Перейти к материалам
истории

«Майор Гром: Чумной Доктор» — российский кинокомикс о хорошем полицейском и преступнике из соцсетей Не стоило ли поменять их местами?

Источник: Meduza
Disney

1 апреля в прокат выходит боевик «Майор Гром: Чумной Доктор» режиссера Олега Трофима. Фильм поставлен по российским комиксам компании Bubble Comics. Главный герой — майор Игорь Гром — выслеживает Чумного Доктора, преступника, скрывающегося в соцсетях и вызывающего уличные протесты. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему очередная попытка сделать российское супергеройское кино — несмотря на захватывающие погони и впечатляющий Петербург-Готэм — не оправдала себя.

Это третий подход новейшего российского кино к жанру супергеройского комикса. Первый состоялся в 2009-м с «Черной молнией», снятой под продюсерским началом Тимура Бекмамбетова, — остроумный, хоть и несовершенный фильм собрал довольно большую аудиторию, но культовой славы не снискал и в истории остался как неудача (прежде всего, из-за сокрушительного проигрыша «Аватару» в прокате). Второй — в 2017-м с аляповатыми «Защитниками» Сарика Андреасяна. Однако «Майор Гром: Чумной Доктор» — случай самый серьезный. Хотя бы потому, что не имитирует законы голливудских боевиков, а действительно поставлен по вполне популярным отечественным комиксам, издатель которых — компания Bubble Comics — выступил продюсером картины.  

Здесь же и ахиллесова пята «Майора Грома». Популярность американских блокбастеров о супергероях возникла не на пустом месте — и дело не в классных актерах или больших бюджетах, а в укорененности тех архетипов, на которых основано это кино. Для некоторых стран комикс — часть культурного кода (США, Великобритания, Франция, Бельгия, Япония), для некоторых — нет, и Россия входит во вторую категорию. Поэтому наша супергероика так часто носит характер вторичный и назойливо-патриотический. Это не столько самобытное явление, сколько очередной «ответ Америке», о котором та вряд ли узнает. Большой вопрос в том, способна ли аудитория, привычная к продукции Marvel и DC, принять искусственную систему ценностей как равноценную голливудской. 

Взять хоть заглавного героя. Майор Игорь Гром (Тихон Жизневский, с сексуальной небритостью и вечно напряженной челюстью) — полицейский из Санкт-Петербурга, обожающий рискованные задания и работающий в одиночку. Да, он не срисован под копирку с американских прототипов, и это плюс. Но легко ли всерьез поверить в народного героя всея России, который служит в полиции? Ничуть не проще, чем в злодея Чумного Доктора — разоблачителя коррупции, карающего огнем и мечом продажных богачей и манипулирующего возмущенными толпами через соцсети. Если авторы попытались бы всерьез считать настроения населения в 2021 году, с высокой вероятностью протагонист и антагонист поменялись бы местами. Возможно, фильм, сделанный технично и местами эффектно, и соберет внушительную кассу, но Майор Гром не станет ролевой моделью для школьников.

Bubble Comics

Дело даже не в идеологии, а в здравом смысле. Как устроен американский супергерой? Это или человек из народа, из самых низов, который защищает интересы таких же простых людей, как он сам, но не служит системе (Человек-паук). Или небожитель, притворяющийся обычным смертным (Супермен, Чудо-женщина, Тор). Или, наконец, власть имущий, богатый и влиятельный, но отбрасывающий привилегии ради борьбы со злом (Железный человек, Бэтмен). Для каждого из них обязательна некая двойственность личности и персоны, человека и маски. Майор Гром до обидного последователен, линеен и одномерен. Он остается майором даже в быту: в холодильнике только гнилое яблоко, двери в туалет у него вообще нет (герои не едят и не писают). В нем нет ни тайны, ни надлома, ни травмы или драмы, ни даже простого человеческого обаяния.  

