Перейти к материалам
истории

«Архив 81» — еще один страшный хит Netflix Архивист восстанавливает видео студентки, которая узнала о секретном культе и погибла в пожаре

Источник: Meduza
Netflix

На Netflix вышел первый сезон хоррора «Архив 81» — сериала по мотивам одноименного подкаста. Главный герой — архивист Дэн Тернер, который восстанавливает видеозаписи студентки, погибшей при пожаре в середине 1990-х. Кажется, незадолго до смерти она смогла вычислить подпольный культ, поклоняющийся то ли демону, то ли древнему богу. «Медуза» рассказывает, как «Архиву 81» удалось стать первым большим хитом Netflix в 2022 году.

Подкаст «Архив 81» придумали два друга-продюсера Марк Соллингер и Дэниел Пауэлл, вдохновившись паранормальными хоррорами 1990-х вроде «Твин Пикса» и «Секретных материалов». Первый эпизод вышел в 2016 году. Авторы смешали в «Архиве 81» жанр «найденная пленка», городские легенды и конспирологические теории. Их подкаст не был документальным, все истории были вымышленными.

«Архив 81» Соллингера и Пауэлла посвящен музейному архивисту Дэну Тернеру, который восстанавливает аудиодневник девушки по имени Мелоди Пендрас. В 1990-х она жила в нью-йоркском многоквартирном доме «Виссер», где брала интервью у местных жителей для своего учебного проекта.

«Архив 81» состоит из трех сезонов, каждый эпизод подкаста включает интервью жителей «Виссера», телефонные разговоры запертого в бункере Дэна с лучшим другом или записи подкаста, который этот друг начинает вести после таинственного исчезновения Дэна (да, это подкаст в подкасте).

Сериал Netflix основан на «Архиве 81», но это не полноценная экранизация подкаста. Совпадают завязка и имена героев, но многие события и биографии персонажей в проекте Netflix отличаются. Например, в сериале у Мелоди роман с парнем из «Виссера», а в подкасте у нее есть жена.

О чем «Архив 81»

Со стороны может показаться, что у Дэна Тернера (Мамуду Ати) не самая захватывающая жизнь: он работает архивистом в Музее движущегося изображения и целыми днями оттирает плесень с видеопленок. Но увлеченного Дэна все устраивает. «Это же „Круг“ — хоррор-антология 1958 года! Своего рода предшественник „Сумеречной зоны“!» — восторженно говорит он коллеге.

Жизнь Дэна становится интереснее, когда в его руки попадает видеокассета с пометкой «Конфиденциально». На пленке — первая серия учебного проекта студентки Мелоди Пендрас (Дина Шихаби), погибшей в 1994 году при пожаре в нью-йоркском многоквартирном доме «Виссер». Дэн реставрирует кассету и вскоре знакомится с миллионером Верджилом Давенпортом (Мартин Донован) — заказчиком этой работы, который предлагает герою 100 тысяч долларов за восстановление дневника. Единственное условие — работать придется в полном одиночестве, за городом, в доме без интернета и мобильной связи.

Мелоди переехала в «Виссер» ради съемок учебного проекта. Студентка буквально не расставалась с камерой: стучалась во все двери, брала интервью у соседей и горячо интересовалась их жизнью. Кто-то из местных сочинял авангардную музыку, кто-то коллекционировал антиквариат, кто-то (местный католический священник) в свободное от работы время помогал соседям изгнать демонов из их близких. Обитателей комплекса кое-что объединяло: по ночам они собирались в подвале и воспевали древнего бога Калего.

Такой жизнь «Виссера» предстает перед глазами Дэна, который на протяжении всех серий восстанавливает дневники Мелоди. Но главный герой оказывается не самым надежным рассказчиком: за его плечами трудное детство и психиатрическая лечебница. Ему кажется, что телефон в бункере прослушивают, в лесу кто-то скрывается, а из монитора вот-вот выскочит монстр. Поэтому возникает вопрос: в «Виссере» действительно вызывали демона или Дэн просто сходит с ума в изоляции?

