Перейти к материалам
истории

Мы поиграли в Returnal — самый причудливый (и беспощадный!) эксклюзив PS5 😡 В нем астронавтка на чужеродной планете пытается разорвать временную петлю, в которой постоянно умирает

Источник: Meduza
Housemarque

Астронавтка Селена на корабле «Гелиос» терпит крушение на покинутой планете Атропос, где когда-то жила загадочная цивилизация молотоглавых существ. Героиня следует за таинственным сигналом, идущим из глубин планеты. По пути она находит собственные трупы с аудиодневниками, которых никогда не записывала. К тому же, ей то и дело мерещится незнакомый астронавт. Селена ничего о нем не знает — или, по крайней мере, не помнит. Но это еще не все: на Атропосе астронавтка находит точную копию своего дома на Земле, который, конечно, уж точно не мог оказаться на чужой планете. А потом Селена умирает от инопланетных щупалец — и вновь терпит крушение на «Гелиосе». Это круг, временная петля, которую героине предстоит разорвать. А еще это Returnal — новая фантастическая игра старейшей финской студии Housemarque, вышедшая эксклюзивно на PlayStation 5.

Returnal страшно бесит, буквально с первых минут. Игра с порога дает понять, что зевать — нельзя, а страдать — придется. Пожалуй, за последнюю пару лет ни одна другая игра, включая Doom Eternal на максимальной сложности, не заставляла меня от злости выключать консоль. И самое обидное — это осознавать, что дело-то исключительно в тебе и ни в чем другом.

Но так уж устроена Returnal: местами она невыносима в своей хардкорности. Здесь нормально потерять около часа прогресса, по пять-шесть раз идти на босса и умирать от всякой непредвиденной ерунды — и тем не менее оторваться невозможно. Ты возвращаешься на Атропос снова и снова, чтобы в очередной раз проиграть, затем продвинуться на пару шажков к цели и снова проиграть. И все равно продолжить, несмотря на массированные удары по самолюбию. Добиться этого удалось благодаря удивительному для «рогаликов» сочетанию сюжета, тесно переплетенного с игровым процессом: головоломками, секретами и исследованием постоянно пересобираемого мира, чью историю Селене предстоит раскрыть. Этим игра зацепит даже тех, кто всегда избегал обычных «рогаликов».

PlayStation Россия

Если судить по первым 15 часам, сюжета здесь ровно столько, чтобы игрок не отвлекался от битв с враждебной фауной Атропоса, но и не забывал о загадке, которая привела Селену на эту таинственную планету. Возможно, притягательность Returnal можно объяснить еще проще — по механикам это очень, ОЧЕНЬ приятная и глубокая игра. Многочисленные враги обстреливают Селену так, что на экране порой ничего и не видно кроме выпущенных в нее зарядов. Чтобы не попадать под удар, надо постоянно двигаться, подпрыгивать, уклоняться, отступать и регулярно использовать особенности окружения, перемещаясь между нижними и верхними ярусами карты. Если еще проще, в Returnal очень весело стрелять, а битвы приятно щекочут нервы. Поэтому в нее не надоедает играть.

К тому же, Returnal постоянно меняется, подкидывает новые вводные и в целом повышает градус безумия. Имейте в виду, когда кажется, что тяжелее уже не будет, все станет еще жестче — и окажется, что вы, внезапно, способны на большее (если не сдадитесь и не забросите прохождение). Returnal учит адаптироваться и менять планы на ходу. Этим она отличается от, скажем, Dark Souls — другой игры в популярном жанре добровольного самоистязания. Там можно условно заучить карту и расположение врагов. В Returnal же вы постоянно чувствуете себя потерянным: после каждой смерти уровни пересобираются так, что их уже не узнать. Местоположение, количество и виды врагов, а также размещение оружия и бонусов тоже меняются. Следовательно, и заучить это все нереально.

Как вообще выглядит типичный забег в игре Housemarque: Селена возрождается около корабля «Гелиос» с одним только пистолетом, в самом начале карты. После этого ей, то есть вам, нужно вооружиться: найти дробовик, винтовку или пистолет помощнее. В идеале — укрепиться расходниками и артефактами. Допустим, усилением удара энергетического меча или второй жизнью, которая мгновенно воскресит Селену после первого поражения. Хорошо бы еще посадить на себя паразитов, которые дают не только бонусы, но и отрицательные эффекты вроде урона от падений. Здоровье не восстанавливается само, так что нередко после особенно тяжелой битвы приходится буквально с лупой обследовать обширную карту в поисках аптечек или тайников. Еще иногда можно наткнуться на комнаты с магазином. Там ресурсы, падающие с убитых инопланетян и кроющиеся в тайниках, можно потратить на различные усиления. Ресурсов всегда впритык, запасы магазинов тоже не бесконечные, так что нужно все четко просчитывать.

