось российское телевидение, изготовленное одним из лучших представителей иного ТВ, невозможного сегодня в России и полностью ушедшего в ютьюб. И в этом качестве — буквально как призыв опомниться, вспомнить о родных, отыскать в себе человека — такой фильм сейчас необходим. 

Антон Долин