Не просто шапка, а 🐓 ! Прямо как у дедушки, но только круче. Рассказываем историю шапки-петушок, которая порадует не только лыжников, но и модников А еще — поможет независимой прессе
Шапка-петушок — один из главных символов позднего СССР. Той его части, где вкусный пломбир, газировка по три копейки и обязательно спортивные победы на олимпийских играх и чемпионатах мира по всем видам спорта. «Медуза» рассказывает, как простая шапка стала настоящим культурным феноменом, куда затем пропала и как вновь возвращается в моду (вместе с ностальгией по советской эстетике).
Помните финальную сцену успешного проекта Netflix «Ход королевы»? Аня Тейлор-Джой в роли шахматистки идет по советской Москве, проходит через сквер и видит, как десятки пожилых мужчин в шапках-петушках играют в шахматы. Действие сериала разворачивается в 1950-1960-х годах — за 20 лет (может, чуть больше) до повальной моды на смешные спортивные шапки с торчащим как петушиный гребень верхом. Неудивительно, что художники по костюмам выбрали именно эту вещь как визуальный символ СССР. Последние десятилетия Союза в таких ходила вся страна.
Шапку-петушок можно купить и сегодня, например у нас в «Магазе». В составе: 30% шерсть, 70% акрил. Наши партнеры — петербургский бренд одежды Shliapaspb — доставляют ее вместе с воспоминаниями о физкультуре и забытой дома сменке!
Шапки-петушки начали стремительно набирать популярность в начале 1980-х — последнее десятилетие советского спорта и пик его популярности в поп-культурном смысле. К тому моменту спортивная программа СССР работала на полную мощь, спортсмены были суперзвездами и национальными героями. Вся спортивная атрибутика пользовалась огромным спросом — от простых трикотажных тренировочных костюмов до дефицитных кроссовок. А шапка-петушок — два связанных между собой прямоугольника ткани — была как раз частью спортивной формы (в первую очередь — лыжной).
Двухслойная, очень плотная, удобная, с орнаментом или надписью «Спорт» — шапка-петушок была в каждой советской семье. По фотографиям 1980-х годов видно, что мода на нее доходила до абсурда.
Среди основных производителей петушков называют крупную эстонскую фабрику «Марат».Там делали как трикотаж для массового покупателя, так и форму для профессиональных спортсменов. И если первым доставались тиражные варианты, то для олимпийской сборной и других команд создавались кастомные модели, которые особенно ценились. Но настоящей редкостью считались шапки-петушки adidas. Немецкий бренд еще в 1950-х заключил официальный контракт с СССР. Советские спортсмены брали одно «золото» за другим и были идеальными (по современным меркам) инфлюенсерами. И хотя в обычных магазинах купить импортный трикотаж было, конечно, нельзя, отдельные счастливцы умудрялись его достать.
Екатерина Кулиничева, историк дизайна, автор книги «Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная»
Советские дизайнеры следили за мировой модой. Они — точнее, ведущие институции вроде Общесоюзного дома моделей одежды — получали от зарубежных компаний прогнозы модных трендов на ближайшие пару лет одновременно со всеми миром (эти материалы сохранились в архивах). Но индустрия была устроена таким образом, что даже при лучшем раскладе сами вещи доходили до производства с опозданием (порой очень большим). Плюс какие-то тренды могли не брать в работу по идеологическим или экономическим причинам. Например, критиковали любой эротизм в моде, а также стиль хиппи или панк. Писали что-то вроде: «У нас нет социальных оснований для таких явлений».
При этом в 1980-х советская индустрия моды стала менее консервативной. Это касалось и рекомендаций, которые публиковались в «Журнале мод» — официальном издании Министерства легкой промышленности СССР. Тогда же пытались в очередной раз реформировать легкую промышленность — само производство. Вещи спортивного типа с надписями воспринимались дизайнерами и теми, кто утверждал ассортимент, как маркер актуальной моды. Видимо, поэтому их становится так много. Фабрики пытаются освоить футболки с надписями, сумки с надписями, шапки с надписями. Это все активно публикуется в журналах мод, особенно в молодежных коллекциях, в том числе на обложках — как важный инфоповод. Например, у «Работницы» была такая обложка.
К зимним Олимпиадам 1984 года в Югославии и 1988 года в Канаде СССР выпустили полноценные капсульные коллекции шапок-петушков, которые все еще можно поймать на eBay и Avito. Чемпион мира по биатлону Сергей Чепиков, лыжница и 4-кратная олимпийская чемпионка Раиса Сметанина, фигуристка и победительница Олимпиады Наталья Бестемьянова, легендарный хоккеист Владислав Третьяк — такие шапки носили лучшие из лучших. Аксессуар стал практически официальным мерчом советского спорта и одним из самых узнаваемых артефактов советского времени.
Подхватила символ и массовая культура. Так, Александр Панкратов-Черный носит шапку-петушок в фильме Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх». Шапка появляется на Леньке в «Любовь и голуби» и постоянно мелькает на героях «Ералаша».
Но главным амбассадором модели стал Юрий Семин, в прошлом легендарный тренер московского «Локомотива». Его красная шапка-петушок стала практически самостоятельным героем фанатской мифологии. Считалось, что она приносит удачу, а Семин — как человек суеверный — охотно поддерживал эту идею. «Помню, проигрываем 0:1, жуткая погода, ливень. Игрок соперника обводит вратаря, бьет в пустые, но Гуренко невероятным образом выносит мяч. Я тут же нацепляю шапочку, и мы забиваем дважды, вырывая победу на 93-й минуте! Ну как после этого не поверить в ее особое предназначение?!», — говорил тренер в интервью Sports.ru. В 2017 году «Локомотив» даже выпустил лимитированную коллекцию из 500 точных копий красной тренерской шапки. Где сейчас тот самый петушок Семина — не знает никто. Даже сам Юрий Павлович.
До сих пор шапка-петушок остается главным атрибутом советской эстетики. Правда, история сложилась так, что главная шапка заката СССР в 1990-х поменяла свое амплуа и из символа спорта высоких достижений превратилась в символ развалившейся социалистической идеи. Это заметно и в поп-культуре: шапку-петушок на телеэкранах все чаще носят забулдыги, которые не смогли справиться со сломом эпох. Так, аксессуар станет любимым головным убором персонажей Ильи Олейникова в одном из главных ТВ-шоу 1990-х «Городок». И конечно, все помнят, как в нулевых на манер шапки-петушка начали носить классические бини хулиганы — более известные как гопники.
Сейчас, на волне популярности всего советского, шапки-бини постоянно мелькают в съемках модных брендов, появляются в ассортименте молодых российских марок, а еще в клипах и глянцевых журналах. Нет проще способа добавить съемке колорит СССР.
Шапка-петушок «Пресса» — это простой способ поддержать независимые СМИ, которым сейчас приходится очень не просто. А если петушок вас все-таки бесит, у нас есть и классическая черная луковка (с нашим логотипом!). Часть средств от продажи обеих шапок пойдет на работу редакции «Медузы» 🖤