Перейти к материалам
истории

«До бани — жмуль, а после — пусяш» Банный блогер Анна Артемьева — о том, как правильно париться, русских банных традициях и банном бизнесе. Бонус: банный FAQ!

Источник: Meduza
NUDE. Банный блог

Анна Артемьева из Петербурга, наверное, самая популярная поклонница и исследовательница бани в России. Ее блог о бане NUDE читают около 10 тысяч человек, а за инстаграмом следит больше 11 тысяч подписчиков. Артемьева выпускает гиды по российским и зарубежным баням, участвует в банных конгрессах по всему миру, учит людей культуре парения, изучает банные традиции и организовывает «межгендерные банные туры». Спецкор «Медузы» Саша Сивцова подробно поговорила с Артемьевой о том, зачем вообще нужно ходить в баню, что там можно делать (и что нельзя), а также чем русская баня отличается от всех остальных.

В этом интервью мы прежде всего говорим о людях без каких-либо заболеваний и особенностей состояния здоровья. Всем остальным лучше проконсультироваться с врачом перед посещением бани. Например, вряд ли специалист одобрит поход в баню во время беременности.

— Если спросить, кто ты, что ты ответишь? Первое, что приходит в голову, — банный эксперт или банный просветитель.

— Банный эксперт — это больше про пармейстера. Я же говорю на современном языке о чем-то традиционном. Я — некое промежуточное звено между современным миром и традицией русской бани. Наверное, да, я банный просветитель, но регалий особо не желаю иметь.

— Ты всегда любила бани?

— Думаю, что да, с детства. Мои родители — люди спортивные. Бани и моржевание были обязательной частью жизни. Мама занималась легкой атлетикой, папа — греко-римской борьбой, они оба респектовали бане. Просто культура нагрева-охлаждения, без всяких эзотерических процессов, о которых я знаю сейчас.

Я много ходила в общественные бани. Помню, мы ездили в Белоостров, поселок под Петербургом, там у друзей родителей была маленькая смешная баня. Мама там все время себе о лампочку жгла кожу на спине. Мне всегда хотелось туда поехать, пойти в баню, выбежать на снег. 

Анна Артемьева
NUDE. Банный блог

— Когда ты говоришь «эзотерические процессы», что ты имеешь в виду? 

 — Под эзотерикой я имею в виду не мистику, а обрядовость: традиционные банные ритуалы: культуру парения, запаривания веника, свойства трав. 

Также это про то, какой баня может быть. Например, чисто физиологическая баня — это когда ты клево нагрелся, все напарились, поорали, посмеялись, прыгнули в снег, умылись, наелись борща. 

А может баня быть другая — когда вы все молчите, делаете солевое и медовое выкатывание, долгие очищающие, расслабляющие процедуры, баня мягкая, очень влажная. Тогда ты попадаешь в негу младенческого состояния, о тебе заботятся. Ощущение безусловной любви в бане возможно за счет ароматов, влажности, тепла, отсутствия света.

— Кроме банного исследования ты чем-то еще занимаешься?

— У меня есть работа. Я занимаюсь рекламой в сфере архитектуры и интерьерного дизайна, стилизую съемки, пишу статьи на эту тему и помогаю разным проектам с пиаром. 

— Люди обычно ходят в баню, чтобы отдохнуть, а ты регулярно исследуешь бани и делишься этим в своем блоге. Баня для тебя — это работа или отдых?

— Для меня это все еще отдых, слава богу. Хотя все, что я делаю для блога, сейчас занимает гораздо больше времени, чем моя работа, и постепенно я начинаю на этом зарабатывать: за счет консультаций. 

Я обожаю все, что связано с блогом. Если меня по интерьерному дизайну пригласят куда-то, то я десять раз подумаю, надо ли, а если про баню позовут поговорить, то я соглашаюсь почти на все интервью. Во-первых, потому что мне приятно про это говорить, а во-вторых, когда люди задают вопросы, это помогает мне самой разобраться в том, что я знаю и что могу рассказать. Любое новое интервью дает тему для размышления. 