Все эти качества в фильме передоверены второму центральному герою — срисованному, очевидно, с Павла Дурова молодому олигарху и филантропу Сергею Разумовскому (не слишком, увы, выразительный Сергей Горошко немножко играет в Лекса Лютора Джесси Айзенберга), основателю и владельцу популярнейшей соцсети Vmeste. Вот у него есть и детская драма — он сирота из детдома, — и неявные намеки на гомосексуальность (зависимость от более мужественного друга детства, копии Боттичелли и греческих скульптур в офисе), и одиночество, и надломленность. И, конечно, связь с Чумным Доктором, уточнять характер которой не будем: в фильме всего один твист, не стоит его раскрывать. Однако важно понимать, что богач Разумовский и Чумной Доктор с его черным плащом, роковым голосом и амплуа народного мстителя складываются в довольно убедительного Бэтмена. И в этой системе координат Бэтмен — однозначное зло. 

Disney

Существует прототип и у Грома: с его кепкой и кожаной курткой он больше всего похож на обобщенного и омоложенного Глеба Жеглова, только без харизмы Высоцкого. Интересно вспомнить о генезисе этого героя. В «Эре милосердия» братьев Вайнер он был персонажем жестким, беспощадным, циничным, готовым ради дела и солгать, и убить; за обозначенное в названии милосердие отвечал Шарапов. После выхода сериала Говорухина «Место встречи изменить нельзя» приоритеты сместились — формально сюжетная канва не изменилась, но Жеглов-Высоцкий все равно стал фаворитом публики, именно в силу своей неоднозначности.

Имитируя этот образ, создатели «Майора Грома» лишают его любых моральных сомнений. Грубость, высокомерие, склонность к насилию, пренебрежение к правилам, некорпоративность Игоря Грома однозначно подаются как прекрасные качества, без которых зло не одолеть. Забавно, что для пущей убедительности Грому дан пародийный Шарапов, больше похожий на Шурика из комедий Гайдая, — стажер Дима Дубин (Александр Сетейкин), над которым тот подтрунивает всю дорогу, будто подчеркивая: эра милосердия закончилась, пора отбросить сантименты. Добро должно быть с кулаками — и в кожанке, верхом на мотоцикле.

Disney

Режиссер Олег Трофим — бывший клипмейкер, чьим успешнейшим кинодебютом стал мелодраматический мюзикл «Лед», — вполне годится на роль нашего Джона Фавро (это он запустил киновселенную Marvel первым «Железным человеком»). Вопрос в том, есть ли среди руководства Bubble Comics свой Кевин Файги — гений продюсирования, понимающий законы жанра и готовый их реформировать. Мизансцены в «Майоре Громе» выстроены грамотно и энергично, погони и массовые сцены сняты вполне современно, Петербург показан живописно до одури — ничем не хуже Готэма. А вот кастинг в большинстве случаев вызывает недоумение, как и диалоги (недаром у фильма то ли восемь, то ли десять сценаристов). Из актеров симпатию вызывает одна Любовь Аксенова в роли блогера Юли Пчелкиной: единственный заметный женский персонаж отважно выдерживает битву с кондовыми репликами и шаблонным развитием сюжета.  

Если не входить в нюансы, то зрелище получилось как минимум не стыдным, но воспринимать его в отрыве от политической повестки невозможно. И совершенно неважно, имели ли авторы (в титрах и руководитель Bubble Артем Габрелянов, и его отец, одиозный медиадеятель-охранитель Арам Габрелянов) это в виду. «Майор Гром: Чумной Доктор» показывает мир тотального беззакония, где полиция ворует, лжет, применяет насилие и сотрудничает с преступниками, — но им это прощается, потому что они «за добро». С другой стороны, мститель-одиночка, который позволяет себе нарушать закон и прячется за аватаром в соцсетях, вызывая уличные протесты, показан как исчадие ада. Чтобы подчеркнуть это, авторы фильма делают его убийцей невинных женщин и детей, что остается немотивированным (тогда как отсутствие жертв на совести Грома — чистая случайность, а не принцип, как у Бэтмена).

Спасти эту шаткую в моральном смысле конструкцию могло бы лишь одно радикальное сценарное решение — если бы в названии фильма двоеточие заменили на знак равенства. Ведь добро и зло здесь неразделимы и неразличимы с точки зрения методов, да и целей. Но кажется, что этого до конца не осознают даже создатели «Майора Грома», по привычке ратующие за прогнившую систему и против одиночек, смеющих раскачивать лодку. 

Антон Долин