Второй сезон «Ведьмака» оказался гораздо лучше первого! Создатели прислушались к фанатам — и вот что получилось
17 декабря на Netflix вышел второй сезон «Ведьмака» — сейчас его рейтинг у критиков на сайте Rotten Tomatoes 96%. У первого сезона, для сравнения, было всего 68%. Кинокритик Егор Москвитин считает, что сериал действительно преобразился и стал гораздо интереснее. Перечисляем пять главных улучшений!
Создатели провели работу над ошибками
Кажется, мода на публичные извинения докатилась и до сказочных миров. Во втором сезоне «Ведьмака» есть комичная сцена, в которой бард Лютик (актер Джои Бэти теперь играет своего персонажа как рок-звезду) сталкивается со своим поклонником, а тот критикует певца за неубедительный сюжет некоторых песен. На самом деле это, конечно, не что иное, как отражение претензий фанатов к первой части сериала.
Грубоватому городскому стражу не нравится, что Лютик перемудрил с тремя временными линиями, которые соединялись в одну. А еще он сомневается, что барду удалось соблазнить двух темнокожих воительниц из первого сезона (вот и ответ на одно из обвинений «Ведьмака» в сексизме). Стоит напомнить об этом эпизоде. Девушки участвовали в охоте Геральта и Лютика на дракона — и бард постоянно намекал героиням на секс втроем. Кому-то из зрителей это казалось забавным, ведь Лютик гораздо слабее воительниц и поэтому точно не может сойти за абьюзера. Но другие зрители справедливо рассудили, что харассмент остается харассментом, даже если это часть комической линии.
В ответ на критику фаната Лютик огрызается и выдает смешной монолог из серии «Я художник, я так вижу». Но зритель понимает, что «Ведьмак» (как в свое время и «Шерлок») на самом деле ценит обратную связь от зрителей — и готов к диалогу, чтобы провести работу над ошибками.
Второй сезон стал гораздо понятнее. Йеннифер, Геральт и Цири теперь существуют в одном временном промежутке. Первая попала в плен к эльфам — народу, оказавшемуся одновременно в положении и гонимых мигрантов, и ущемленного коренного населения. Второй пытается понять, почему весь мир охотится на Цири, — и защитить принцессу от наемных убийц и монстров. А третья, попав в крепость ведьмаков Каэр Морхен, сама решает стать охотником на чудовищ. Вот и все, что без особых спойлеров можно сказать о сюжете второго сезона, ставшего гораздо более ясным и динамичным.
Сериал (почти) справился с собственным сексизмом
Внимание! Дальше в тексте начинаются спойлеры. Если вы не боитесь этих чудовищ, продолжайте читать.
Почти все экранизации фэнтези (к примеру, недавнее «Колесо времени» от Amazon) сталкиваются с одной и той же проблемой: исходные книги были написаны во времена, когда основной аудиторией жанра считались мальчишки. А отталкивались писатели от традиций куртуазного рыцарского романа, в котором героини изображались либо прекрасными дамами, которых нужно спасать, либо коварными искусительницами, которых следует избегать. Поэтому репрезентация женских персонажей в фэнтези зачастую выглядит однобоко.
Эта проблема в меньшей степени касается вселенных, авторов которых отличает академическое мышление и очень серьезное отношение к фантастической космогонии, — в пример можно поставить «Сильмариллион» Джона Р. Р. Толкина.
Писатели, которые не следуют традициям «высокого» и «боевого» фэнтези и пробуют совмещать сказочные обстоятельства с психологическим реализмом, тоже стараются не дискриминировать женщин. Поляк Анджей Сапковский принадлежит как раз к этому поколению авторов. Шоураннером «Ведьмака» выступает сценаристка Лорен Шмидт Хиссрих, а половину второго сезона сняли женщины — Луиза Хупер и Сара ОʼГормон.
Но сериалу все равно доставалось за сексизм — причем претензии не сводились к физической объективации женщин, избытку немотивированных эротических сцен и невозможности Йеннифер, несмотря на все желание волшебницы, стать матерью.