— Как ты посещаешь бани?

— Сначала лучше просто войти, врубиться — что за баня, хотя обычно, как я только вижу женщин этих, тазы, мне сразу хочется это запечатлеть, чтобы показать остальным эту часть банной культуры.

— Когда ты идешь в баню, ты идешь как обычный человек или рассказываешь, что ведешь банный блог?

— Иногда я рассказываю, чем я занимаюсь и зачем это делаю. И тогда бывает по-разному. Сотрудницы: кассиры и уборщицы — те, кто блюдет баню, в основном сложно относятся, если я хочу сфотографировать баню. Многим становится стыдно, что баня в плохом состоянии, оправдываются либо запрещают снимать.

Есть второй момент в полевой работе. Например, бывает в банях так, что если ты замужняя и есть дети, то тебе расскажут гораздо больше. Потому что, если ты молодка, ничего тебе бабы не скажут, потому что тебе не нужно это знать, особенно если мы говорим про глубокие традиции и женские секретики. Мы (c другими девушками, с кем Аня была в экспедиции, — прим. «Медузы») надевали кольца, говорили про детей. Мы не врали в открытую, но аккуратно обозначили, что статус другой. По-другому не разговаривают.

NUDE. Банный блог

«Благодаря иностранцу я узнала, что банный мир — разный»

— Как у тебя появилась идея исследовать именно бани? 

— Я очень хотела вести блог и думала, о чем он может быть. В то время, около шести лет назад, я была руководителем интерьерного онлайн-журнала. Работала с мебелью, сантехникой. И однажды мне пришла в голову идея сделать гид по общественным баням Петербурга, как по ним ходить, потому что везде свои сложности. Я решила рассказать, в какой день лучше ходить в баню, куда нужно брать с собой простыни, что в бане дают в аренду. Вначале это был блог, который рассказывал про бани как часть общественной культуры Петербурга, в нем не было статей «Как запаривать веники». В то время я такие вещи плохо знала.

— В твоей банной жизни был ключевой момент?

— Ключевым моментом моей банной жизни стала крейзи-встреча с чуваком, которого зовут Миккель Аланд. Он объехал весь мир и около 50 лет назад опубликовал книгу про культуру пара «Sweat». Он сам норвежец из Сан-Франциско. Как-то Миккель Аланд был в Хельсинки, в лифте увидел русскую девушку и спросил у нее, знает ли она кого-то в России, кто мог бы рассказать ему про бани. Эта девушка посоветовала ему другую девушку, дизайнера интерьеров, у которой я как-то брала интервью. Она знала, что я занимаюсь банями, хотя тогда это были только зачатки. Он пригласил меня быть гидом по баням в России для сериала, который будет называться «Perfect Sweat». В каждой стране, где есть банная культура, в этом сериале будет свой гид, и я должна была стать гидом в России.

Мы познакомились с ним в «Казачьих банях» в бистро на первом этаже, где воняло рыбой, пивом. Сидит Миккель Аланд, его финский друг, шаман какой-то, и я думаю: «Что за хрень, таких проектов не бывает, дичь какая-то». А потом он мне пишет в январе: «Давайте в феврале снимать». И мы реально начали снимать. После этого меня со спичем про бани в современной России позвали на банный конгресс в Швецию, где собирались все главы банных ассоциаций мира. 

— Что происходит на банных конгрессах?

— Там банное сообщество знакомится друг с другом и своими традициями, все страны рассказывают про себя. Там я и поняла, что бани очень разные, что в Англии одна тема, в Японии другая, в Швеции третья. Например, Англия — это wash houses, Скандинавия — это коммуникация в бане, они используют ее для того, чтобы мягко взбодриться. Япония — Мекка чистоты и ритуальности, там превалируют ванны, бассейны, порядок. Русские на конгрессе сделали баню под названием «Русская баня заботы». Это был групповой обряд в шатровой бане с мягким паром и приятными приговорами. Ее делал Василий Ляхов, известный пармейстер, который транслирует традиционные банные фигульки. Так вышло, что благодаря иностранцу я узнала, что банный мир — разный.

