Перейти к материалам
Кадр из фильма «Петровы в гриппе»
истории

Каннский фестиваль объявил программу — и он точно будет интересным Кирилл Серебренников борется за главную награду с Полом Верховеном и Уэсом Андерсоном

Источник: Meduza
Кадр из фильма «Петровы в гриппе»
Кадр из фильма «Петровы в гриппе»
Сергей Пономарев / Sony Pictures

Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает о программе Каннского фестиваля — 2021, которую объявили 3 июня. Фестиваль пройдет спустя два с лишним года после предыдущего, поэтому зрителей ждет насыщенная программа. В конкурсе участвуют фильмы Уэса Андерсона, Пола Верховена, Франсуа Озона, а также картина Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе», снятая по роману Алексея Сальникова. Еще в фестивале примут участие Алексей Герман — младший (его фильм «Дело» вошел в программу «Особый взгляд»), Сергей Лозница с картиной «Бабий Яр. Контекст» и новатор из Таиланда Апичатпонг Верасетакун, который снял в своем новом фильме Тильду Суинтон.

Канны-2021 вдвое важнее любого из фестивалей прошлых лет — как минимум потому, что проходят через два с лишним года после предыдущего, где были награждены «Паразиты» Пон Чжун Хо (сейчас кажется, что это было в какой-то позапрошлой жизни). Копились фильмы, авторы которых терпеливо ждали момента премьеры, копились и ожидания. Результат — первый июльский фестиваль за долгую историю, происходящий во время еще не завершившейся эпидемии и как никогда насыщенный громкими именами и долгожданными названиями. Тем удивительнее и приятнее, что в списке оказались сразу четыре картины, сделанные в России или напрямую связанные с ней. 

SonyPicturesRU

В конкурсе, конечно же, фантасмагорические «Петровы в гриппе», экранизация одноименного бестселлера Алексея Сальникова, сделанная Кириллом Серебренниковым по собственному сценарию; говоря об этом фильме на пресс-конференции, глава фестиваля Тьерри Фремо особо уточнил, что еще не знает, сможет ли автор присутствовать на показе. По меньшей мере сегодня Серебренников уже не обвиняемый и не политзаключенный, каковым был в момент первого показа «Петровых в гриппе» каннским отборщикам больше года назад.

С судьбой этого фильма и его режиссера причудливо перекликается другая отобранная картина из России — «Дело» Алексея Германа — младшего. В основе ее сюжета — домашний арест интеллигента, которого преследует коррумпированная власть. Этот камерный фильм, где сыграл любимый актер Германа Мераб Нинидзе (Канны помнят его со времен триумфа «Покаяния» Тенгиза Абуладзе), режиссер сделал за время вынужденного пандемийного простоя в съемках своего большого военного проекта «Воздух». Правда, «Дело» оказалось не в конкурсе, а в «Особом взгляде», но эта программа считается второй по престижности. Для Германа это будет каннский дебют (его предыдущие работы показывали и награждали на фестивалях в Венеции и Берлине).  

В «Особом взгляде» и второй фильм ученицы Александра Сокурова и протеже Александра Роднянского — Киры Коваленко. Вдохновленная Фолкнером драма о свободе, как определяет ее создательница, называется «Разжимая кулаки». Ее в Каннах ждут с особым нетерпением, вспоминая об успехе другого сокуровского ученика — Кантемира Балагова.

В конкурс попал и фильм молодого финна Юхо Куосманена «Купе номер шесть», спродюсированный россиянами Сергеем Сельяновым и Натальей Дрозд. Одну из главных ролей там исполнил Юра Борисов. Кстати, Куосманен тоже начинал в «Особом взгляде» и даже выиграл его пять лет назад с ностальгической черно-белой драмой «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки». 

Babyn Yar Holocaust Memorial Center

Украину в Каннах представит режиссер-космополит Сергей Лозница, неоднократно участвовавший в конкурсе, но на этот раз попавший в секцию специальных показов. Его «Бабий Яр. Контекст» — монтажная картина, склеенная из фрагментов хроники страшнейшей трагедии Второй мировой. Известно, что Лозница много лет работает над проектом игровой картины о Бабьем Яре, который также был заморожен из-за коронавируса. 

