Перейти к материалам
истории

«Самсон и Далила» — одна из главных картин Рубенса. Только вот беда — похоже, это подделка В этом уверен искусственный интеллект

Источник: Meduza

«Самсон и Далила» — картина Питера Пауля Рубенса, написанная около 1609 года. Сюжет полотна повторяет библейский эпизод: ветхозаветный герой и борец с филистимлянами Самсон, влюбившийся в филистимлянку Далилу, засыпает у нее на коленях. Коварная девушка позволяет филистимлянам отрезать волосы Самсона, в которых заключена его сила. В дверях комнаты уже стоит стража — она схватит обессиленного Самсона, ослепит его и бросит в темницу.

Картина находится в Национальной галерее Лондона. Музей приобрел ее в 1980 году за 2,5 миллиона фунтов стерлингов (6,6 миллиона фунтов стерлингов по современному курсу). По данным The New York Times, на то время эта картина стала третьим самым дорогим произведением из когда-либо проданных.

Питер Пауль Рубенс, «Самсон и Далила». 1609 год
National Gallery, London / Wikimedia Commons

Известно, что в 1609 году картину заказал бургомистр Антверпена Николас Рококс. Полотно пропало в 1640 году, когда Рококс умер. Нашлось оно только в 1929 году в Париже. Сперва картину приписали нидерландскому художнику Герриту ван Хонтхорсту, однако затем историк и эксперт по Рубенсу Людвиг Бурхард подтвердил его авторство и подписал сертификат подлинности картины.

Когда Бурхард умер в 1960 году, выяснилось, что он выдавал сертификаты ненастоящим работам для собственной коммерческой выгоды. Это и заставило экспертов сомневаться в подлинности «Самсона и Далилы» на протяжении нескольких десятилетий.

Сейчас подлинность картины решили проверить швейцарские эксперты из компании Art Recognition с помощью собственной технологии, основанной на сверточных нейросетях. Искусственный интеллект сначала проанализировал 148 оригинальных работ Рубенса, подлинность которых не вызывает сомнений, — а затем сравнил с этим массивом данных «Самсона и Далилу».

Согласно результатам эксперимента, вероятность того, что эту картину писал не Рубенс, составляет 91%. Для сравнения нейросеть проанализировала еще одно полотно из коллекции галереи, авторство которого подтверждено экспертами — «Вид на Хет Стин ранним утром», — вероятность того, что это подделка, составила лишь 1,2%.

Алгоритм, который использует Art Recognition для проверки подлинности, опирается прежде всего на характерное и индивидуальное для художника движение кисти, которое можно реконструировать, даже не имея высококачественной фотографии работы (но на сайте Art Recognition обещают дать ответ даже по фото с айфона). Подробнее о технологии анализа можно прочитать в ранней работе нынешнего научного советника компании Эрика Постмы, ранее занимавшегося нейросетевым анализом изображений в Университете Маастрихта.

«Я была так шокирована», — сказала The Guardian соучредитель Art Recognition, ученый Карина Поповичи. — Мы повторили эксперименты, чтобы убедиться, что мы не ошиблись, — и результат всегда был одинаковым. Каждый фрагмент, каждый квадратик оказывался фальшивым с вероятностью более 90%». По словам Поповичи, эта технология может распознать автора, даже если он изменил свой изобразительный стиль, — по мазкам.

Ранее эксперты сомневались в подлинности «Самсона и Далилы» в том числе и из-за нехарактерных для Рубенса цветов и композиции картины. На полотне, выставленном в Национальной галерее, обрезана нога Самсона. В то же время на известных более поздних копиях картины XVII века других художников — гравюре Якоба Матама и картине Франса Франкена Младшего «Ужин в доме бургомистра Рококса», где произведение становится картиной в картине, — видна вся ступня.

Франс Франкен Младший «Ужин в доме бургомистра Рококса», 1630–1635 годы
Alte Pinakothek, Munich, Germany
Картина Рубенса «Самсон и Далила» из Лондонской Национальной галереи и фрагмент картины Франса Франкена Младшего «Ужин в доме бургомистра Рококса»

Национальная галерея Лондона уже сообщила, что будет следить за исследованием — и ждет публикации всего его текста, чтобы оценить доказательства ученых. Музей утверждает, что эта работа относится к периоду экспериментов Рубенса, — и по-прежнему включает ее в список 30 важнейших экспонатов коллекции музея.

Наталья Гредина и Александр Ершов