Потом я была на банном конгрессе в Литве. Там каждые несколько лет принимаются решения о банном вокабуляре, чтобы все говорили на одном языке и понимали друг друга. Тогда решили, например, что парение — это когда тела обязательно касается веник.

Конференция по парению в Литве
NUDE. Банный блог

Также у всех стран есть глава банной ассоциации, от него растет вся банная культура. В России все сами по себе, потому что все самые умные и самые лучшие. Россия всегда приезжает показать себя, а весь мир хочет договориться — о том, что такое баня, обсудить, какая где культура, что где интересного, кто что изобрел, обсудить новые печи и кейсы из практики. 

«Смыслом баню наполняем мы»

— Может ли баня быть недорогой, но хорошей?

— Да. И может быть очень дорогой и ужасной.

— Расскажи, основываясь на своей практике, про самые переоцененные бани?

— Это важно — говорить про плохое, но зависит от запроса, для кого как. Люди же живут в абьюзивных отношениях, и кому-то это нравится. 

— Что значит абьюзивная баня?

— Абьюзивной бани нет, хотя… С людьми в бане должно быть приятно, они нравиться тебе должны. Запах важен, в бане должно быть чисто. Я люблю, чтобы было сухо, не мокрый, только намытый кафель. Но в общественной бане сложно требовать чего-то, потому что они моют как могут, все построено в советское время. 

Я была в Пскове, в бане № 3, она старая, еле держится. Там чудесный пар по сравнению с другими банями, и парная приятная. Но все, что вокруг, просто треш. Пахнет тяжело, все мокро, окна не открыть, плитка покрыта даже не знаю чем. Сесть никуда не можешь, неприятно. Хотя в бане есть колорит, все клевые, пар крутой. Я могу сказать, что это был хороший банный опыт, но баня оставляет желать лучшего.

У бани должен быть хозяин или хозяйка. Я за время посещений заметила, что, если какой-то человек занимается баней, вкладывает туда что-то свое, ты, вероятно, туда вернешься, а бывают бани бесхозные, кто-то моет, убирает, но нет хранителя. Это всегда чувствуется, баня просто становится функциональным помещением.  

— То есть лучше использовать формулировку «хороший» или «плохой банный опыт»? 

— Да, потому что баня может быть любая. В итоге все зависит от того, хороший или плохой банный опыт. Он зависит от нескольких факторов: качество пара, возможность выйти на свежий воздух, наличие водоема. Баня может быть просто ужасной, но если рядом озеро — прыгаешь в него и все равно получаешь удовольствие.

Баня № 2 в Вышнем Волочке
Анисия Кузьмина / NUDE. Банный блог
Баня № 2 в Вышнем Волочке
Анисия Кузьмина / NUDE. Банный блог
Баня № 2 в Вышнем Волочке
Анисия Кузьмина / NUDE. Банный блог

— Какие, на твой взгляд, бани переоценены?

— Приведу несколько примеров. Например, «Фонарные бани» в Петербурге. На мой взгляд, это единственный удачный проект реконструкции бани такого масштаба. Это совершенно новый уровень, но мне там не кайфово оттого, что не отлажена еще система, очень много дверей, пар жгучий, сильно топят (для меня). Но если как турист или сделать праздничный выход, то это идеальная баня-ресторан, потому что там красиво, есть сервис и для коммуникации место подходящее.

Nordic Spa в Калининграде невероятно инстаграмный проект. Но там нельзя париться вениками, куча народу, грязный чан, с гигиеной, удобством все плохо. Но там есть вода, воздух и природа — ты все равно кайфанешь. Думаю, что там может кому-то понравиться и захочется вернуться.  

Я была в Сочи в «Четырех стихиях». Это банный комплекс, аренда которого стоит от 100 тысяч рублей. Мы туда пришли, нас было 12 человек, и я, если честно, была в ужасе. Я считаю что это, наверное, и может столько стоить, но было неприятно, как банщики общались, как они работали с тобой. С нами были пятилетние дети, и я переживала — давать возможность этим людям напарить их или нет, потому что они задают детям вопросы из серии: «Сообщи, когда ты будешь готов к контрасту на 80 процентов». Четыре года малышу, и я думаю: «Какая ерунда, ни игровой формы, ни диалога». 

