Перейти к материалам
истории

Комик Денис Чужой выпустил концерт «Дальше сам»: о жизненном кризисе, но с шутками про Путина, Навального, Лукашенко и Павла Волю Получилось смешно (настолько, что теперь Чужого ищет полиция)

Источник: Meduza

Комик Денис Чужой выпустил третий сольный концерт, после которого, как он сам сообщил в твиттере, полиция начала искать его по месту прописки. Чужой начинает концерт с личной истории о потере ориентиров и кризисе, в котором оказался. Но вместо того, чтобы раскрыть сложную тему, большую часть выступления пародирует Павла Волю. А еще вспоминает, как Навальный украл у него сэндвич, и пять минут (в самом деле смешно) шутит про Путина. «Медуза» попросила стендап-критика и автора сообщества «Субъективный стендап» Ашота Данеляна рассказать, каким получился концерт Чужого — и почему, несмотря на явные недостатки, это достойная работа.

У русскоязычного стендапера три пути к успеху: телевидение, альтернативная сцена стендап-клубов (Stand-up Club № 1, Outside Stand-up и других) и инди-сцена, где комик выстраивает личные отношения с аудиторией без посредников. Среди тех кто, пришел к успеху третьим путем — Данила Поперечный и Денис Чужой.

В начале карьеры Чужой пробовался в шоу ТНТ «Открытый микрофон», но вскоре понял, что не готов работать под контролем редакторов и продюсеров. Телеэфиры не принесли Чужому популярности. Единственным плюсом от участия в них, по признанию самого комика, стало желание выкладывать видео на свой канал. Большинство зрителей узнало о Чужом все-таки не благодаря стендапу, а потому что он запустил свои ютьюб-проекты. В «Классе народа» Чужой обозревал реакцию пользователей «Одноклассников» на те или иные события. А в «Плохих книгах» комик высмеивал — что логично — плохие книги.

Например, книга Игоря Прокопенко о рептилоидах в пересказе Чужого
Денис Чужой

Помимо ютьюб-проектов некоторые зрители знали Чужого по твиттеру, другие — по телеграм-каналу о комедии. Из-за активности в соцсетях стендапер, не участвуя в популярных телешоу, все-таки начал собирать полные залы, стал заметен на стендап-сцене и за три года выпустил три больших сольных концерта.

«Дальше сам» — самая зрелая и смешная работа комика. Ее главная проблема — несоответствие ожиданиям, которые задает сам Денис Чужой.

Что получилось

Каждый комик стремится найти свой голос: то есть понять, о чем, а главное — как говорить со слушателями. Важны и темы шуток, и манера подачи, и позиция автора.

Культовый нью-йоркский комик Джерри Сайнфелд говорил, что продолжительность карьеры комика — это и есть его примерный возраст. Выступая 15 лет, стендапер будет обладать осознанностью подростка. Однако российские авторы явно «взрослеют» раньше: из-за низкой конкуренции русскоязычные комики уже через три-четыре года после начала карьеры добираются до записи сольных спешлов. Что не всегда идет им на пользу.

В 2016-2017 годах произошли события, которые повлияли на современное состояние российского стендапа.

Сперва комик Идрак Мирзализаде выпустил на ютьюбе два сольных концерта подряд: «27 минут стендапа» и «Второй сольный концерт». Аудитория встретила Идрака хорошо. После этого другие авторы решили повторить этот успех.

Спешл — одна из важнейших работ комика. Его могут готовить весь год. Начинающие комики идут к этому еще дольше: у них просто недостаточно качественного материала, ведь шутки для большого концерта тщательно отсеиваются. Это должно быть лучшее из того, что ты подготовил.

После концертов Мирзализаде малоизвестные комики начали наперебой записывать свои — часто сырые — выступления, с некачественным продакшеном и унылыми шутками. Делали это и совсем новички: выступив пару раз в формате открытого микрофона, они сразу записывали часовые концерты и заливали их в сеть. Интернет заполонил посредственный стендап, это на какое-то время затормозило развитие сцены.

Снять сольник сегодня — дело не очень затратное. Из-за этого комики получают возможность выйти к широкой публике до того, как им удается отточить навыки до нужного уровня. Похожая история происходила в США: в 1990-е там наблюдался разрыв между способностями комика и его доступом к аудитории. Это привело к разочарованию аудитории и кризису в индустрии.

Первый концерт Дениса Чужого «Второстепенный персонаж» вышел в 2019-м. Тогда комик уже два года занимался стендапом, но все еще не выработал оригинальную подачу. Его интонации, паузы и даже слова-паразиты того времени позаимствованы у популярных комиков ТНТ. Впрочем, в этом нет ничего странного — комики всегда вдохновлялись творчеством предшественников. Вуди Аллен подражал Морту Салу, Луи Си Кей — Джорджу Карлину и так далее.