Помимо шуток Лютика, в первом сезоне критикам не нравились и многие другие вещи, которые рядовой зритель мог просто не заметить. Например, в одной из серий Йеннифер без всяких на то причин околдовывает обычных людей, заставляя их в беспамятстве заниматься друг с другом сексом. Но оргия служит лишь фоном для разговора волшебницы с ведьмаком. Так что сцену вполне можно воспринять как массовое изнасилование, совершенное главной героиней. Кроме того, суперсилы женщин в «Ведьмаке» открываются, когда они кричат, — хотя, будь Цири мальчиком, она бы наверняка сжала перед заклинанием кулаки. Ведьма Ренфри появляется в истории лишь для того, чтобы умереть и таким образом показать эволюцию мужчины — Геральта, который некоторое время будет по ней скорбеть.
Во втором сезоне поводов для критики, кажется, стало поменьше — хотя Йеннифер (ее играет англичанка индийского происхождения Аня Чалотра) по-прежнему проводит чересчур много времени без одежды.
В «Ведьмаке» появляется рождественский спецвыпуск
Многие сериалы дарят своим поклонникам специальные праздничные эпизоды. Так было с «Шерлоком», «Черным зеркалом», «Доктором Кто» и «Эйфорией». Из российских шоу эту практику уже освоил «Последний министр», а в конце декабря выйдет открыточная серия «Вампиров средней полосы».
Но «Ведьмак» ухитрился встроить поздравление с Рождеством прямо во второй сезон. В первой же серии Геральт и Цири оказываются чуть ли не в декорациях «Красавицы и чудовища». Герои останавливаются на ночлег в замке старого друга ведьмака — барона, превратившегося в человекоподобного вепря. Хозяин дарит Цири горячую ванну и белое платье, а Геральту предлагает «игру в правду».
На протяжении сказочной ночи зритель будет и умиляться, и пугаться (почему в городе не осталось людей? Что за монстр наблюдает за героями из тени?), и грустить — потому что услышит трогательную и страшную историю о проклятии и любви. В этом эпизоде «Ведьмак» умудряется проявить нежность, оставаясь угрюмым, жестоким и мрачным. Интересно, получилось бы что-то такое у «Игры престолов»?
А еще сериал кое-что позаимствовал у «Секретных материалов»
Первый сезон был настолько озабочен превращением Йеннифер и Цири в главных действующих лиц (по словам шоураннера Лорен Шмидт Хиссрих, это принесло свои плоды: у сериала много фанатов среди женщин), что немного забыл о Геральте.
Вторая часть исправляет эту ошибку весьма необычным образом. Поскольку ведьмаки, совсем как Ночной дозор, чтят нейтралитет (об этом «Медузе» говорил сам Генри Кавилл), политические события в сказочном мире по-прежнему развиваются благодаря действиям Йеннифер. Зато сюжетная линия Геральта теперь напоминает процедурный детектив в духе «Секретных материалов»: в каждой серии герой сталкивается с очередным «монстром недели». И это всегда эффектная стычка.
Особенно приятно, что бестиарий «Ведьмака» позаимствован из славянского фольклора — так что ждите появления кикимор и лешего. А Йеннифер и вовсе занесет в гости к героине русских народных сказок. Этот хитрый ход делает освоение «Ведьмака» таким же легким, как просмотр сериалов девяностых и нулевых, в каждом эпизоде которых был понятный злодей и завершенный сюжет.
А Геральт, наконец, начал улыбаться!
Еще одна претензия к первому сезону «Ведьмака» — эмоциональная отстраненность Геральта. На самом деле так было и в книге — в ней герой даже не улыбается и готов разве что на ухмылку (есть даже фанатская теория, что у него просто плохие зубы!).
Но второй сезон оказался куда человечнее. Теперь Геральт чувствует отцовскую ответственность за юную Цири. Героиня 20-летней английской актрисы Фрейи Аллан превращается в настоящую дочь разбойника: устраивает подростковые бунты, ищет одобрения ведьмаков, отважно и упрямо вляпывается в истории. Геральт неуклюже воспитывает ее и трогательно защищает — и окончательно растапливает наши сердца.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!