— Что ты думаешь про самые старые и известные московские Сандуны?

— Я туда не пойду больше в общественное женское отделение, однако у них свой стайл, который некоторым нравится. Я сделала о них пост, а мне писали: «Анька, я иду ради этого битья, из другого города приезжаю ради этой убогости, общения, неудобства и ради этого пара, который плавит ресницы». И я не могу говорить: «Не ходите никогда туда».

Это важно для моего блога: я наблюдаю, но я не люблю оценивать. Я могу сказать свое мнение, но у всех разная кожа, настроение, опыт. Моя задача — как можно больше показать, чтобы люди как можно больше попробовали. 

— Кому противопоказана баня?

— Я не врач, я не могу про это говорить. Но могу сказать, что нужно слушать себя. Иногда я чувствую, что надо попариться немножко, без контраста. Или, когда я простужаюсь или чувствую, что устала, тогда понимаю, что идти не надо.

NUDE. Банный блог

«Я никого не хочу спасать, я хочу заботиться»

 — Ты собираешь людей для совместного парения. Почему ты это начала делать?

— Я преподавала йогу в Петербурге, и совладелица студии говорит: «Аня, своди людей в баню, чего ты вообще не водишь людей в бани?» Я собрала первую межгендерную баню, рассказала, что знала, мы попарились. В течение года-двух почти каждую неделю я старалась ходить с людьми либо в разные бани, либо к разным банщикам. Делала я это бесплатно. 

— Кто туда попадает? Ты же проводишь фейсконтроль.

— Отбор всегда был, я брала не всех. Сначала я, наверное, делала групповую баню больше для людей, не для себя. По первости там был задор и угар, я не понимала, за что именно брать деньги, у меня же была работа, это не выглядело для меня коммерческим продуктом. 

Со временем появилась уверенность, блог вырос. И сейчас я стала строже, беру за это деньги, силы берегу и хочу получать удовольствие. Когда баня собирается, я стараюсь, чтобы люди между собой были в согласии, чтобы был баланс М — Ж, открытых и закрытых людей. Периодически, бывает, я могу дать добро, и все такие: «Анька, как этот человек здесь оказался? Он не мог здесь оказаться, он из другого мира». 

— Как и сколько ты зарабатываешь на банях?

— Я делаю совместные походы в баню и парю людей — это, скорее, для души, но беру деньги за организацию. Еще консультирую, помогаю создавать банные концепции. В таких случаях уже беру от 70 тысяч рублей. Еще провожу экспедиции, они обычно стоят от 300 тысяч, но это только расходы [на организацию экспедиции], заработка тут вообще нет. 

Банный тур в Северную Осетию

— Как за несколько лет твой отбор людей для совместных походов в баню изменился?

— За время банных походов со мной очень много людей сходили в баню, некоторые один раз — и больше нет. Меня, на самом деле, сильно расстраивало это, сразу думаешь: «Это ты херовый или что-то пошло не так?»

Ты вкладываешь время и силы, все задают одни и те же вопросы, а у меня тоже есть запрос на рост, получение нового опыта. И сейчас я предпочту тех, в ком я вижу людей отдающих, чтобы был обмен, потому что иногда люди придут и ждут, что я сделаю их опыт клевым. А на самом деле он от меня не зависит, и я не хочу брать на себя эту функцию.

— Что объединяет людей, которые ходят в баню с тобой?

— Они открытые, свободные, сильные, у них есть чувство юмора. Это такие изи люди. Я никого не хочу спасать, я хочу заботиться.

— Из-за чего ты можешь отказать человеку в совместном походе в баню?

— Есть один пример. Я собрала баню, первую за долгое время, с песнями, туда, куда я хотела сходить несколько лет. И вот мне написал человек. Я говорю ему, что места уже закончились, а он с претензией говорит: «Как! Я первый вам написал!» Потом он пишет дальше: «Я не могу не попасть. Что мне делать?» Я понимаю, что он никак не вписывается: он уже сразу потребительски отнесся.