«Второстепенный персонаж» (стендап-2019)
Денис Чужой

В 2020-м Чужой выпустил второй сольник «Вечер семейной комедии». В этой переходной работе чужое влияние уже чувствовалось меньше. Но окончательно голос Дениса сформировался только через год. В свежем концерте «Дальше сам» Чужой звучит уже совершенно по-своему. Он никому не подражает: тон и манера теперь намного ближе к тому, как Денис говорит в жизни. Это делает его комедию более зрелой.

Темы, которые выбирает Чужой, с первых концертов выделяют его среди других российских стендаперов. Он рассуждает о смерти, суициде и депрессии — этих вопросов традиционно избегают на телевидении, ведь они они якобы могут отпугнуть широкого зрителя. Не боится Чужой и политических шуток о Лукашенко, Навальном и Путине. Однако эти шутки звучат вполне безобидно. Перед нами не столько критика, сколько абсурдные гэги с участием вышеперечисленных героев.

Например, на последних минутах концерта Чужой сокрушается, что Ельцин в 1999 году не устроил шоу, представляя публике своего преемника: «Можно было устроить красивую церемонию, собрать тысячи людей на Красной площади, на крышу Мавзолея вышел бы Ельцин. Ельцин — высокий, под два метра ростом, Путин — маленький. Они вдвоем бы разыграли сцену из мультфильма „Король Лев“». 

Некоторые шутки настолько сюрреалистичны, что, кажется, на них невозможно обидеться. Тем не менее, сразу после выхода концерта Денис сообщил, что им начала интересоваться полиция (в родном городе комика силовики пытались выяснить его фамилию через друзей и знакомых).

Чужой прекрасно знает свою аудиторию. Поэтому он не использует классические заходы вроде «Похлопайте, кто смотрел „Симпсонов“. Тем кто не смотрел, я объясню…», а сразу делает нужные отсылки без лишних предисловий. Например, в шоу «Дальше сам» есть отсылка к игре «Ведьмак 3», которая опирается только на то, что зрители знают, в каком году она вышла. Денис не тратит время на объяснения и уточнения, а просто бросает шутку в зал — и получает одну из самых бурных зрительских реакций.

Однако, несмотря на новую интонацию и классные гэги, «Дальше сам» нельзя назвать прорывной работой комика.

Что не получилось

Концерты с лучшими шутками за год — самый распространенный формат для состоявшегося комика. Это своеобразный отчет перед аудиторией. Концерты, в которых шутки объединены общей темой (например, «Выходи из Комнаты» Евгения Чебаткова), встречаются реже. Они лучше запоминаются и чаще становятся хитами, но и сделать их гармонично и без натяжек гораздо сложнее.

Оценивая произведение, стоит соотносить амбиции комика с результатом. Тут и возникает основная проблема концерта «Дальше сам». Некоторые российские комики, понимая, что их гэги не складываются в общий нарратив, в какой-то момент начали называть свои концерты просто «Час шуток». Другие выводили в заголовок ключевую шутку концерта.

Название концерта «Дальше сам» — другой случай.

Денис Чужой

В начале концерта (а также в интервью) Денис раскрывает суть этого названия. Чужому 33 года, столько же прожил его отец. Прежде у комика был ориентир в жизни, но теперь ему больше не с кем себя сравнивать. Дальше сам. Тема сразу провоцирует ожидания, которые почти не оправдываются. Несмотря на то, что Чужой время от времени возвращается к названию, всякий раз это лишь повод для шуток, — хоть и хороших, — но не развивающих общую тему. Заканчивается концерт и вовсе шестиминутным битом про «крошку Путина». Только какое отношение это имеет к тому, что 33-летний Чужой утратил жизненные ориентиры?

И хотя начало у концерта трогательное и интригующее, а конец уморительно смешной, пока идут титры, ты понимаешь, что тебе показали ружье, которое так и не выстрелило. Каждый раз, когда Чужой подходит вплотную к личной теме, он тут же переключается на кого-то другого. Так, шутка о том, что среди комиков у него нет ориентиров, выливается в смешной разбор монолога Павла Воли. История про страх за свое здоровье разрешается абсурдной фантазией о том, как Денис мог бы стать космонавтом, ведь у него идеальное давление. В каждом из этих примеров проблема не в самих шутках, — а в том, что они едва связаны со своими предпосылками. 

Если проанализировать последовательность битов, можно сделать вывод, что перед нами концерт о разрушении авторитета. Об отказе следовать опыту отца, известных комиков и даже президента. Однако такую интерпретацию в лучшем случае можно считать натянутой.

Это растерянный концерт растерянного человека. Чужой столкнулся с важными вопросами, которые не может разрешить, — и вместо этого отшучивается. Но даже если такая задумка лежала в основе шоу, она никак не раскрывается в конце и остается на уровне предчувствия, а не эмоции. «Дальше сам» — это крепкое выступление состоявшегося комика, которое определенно стоит посмотреть. Возможно, его не хватит чтобы полюбить Дениса Чужого с первого взгляда, но точно хватит, чтоб понять, кто он такой. 

Ашот Данелян