20th Century Studios Russia

Состязаться Серебренников будет с авторами, которым не стыдно и проиграть. За американское кино (хоть фильм и снимался в Ангулеме) ответит Уэс Андерсон с «Французским вестником»; среди традиционно перегруженного звездами актерского состава — Эдриан Броуди, Тильда Суинтон, Кристоф Вальц, Фрэнсис Макдорманд, Оуэн Уилсон, Тимоти Шаламе, Билл Мюррей и другие. Также из США картины Шона Пенна «День флага» и Шона Бэйкера «Красная ракета»; как минимум первого из них в Каннах всегда рады видеть, даже если фильм далек от идеала.

Еще один любимец публики — 82-летний голландец Пол Верховен. Несгибаемый провокатор и жизнелюб покажет «Непорочную деву» — драму об итальянской монахине-лесбиянке XVII века с Виржини Эфира в главной роли. «Герой» — новая работа Асгара Фархади, единственного в мире иранца, получившего «Оскар» (а потом еще один). Важно помнить, что высших призов в Каннах ни разу не получал ни один из них. 

Вместе с тем в конкурсе сразу трое уже состоявшихся лауреатов «Золотой пальмовой ветви». Это итальянец Нанни Моретти — его «Три этажа» будут представлены в конкурсе спустя двадцать лет после триумфа его же «Комнаты сына», непредсказуемый новатор из Таиланда Апичатпонг Верасетакун, чья «Память» снималась в Колумбии, а главную роль там сыграла Тильда Суинтон, и француз Жак Одиар (победа его «Дипана» была признана скандально спорной) с драмой «Париж, 13-й округ». Вообще, французское присутствие будет необычайно сильным: также на призы претендуют Франсуа Озон («Все прошло хорошо»), Брюно Дюмон («Франция»), Миа Хансен-Лев («Остров Бергмана») и Джулия Дюкорно («Титан»), чей брутальный дебютный хоррор «Сырое» встряхнул Канны несколько лет назад. 

Среди других конкурсантов — ведущие режиссеры мира. Это Ильдико Эньеди из Венгрии, чья драма «О теле и душе» стала одним из самых заметных фильмов предыдущего десятилетия. Канны когда-то открыли эту постановщицу и рады встретить вновь, теперь уже с экранизацией классического венгерского романа «История моей жены», где главную роль сыграла француженка Леа Сейду (она же занята у Дюмона и Андерсона; ее же мы скоро увидим в новой серии бондианы, но этот блокбастер в Каннах, к счастью, не покажут).

Эньеди — лауреатка «Золотого медведя» Берлина, как и израильтянин Надав Лапид («Синонимы»), чей новый фильм называется «Колено Ахед». В Берлине же буквально пару месяцев назад Гран-при был присужден тонкой лирической комедии японца Рюсукэ Хамагути «Случайность и догадка»; каким-то чудом Хамагути успел снять новую картину — «Сядь за руль моей машины», основанную на прозе Харуки Мураками. Она тоже включена в конкурс. 

ONE Media

В придачу к многочисленным звездам на открытии Каннского фестиваля, которое запланировано на 6 июля, гости увидят Спайка Ли — он возглавляет международное жюри, полный состав которого пока не объявлен, — и Джоди Фостер, которой присудили почетную «Золотую пальмовую ветвь».

А главным подарком для всех станет возвращение Леоса Каракса (еще один выдающийся француз-конкурсант!), чья предыдущая картина «Корпорация „Святые моторы“» выходила девять лет назад. Его новый фильм «Аннетт», открывающий фестиваль, — снятый на английском мюзикл с Адамом Драйвером и Марион Котийяр. Сценарий, слова и музыку написала группа Sparks; зрелище ожидается сногсшибательное. Кстати, Каракс еще один общепризнанный гений, ни разу не награжденный основным призом жюри в Каннах. Самое время исправить эту историческую ошибку.   

Антон Долин