— Как организованы групповые бани?

— Групповая баня — это пять заходов в одну парилку. Тема может быть разной: вы просто греетесь, взаимодействуете друг с другом или вас парят. Все направлено на синхронизацию друг с другом, на расслабление относительно того, что ты голый среди людей. Это пространство доверия и заботы.

Часто собираются люди, которые друг друга не знают; женщины и мужчины, если вместе идут, без эротизма могут позаботиться друг о друге. Если только женщины, то можно почувствовать что-то сестринское. Это что-то очень безусловное, не социальное, без ярлыка. Из-за того, что я человек достаточно светский и с определенным уровнем насмотренности, у походов в баню получается такой же вкус. 

Это контакт на другом уровне. То, что в обычной жизни не получается. В бане простое общение: без разницы, как тебя зовут, кем ты работаешь, просто кайфуете.

NUDE. Банный блог

«Если ты обжигал ногу в бане, считалось, что, скорее всего, за что-то»

— Русская баня — это правда отдельный вид бани?

— Баня в России в себе несла функции, которые сейчас есть в церкви. Разные обряды проходили в бане — связанные с родами, свадьбой, похоронами. В Литве и Латвии схожая культура, которая касается бани по-черному и обрядов.  

В других странах баня несла чисто гигиеническую функцию. 

— Что значит баня по-черному?

— Это баня без трубы. Ты ее топишь, открытым огнем нагреваешь камни, потом проветриваешь, чтобы гарь вышла, закрываешь дверь и больше баню не топишь. 

— Есть еще понятие первого пара. Что это такое? 

— Есть два момента. Первый — это момент знакомства и сонастройки с баней. Ты приходишь, здороваешься с баней и банником, знакомишь тело с температурой. В групповой бане все еще в это время сонастраиваются друг с другом. Для этого используют ароматы для пара (например, хрен или лаванду), в одно время начинают париться вениками. Иногда используют мычание, чтобы с помощью звука сонастроиться.

Исторически в русской бане ведущим считается мужской гендер: камни на Руси олицетворяли пращуров, были дедами. Вода олицетворяла мир живых. В обряде первого пара опускают руку в воду, загадывают желание и поддают воду на камни — так свое желание подкрепляют силой рода. 

NUDE. Банный блог
NUDE. Банный блог
NUDE. Банный блог

— Где банные традиции почитаются сейчас больше всего?

— Японцы остались верны тому, что значила баня для них раньше. Они максимально четко следуют традиции: у них есть онсены и офуро, и это не меняется на протяжении столетий.

В России ритуально-обрядовая баня, мне кажется, сейчас не существует особо. У нас все-таки политический строй влияет, режим контролирует смыслы. Поэтому у бани осталась гигиеническая функция и сохранилась культура общественной бани. 

Если говорить про традиции, обряды и ритуалы, то некоторые люди все-таки используют баню как инструмент для телесных практик. А у удмуртов, вепсов и коми-пермяков сохранилась вера в духов. 

— Есть какой-то один традиционный банный дух?

— Есть, но он во всех регионах называется по разному. Все зависит от региона, от того, больше локус женских духов или мужских. Есть женский — обдериха — и мужской — банник, баннушка. Они для одинакового придуманы. 

— Для чего они придуманы? 

— Я написала большую статью про это. История следующая: ничего не могло существовать без духа. Это основа мифологической базы. Поэтому любой дух был элементом переноса ответственности с себя, элементом контроля, неким гарантом того или иного опыта. Если ты обжигал ногу в бане, считалось, что, скорее всего, за что-то. То есть банник и обдериха, если ты поступал как-то неправильно, с тобой обязательно что-то сделают. Считалось, что к ним также можно обратиться, чтобы они были проводником.

— Банник и обдериха отвечают именно за банный отдел?

