Перейти к материалам
истории

«Огонь»: неудачный российский блокбастер о пожарных, в котором предсказуемо вообще все Зато — масштаб, спецэффекты и Хабенский

Источник: Meduza
«Централ партнершип»

В кинотеатрах выходит «Огонь» — героический блокбастер режиссера Алексея Нужного с Константином Хабенским, Стасей Милославской и Иваном Янковским. Главные герои — пожарные, которые спасают людей во время катастроф. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, как авторы фильма напрямую цитируют «Армагеддон» и почему все сюжетные повороты этой картины сможет предугадать каждый зритель.

Гераклит утверждал, что огонь — первооснова сущего, народная мудрость гласит, что на огонь можно смотреть бесконечно. К сожалению, в одноименном блокбастере Алексея Нужного есть не только огонь, но и актеры, декорации, сюжет, диалоги. Главным же стройматериалом монументальной картины студии «Тритэ» остаются штампы. В сущности, любые: драматургические, актерские, постановочные, музыкальные. 

Нечто среднее между фильмом-катастрофой по устаревшему голливудскому стандарту и производственным кинороманом на советский лад, «Огонь» открывается эффектной сценой противостояния пожарных лесному пожару. Не в силах справиться со стихией, они накрываются огнеупорными одеялами, но один член команды, не выдержав, сдергивает с себя серебристую ткань и пытается убежать — разумеется, с трагическим исходом. Координаты заданы уже здесь: в фильме не будет положительных и отрицательных героев — только сильные и слабые. Единственным же злом с первого до последнего кадра останется та самая первооснова сущего, что вынесена в название. 

Central Partnership

Центральная интрига позаимствована из «Армагеддона» Майкла Бэя, одной из непреходящих моделей для отечественного кинопрома. Усталый пожарный-ветеран Соколов (Константин Хабенский) души не чает в единственной дочери Кате — нежной, но своевольной (Стася Милославская), имевшей глупость отдать сердце молодому смазливому нахалу Ильину (Иван Янковский). Пусть пеняет на себя: когда отец и возлюбленный отправятся в самоубийственную миссию, она окажется перед риском потерять обоих. Режиссер и не скрывает влияний: когда пятеро пожарных в рапиде пойдут к самолету в своих красных защитных комбинезонах, один из персонажей пошутит про «Армагеддон». 

Второстепенные герои неизменно фактурны, линейны и предсказуемы. Суровый бородач Петр (Виктор Добронравов) потерял в пожаре беременную жену, поэтому всегда молчит. Простоватый качок Сергей (Роман Курцын) пишет с ошибками, зато любит рыжую повариху и заботится о маме. Кудрявый бородач Максим (Тихон Жизневский) — живой привет из шестидесятых: задушевно улыбается, разжигает костры и не расстается с гитарой. Провинциальный пилот Окопыч (Виктор Сухоруков) разговаривает народными мудростями, зовет свой вертолет «Ларисой Ивановной» и потчует всех медом со своей пасеки. И так далее. Все, что остается минимально подкованному зрителю, — вычислять, какой из пешек пожертвуют сценаристы, чтобы добавить в триллер щепотку трагедии. 

Спойлерить «Огонь» бессмысленно — он спойлерит себя сам: половину реплик угадываешь до того, как они прозвучат, не говоря о поворотах сюжета. Вот жители карельской деревни под руководством старосты Георгича (Юрий Кузнецов) костерят пожарных за вмешательство в их повседневную жизнь — по-вашему, как они запоют, когда пожар доберется до их домов? Вот пожарный вертолет перетаскивает через лес автомобиль, в кузове которого собраны кашляющие и плачущие дети, — как думаете, удачной ли будет миссия и какую цену придется заплатить? Или автобус проваливается через горящий мост над рекой, а отважный пожарный помогает в этом самом автобусе беременной (неожиданное амплуа Ирины Горбачевой) родить — чем, попробуйте догадаться, такая сцена кончится? За кадром наяривает музыка Кирилла Бородулева, интонация которой — надрывная или, наоборот, успокаивающе-лиричная — подскажет даже самым недалеким, когда ждать кульминации и какой именно она будет. 

Режиссер Алексей Нужный и сценарист Николай Куликов (в соавторах значится также Константин Майер) пали жертвами собственной востребованности. Экс-стендапер Куликов — соавтор смешнейшего «Горько!» и складно-героических «Легенды № 17», «Экипажа», «Движения вверх» — создал эту историю из готовых модулей: это даже не «лего», а «дупло» для дошколят. Нужный, делавший с тем же Куликовым очаровательную комедию «Я худею», вовсе никакой героикой прежде не занимался. На эти праздники за новогоднюю кассу друг с другом будут сражаться сразу два сделанных им фильма — но если «Обратная связь» «Квартета И» укладывается в уютную, выученную наизусть канву интеллигентного ромкома для мужчин за сорок, то ходульная патетика «Огня» буквально кричит о неверном выборе постановщика.  

«Централ партнершип»
«Централ партнершип»
«Централ партнершип»

Зато — масштаб. Зато — спецэффекты. Зато — громко и драматично. Зато, при всей катастрофичности, — уютный патриархальный мир сильных мужчин и спасаемых ими из огня слабых женщин. Зато МЧС наверняка скажет спасибо и не будет придираться к неточностям и натяжкам. 

Под конец, раз уж Новый год на носу, хочется сказать хоть что-то приятное. Во-первых, «Огонь» — замечательно зрелищное кино, особенно на общих планах: смотреть на подвиги оператора Михаила Милашина («Т-34») куда интереснее, чем на свершения вымышленных пожарных. Во-вторых, никакой людоедской или фальшивой идеологии в фильме нет (портрет Путина в кабинете начальника при желании можно не заметить): «Огонь» — картина о важности спасения каждой человеческой жизни, чьей бы эта жизнь ни была. В наши нелегкие времена и то хлеб. 

Антон Долин