Housemarque
Housemarque
Housemarque

Получается не всегда: иногда все зависит от удачи, и в этом Returnal похожа на игру в карты — что пришло в руки, то и идет на стол. Иногда может случиться так, что необходимое оружие с определенным типом альтернативного огня, бонусы или паразиты… ну, их просто нет. Или же они спрятаны в недрах уровня, а вам, строго говоря, нужно в противоположную сторону. Бывает и такое, что игра решает закидать вас мини-боссами прямо перед крупным боссом, который позволит переместиться на следующую локацию. Тут проигрывать особенно обидно: все аптечки и артефакты уходят на миньонов. В итоге к злодею рангом повыше идешь с пустыми руками, хотя готовился к этой битве около часа. Умер? Все начнется сначала: «Гелиос», Селена с одним только пистолетом, поиск оружия, бонусов, подготовка к сражению или к тому же самому боссу.

В этом смысле Returnal точно не понравится тем, кто привык контролировать досуг. Игра Housemarque совершенно не гарантирует, что вы продвинетесь вперед, если решите уделить ей час свободного времени вечером. Больше того, велик шанс, что игровую сессию вы закончите в полной неудовлетворенности своими успехами. Но это, конечно, вопрос того, что приносит вам удовольствие — ощущение немедленного прогресса или постепенное развитие без сиюминутных результатов.

Безусловно, Returnal, как и многие «рогалики», прежде всего учат радости от пошагового развития и примирения с постоянными неудачами. Другое дело, что игра, пожалуй, порой даже слишком последовательна в исполнении этой дизайнерской философии: Returnal не предполагает гибкости в настройке уровня сложности, вообще. Кого-то это наверняка разочарует, особенно новичков, впервые столкнувшихся с «рогаликом». Они обнаружат, что, оказывается, после смерти главной героини ради повторный битвы с боссом со второй локации нужно бежать к нему с точки возрождения в первой локации (если до этого не воспользоваться специальным реконструктором, воскрешающим в определенной части карты). Да-да, Returnal работает совсем как классические игры для приставок NES и Sega из 1990-х, которые искусственно усложняли, чтобы прохождение занимало больше времени. При этом есть и такой парадокс: чем лучше разбираешься в Returnal и ее мироустройстве, тем сильнее восхищаешься.

Учитывая, что крупных игр в 2021 году вышло не так уж и много, пропускать Returnal не стоит (если у вас, разумеется, уже есть или в ближайшее время появится PS5). Это один из самых причудливых и удивительных эксклюзивов PlayStation за последние годы.

Housemarque

Плюс это одна из первых игр, которая настолько круто использует возможности геймпада DualSense. Во-первых, с помощью контроллера можно почувствовать стук капель дождя по скафандру или вибрацию от злобного рыка очередной инопланетной твари — и от такого погружения по коже все еще бегут мурашки. Во-вторых, именно Returnal показывает, зачем вообще нужно было встраивать в контроллер адаптивные курки (такие большие клавиши на задней части геймпада), создающие сопротивление при нажатии. Тут на них завязано переключение между режимами огня: при легком нажатии на курок Селена стреляет обычными патронами, при полном — особыми, которым требуется перезарядка. И это безусловно создает вау-эффект. Ощущение такое, будто в контроллер встроили еще одну кнопку, которой до этого никогда не было, настолько это доступно и удобно. А вот картинка в Returnal вполне обычная: игра красивая, стильная, но не настолько, чтобы ее невозможно было представить на PS4.

И напоследок еще одна рекомендация: если вы любите фантастику, загадки и «Чужих», то не раздумывайте — эта игра для вас.

На что еще способна PS5

Sony PlayStation 5 уже вышла в России — и мы на ней поиграли 😎 Рассказываем, что круто, а что бесит Сравниваем с Xbox Series X, конечно. И объявляем победителя!

На что еще способна PS5

Sony PlayStation 5 уже вышла в России — и мы на ней поиграли 😎 Рассказываем, что круто, а что бесит Сравниваем с Xbox Series X, конечно. И объявляем победителя!

Максим Иванов