— Да, они за баню, домовой за свою часть. Я очень рекомендую игру BlackBook, сделанную ребятами из Перми. Это гениальная игра про традиции коми-пермяков, где главная героиня — молодая ведунья. Игра основана на большом этнографическом и антропологическом исследовании. Авторы собирали традиции, обряды и прочее. Девушка в игре борется со всеми существующими обдерихами, банниками. 

— Ты веришь в банного духа и обряды, про которые говоришь?

— Я вижу обе стороны: зачем это надо и как это влияет на посещение бани. Слепо не верю, все же времена не те. Но и отрицать не могу, чувствую, что дух у каждой бани свой. В баню я прихожу, с банником про себя здороваюсь, отдаю бане честь. Просто так не могу уже, конечно, завалиться в парную.

«Иногда круто пойти в баню и напороться там на все, на что можно напороться»

— Что ты посоветуешь человеку, который хочет начать ходить в баню? 

— Надо просто пойти в баню. Мы часто пытаемся себя обезопасить. На мой взгляд, иногда круто пойти в баню и напороться там на все, на что можно напороться.

Самое главное — понимать, зачем ты идешь. Если пообщаться — иди с кем-то, если услышать себя — иди один, хочешь экзистенциальный опыт — надо иди к банщику. Хочешь угореть с бабушками — езжай на периферию в общественную баню.

— Во время парения можно разговаривать?

— Существует практика в телесно-ориентированной терапии, смысл которой в том, что ты должен говорить с человеком, не используя язык или слоги, которые присущи твоему языку. Это выдуманный язык. Я делала такую баню, мы собирались, ты говоришь сначала о любви [на выдуманном языке], потом рассказывали о чем-то болезненном. 

Есть правило, что в парной разговаривать нельзя. Знаю, что зависит от того, кто главная женщина в этот час в бане. Болтать запретят везде, но если людей немного, а тема общая, то может быть прикольная кочерга. Молодым дадут разговаривать реже, чем взрослым. Если девчонки треплются, им сделают замечание, если бабы — они могут себе это позволить.

Молчать — круто. Ты голый, вне социальной системы, молчишь, у тебя свободная башка. 

— Есть правильное состояние после бани?

— Нет, правильного нет. В баню ходят с разными целями. Есть баня для тонуса, баня для расслабления.

— С чем у тебя ассоциируется человек после бани и человек до бани?

— До бани это жмуль, а после — пусяш, расслабленный, но маленький. Он не взрослый. Человек, когда идет в баню, он старый, когда выходит — он свеженький малыш. 

NUDE. Банный блог

А теперь внимание — рассказываем, как правильно ходить в баню. Перед вами банный FAQ!

— В баню обязательно нужна шапка?  

— Да.

— Что с собой еще нужно взять?

— Тапки, перчатки для веника, пакеты полиэтиленовые, полотенце для вытирания и сидячее для парной, все мыльное, щетка и паста для зубов, массажную щетку и масло, воду и чай.

— Как следует выбирать веники?

— Определять надо по запаху. Ты его посмотрела, понюхала, потрогала и выбрала тот, который понравился именно тебе. 

— Как запаривать веник?

— Если дома подготавливать, то веник нужно обдать качественной водой ближе к горячей, а затем положить веник в пакет. За час он раскроется, впитает влагу и будет живой. Если в самой бане, то высушенный веник нужно обдать водой, тоже ближе к горячей, и поставить в таз как букет в теплую воду. Накрыть это все тазом еще и сверху. Подробно о том, как запаривать веник, я писала в своем блоге.

— В бане нужно быть голым или можно в купальнике?

— Голым, потому что купальники обычно из синтетики делают. Плюс быть голым, то есть первозданным, еще в том, что это возвращает к детскому состоянию, без социальных наслоений.

— Сколько времени можно париться?

— В общественной бане полтора-два часа, в бане дома или в аренду процесс может быть дольше.

— Сколько заходов нужно?

— Три — пять.

— После бани можно дальше поехать в город по делам?

— Все зависит от состояния. Иногда можно напариться так, что будет заряд, а иногда лучше сразу ехать спать.

Беседовала Саша Сивцова