Как сериал приняла публика

«Архив 81» вышел на Netflix еще 14 января, но говорить о сериале начали лишь спустя неделю после премьеры. С проектами стримингового сервиса это случается не впервые: хоррор «Призраки дома на холме» вышел 12 октября 2018-го, но только спустя месяц его заметили и назвали самым страшным сериалом осени (а то и года). Ставшую хитом «Игру в кальмара» западные зрители тоже поначалу не приметили — вышедший 17 сентября сериал начал бить первые рекорды лишь в октябре-ноябре, пока наконец не стал самым просматриваемым сериалом Netflix за все время.

Спустя месяц после премьеры сарафанное радио в соцсетях сработало и с «Архивом 81». Сейчас сериал находится в «Топ-10» на Netflix по всему миру: рейтинг составлен на основе данных из 85 стран, в большинстве из которых сериал занимает первую или вторую позицию (в США и России «Архив 81» уступает лидерство только четвертому сезону «Озарка»).

Коротко объяснить его популярность можно так: «Архив 81» хочется смотреть запоем. Его невозможно выключить, пока не доберешься до финальных титров.

Netflix
Netflix
Netflix

А если подробнее?

Движущая сила «Архива 81» — нерешаемая загадка, которая со временем обрастает еще большим количеством деталей. Почему миллионеру так интересен какой-то студенческий проект? Зачем Дэна отправили в бункер? Как это связано с пожаром, в котором погибла девушка? С каждым эпизодом мистических, религиозных и даже фантастических нюансов становится все больше.

Сюжет в «Архиве 81» развивается неторопливо — каждое новое событие, будь то появление участников культа, кибермонстра или галлюциногенного мха (да, здесь есть и такое), терпеливо ждет своего часа. «Архив 81» — это типичный слоубернер, который довольно долго разгоняется. Но все же ему удается удерживать внимание благодаря твистам и синефильским пасхалкам.

В сериале можно найти множество отсылок к классическим хоррорам, например к «Ведьме из Блэр», «Астралу», «Сиянию» и еще десятку знаковых для жанра картин. Но одними фильмами ужасов «Архив 81» не ограничивается и чередует элементы, одолженные у хорроров, с отсылками к поп-культуре: на фоне мелькают постеры «Ночи живых мертвецов» и «Путешествия на Луну», а в одной из сцен Дэн пересматривает «Солярис» Андрея Тарковского.

Создатель «Архива 81» Ребекка Сонненшайн называет сериал «шкатулкой с сюрпризами». Это не первый ее мистический хоррор (но первый в статусе шоураннера), например, она продюсировала «Изгоя» — сериал по комиксам Роберта Киркмана, автора «Ходячих мертвецов». А еще написала сценарий к десятку эпизодов «Дневников вампира».

В титрах «Архива 81» есть и другие важные для современного хоррора имена. Продюсерами проекта выступили Джеймс Ван («Астрал», «Злое») и Пол Харрис Бордман («Шесть демонов Эмили Роуз», «Крик-4»).

В Рейтинге

«Архив 81» может и напугать, и удивить, и заставить поломать голову. Сериал сделан настолько убедительно, что невольно начинаешь верить в выдуманный сценаристами миф о демоне — и бежишь искать информацию о нем в Википедии. В интернете уже появились тексты с заголовками «Кто такой демон Калего?» и «Где посмотреть антологию „Круг“?». Другими словами, «Архив 81» захватывает не только самой историей, но и ее деталями. Впрочем, продлят ли шоу на второй сезон, мы пока не знаем.

И к другим кошмарам

«Аллея кошмаров» — самый мрачный фильм Гильермо дель Торо Брэдли Купер в роли медиума-шарлатана в страшном цирке, откуда исчезло все волшебство

И к другим кошмарам

«Аллея кошмаров» — самый мрачный фильм Гильермо дель Торо Брэдли Купер в роли медиума-шарлатана в страшном цирке, откуда исчезло все волшебство

Егор Парфененков