Перейти к материалам
истории

«Круэлла» — мы ждали дерзкую историю, а получили приглаженную диснеевскую сказку Хотя Эмма Стоун, Эмма Томпсон и их костюмы хороши!

Источник: Meduza
Lauria Sparham / Disney+

3 июня в российский прокат выходит «Круэлла» — фильм Крэйга Гиллеспи, рассказывающий предысторию Круэллы Де Виль — антигероини «101 далматинца». Главную роль сыграла Эмма Стоун, а ее жестокую наставницу — Эмма Томпсон. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает о фильме, который получился слишком мрачным для детей и недостаточно острым для взрослых.

Вы, конечно, знаете Круэллу Де Виль — негодяйку из Лондона, одержимую высокой модой и свихнувшуюся на идее сшить одеяние из шкур щенков-далматинцев. Мало есть тех, мимо кого прошли и очаровательный диснеевский мультфильм 1961 года «101 далматинец», поставленный по одноименной детской повести Доди Смит (1956), и два игровых фильма 1996 и 2000 года, где злодейку царственно играла Гленн Клоуз. Но из новой картины мы узнаем, что когда-то Круэллу звали иначе. Она была Эстеллой — трудным подростком, которая любила свою маму и ухаживала за беспородным щенком, подобранным на улице. А когда Эстеллу выгнали из элитной школы за драки с мальчишками, мама не разозлилась и решила попытать счастья в Лондоне, ведь у девочки была мечта: стать модельером. По пути в столицу случилась трагедия, Эстелла осталась сиротой. Встретив у фонтана двух беспризорников — Джаспера и Хораса, — она осталась жить с ними, ускользая от опеки взрослых и постепенно обучаясь жизни по ту сторону закона. В ней проснулась ее темная сторона — Круэлла.

Подобно тому, как в знаменитой прическе героини соединяются два цвета, черный и белый, а в ее душе живут две женщины — нервная, травмированная, очень талантливая Эстелла и жестокая мстительная Круэлла, — в фильме Крэйга Гиллеспи (режиссера «Тони против всех» и большого специалиста по демонам, таящимся внутри женщин) скрыты сразу две картины. Одна из них удалась, а вторая — не вполне. 

Disney+

Первый фильм — блистательная и вдохновенная история успеха и отмщения, рассказанная через судьбу отверженной. Она устраивается работать в престижный универмаг, знакомится с его владелицей-небожительницей — баронессой фон Хеллман, делает благодаря своему дару невероятную карьеру в ее модном доме. А параллельно с этим расследует гибель своей матери, в которой — так уж сложилось — винит трех далматинов. Этот фильм преисполнен мрачного готического очарования, напоминающего о трущобах из романов Диккенса и о тонущем в грязи и пороке Лондоне «Суини Тодда» Тима Бертона.

Сюжетно структура «Круэллы» отсылает к знаменитому «Дьявол носит Prada» — горькой сатире об изнанке фэшн-индустрии (не случайно среди многочисленных сценаристов — работавшая над ним Алин Брош Маккенна). Идейно фильм напоминает потрясающий комикс Алана Мура «Модный зверь» — восхитительно жуткую переработку сказки о Красавице и Чудовище, созданную по заказу менеджера Sex Pistols Малкольма Макларена (дух панка отчетливо витает над «Круэллой», действие которой перенесено в 1970-е). При этом здесь нет истории любви между моделью и дизайнером, как у Мура: в каком-то смысле Эстелла становится дизайнером для своего альтер эго — Круэллы. Сюжет отнюдь не шаблонный.  

В «Круэлле» хватает ярких мужских ролей (Марк Стронг, Пол Уолтер Хаузер, Джоэл Фрай), но солируют, разумеется, две женщины-тезки: Эмма Стоун (сама Эстелла) и Эмма Томпсон (баронесса). Трудно выбрать, какая лучше: это уже соперничество не только персонажей, но и исполнительниц. Добавьте к ним и Гленн Клоуз — заслуженную Круэллу Голливуда, — которая выступила в качестве продюсера. Женская субъектность со всеми ее темными и светлыми сторонами проявлена в фильме так выразительно, что иногда становится не по себе. Темы подавленного таланта и социального неравенства, рождающего чудовищ, поданы красочно.

Другое очевидное достоинство «Круэллы» — броский саундтрек с хитами рубежа 1960–1970-х (The Doors, The Zombies, Blondie, Queen, The Clash, Supertramp плюс отличный кавер на хит The Stooges «I Wanna Be Your Dog» — фактически с этой самой песни панк-рок и начался), а в промежутках звучат оригинальные музыкальные темы Николаса Брителла («Лунный свет», «Наследники»). Наконец, в картине непревзойденные костюмы — парадоксальные, изобретательные, наглые, в полной мере, как сказал бы герой «Диких сердцем» Дэвида Линча, «выражающие индивидуальность» обеих героинь.  

Disney Россия

Однако есть и вторая «Круэлла». И это, увы, фильм корпорации Disney. Задачи продюсеров предельно ясны. Прежде всего, вытащить на божий свет одну из величайших злодеек поп-культуры ХХ века, права на которую принадлежат компании, и дать ей новую — очередную — жизнь, как и другим реабилитированным антагонистам (тот же Disney проделал это с «Малефисентой»). Ну а попутно создать свою версию «Джокера» — многослойной и безнадежной притчи о том, как жестокость социума помогает родиться на свет монстру. В «Круэлле» даже звучит та же песня из чаплинского фильма «Smile», которая стала лейтмотивом «Джокера».

Однако «Дисней» есть «Дисней», и тем более — в эпоху «новой этики», когда нельзя ненароком ранить чьи-нибудь чувства. Его версия Круэллы получилась значительно более вегетарианской, чем в жизнерадостном мультфильме 1960-х. Будущей злодейке не разрешили даже курить (в «101 далматинцах» она не расставалась с фирменным мундштуком). Узнав ужасную предысторию девочки, выросшей на улицах без родителей, мы станем оправдывать любое ее преступление. Да и совершит ли она их? Несколько раз «Круэлла» будто бы подходит к самой грани чего-то опасного, за которой кончается территория семейного коммерческого кино, — и невидимые авторы вовремя берут ее за руку и уводят обратно. В результате для детей, обожающих мультфильм, это попросту слишком сумрачное и сложное зрелище, а для взрослых — чересчур уж благостное и оптимистичное. 

Парадоксально — фильм, в котором происходит столько всего страшного, устроен настолько уютно и утешительно, что у его героини нет буквально ничего общего со знакомой нам Круэллой. А значит, как бы ни старалась Эмма Стоун, нет и дьявольского обаяния легендарной антагонистки, куда в большей степени присущего баронессе. Выходит, как предыстория «101 далматинца» новая диснеевская картина не работает вовсе. Мы шли на «Круэллу», а оказались лицом к лицу с Эстеллой — хорошей, хоть и несчастной, девушкой, которая (вы только себе представьте!) на самом деле очень любила собак.  

Антон Долин