Перейти к материалам
истории

Луна сошла с орбиты и летит на Землю. Без паники — всех спасет уборщик из NASA! «Падение Луны» Роланда Эммериха — фильм-катастрофа на грани пародии

Источник: Meduza
moonfall.movie

3 февраля в российский прокат выходит «Падение Луны» Роланда Эммериха. Кажется, это тот самый блокбастер для фанатов «Армагеддона» и «Дня независимости», который вернет их веру в жанр фильма-катастрофы. Кинокритик «Медузы» Антон Долин посмотрел «Падение Луны» и рассказывает, как режиссер «2012» и «Послезавтра» раскрыл свою любимую тему на этот раз.

Луна сошла с орбиты и вот-вот упадет на Землю, потому что в спутник нашей планеты вселился враждебный инопланетный разум. Лишь команда бесстрашных астронавтов (конечно, американских) способна бросить вызов нежити и спасти человечество.

Где-то все это уже видели? Как минимум во множестве фильмов Роланда Эммериха («Луна-44», «День независимости», «Послезавтра», «2012») — несравненного мастера фильма-катастрофы, который вновь взялся за свою привычную тему. Как все получилось на этот раз — «Падение Луны» хорош или плох? Это редкий и обескураживающий случай, когда можно дать два противоположных ответа. Зрителю же придется выбрать тот, что ближе его мировоззрению и вкусу. 

Сюжет «Падения Луны» предсказуем и вторичен. Преклонение перед мощью Америки смотрится особенно умилительно в связке с инклюзивным кастингом. Тысячу раз показанные кадры разрушенного Нью-Йорка и затопленных после цунами мегаполисов в 2022 году выглядят скучно. Научная база для фильма о космосе собрана настолько плохо, что актеры, изображающие ученых, стараются подавить смех, когда произносят откровенно дикие теории — а именно на них строится интрига.

moonfall.movie

В самые помпезные моменты «Падение Луны» гораздо смешнее, чем недавняя трагикомедия Netflix «Не смотри наверх». Решения, которые претворяются в жизнь месяцами, если не годами, здесь принимают за считаные часы. Всем рулит кинематографическая условность. В этом смысле ближайший родственник «Падения Луны» — гениальное «Путешествие на Луну», снятое Жоржем Мельесом в 1902 году. Правда, оно не длилось два с лишним часа и не стоило 140 миллионов долларов. 

Другими словами, Эммерих снял образцово плохой фильм, который первую половину экранного времени притворяется «Армагеддоном» Майкла Бэя, а во второй замахивается на «Космическую одиссею» Стэнли Кубрика, поднимая тему происхождения мира и человека. 

moonfall.movie
moonfall.movie

Но это только с одной стороны. С другой — как режиссеру фильмов-катастроф Эммериху нет равных. В случае с его кино вообще не интересно, почему все так ужасно. Интересно, почему это так классно смотрится, хотя, казалось бы, никуда не годится. У Эммериха чем бредовее и псевдонаучнее сюжет, тем он непредсказуемее. Чем больше отважного идиотизма проявляют главные герои — несправедливо отстраненный от работы пилот Брайан (Патрик Уилсон) и в общей панике назначенная главой NASA его бывшая напарница Джо (Хэлли Берри), — тем легче поверить, что все у них получится.

По примеру того же Майкла Бэя Эммерих не брезгует грубоватым юмором. И так он будто показывает, что сам смеется над этой ерундой вместе с нами. Не надо ждать от «Падения Луны» ничего, кроме качественного и в меру бредового аттракциона, и тогда это будет хороший фильм. 

Безусловное достоинство фильма — его главный герой. Нет, не отчаявшийся Брайан, которого бросили друзья и близкие, так что путь ему теперь один — в космос. И тем более не Джо, характер которой прописан максимально плоско: просто волевая афроамериканка рядом с сомневающимся в себе белым мужчиной. Речь о Кей-Си Хаусмане — пухлом очкарике-конспирологе, который работает уборщиком в NASA и считает, что только он способен открыть миру глаза на устройство Луны, да и остальной Вселенной. Его играет обаятельный британец Джон Брэдли, известный по роли Сэмвела Тарли из «Игры престолов».

moonfall.movie

Именно Кей-Си с его клубом друзей-неудачников, старым толстым котом и матерью в доме престарелых оказывается единственным человеком, который не боится спасти мир — ведь ему нечего терять. Предельно абсурдную схему апокалипсиса Эммерих выстраивает не из лени, а для того, чтобы неожиданно для всех воспеть и возвеличить сумасшедшего, а потом его руками спасти гибнущую цивилизацию.

Наконец, «Падение Луны» — тщательная и вдохновенная экранизация теорий заговоров с любительских форумов. Она позволяет хотя бы на время сеанса, не всерьез, увидеть прорехи в логичной картине бытия, ощутить дуновение из иных миров, заглянуть за фасад привычной нам обыденности. И этот опыт может оказаться радикальнее и увлекательнее даже самых продвинутых спецэффектов.

Падение Луны
В Рейтинге

Антон Долин