Перейти к материалам
Сооснователь Slack Стюарт Баттерфилд. Сан-Франциско, 24 апреля 2019 года
истории

Корпоративный мессенджер Slack будет продан за 27,7 миллиарда долларов «Медуза» рассказывает историю его создания и объясняет, почему он стал феноменом офисной культуры

Источник: Meduza
Сооснователь Slack Стюарт Баттерфилд. Сан-Франциско, 24 апреля 2019 года
Сооснователь Slack Стюарт Баттерфилд. Сан-Франциско, 24 апреля 2019 года
Noah Berger / AFP / Scanpix / LETA

1 декабря корпорация Salesforce — разработчик популярной CRM-системы — объявила о покупке корпоративного мессенджера Slack, который за шесть лет своего существования обрел аудиторию в десятки миллионов пользователей по всему миру. Своим появлением несколько лет назад Slack перевернул офисную культуру — в англоязычных странах даже появился глагол «слачить» в значении «проводить время в Slack». «Медуза» рассказывает историю случайного создания Slack и объясняет, за что его так полюбили в корпоративном мире.

Первый провал и успех

Трое из четырех создателей Slack — Стюарт Баттерфилд, Эрик Костелло и Кэл Хендерсон — никогда специально не планировали разрабатывать корпоративный продукт или мессенджер. Они очень долго были увлечены идеей создать массовую многопользовательскую онлайн-игру (ММО-игру) и, таким образом, в перспективе потягаться с Blizzard, Wargaming и другими мировыми разработчиками и издателями игр.

Свою первую попытку эта команда предприняла в начале 2000-х — Баттерфилд создал компанию Ludicorp, сотрудниками которой стали Эрик Костелло и Кэл Хендерсон, и все вместе они приступили к разработке браузерной ММО-игры Game Neverending. Игра так и осталась незавершенным проектом, однако неожиданный успех настиг специальный чат с функцией быстрого обмена изображениями, написанный Ludicorp специально под эту игру. Позднее его превратили в продвинутый фотохостинг FlickrLive, в дальнейшем переименованный во Flickr.  

К концу 2004 года Flickr обрел большую популярность среди блогеров и фотографов: Баттерфилд утверждал, что на тот момент сервис хранил уже более двух миллионов фотографий. В 2005 году, благодаря успеху Flickr, Ludicorp выкупила корпорация Yahoo. Сделка по тем временам была довольно крупной — ее сумма составила порядка 25 миллионов долларов. Вскоре после приобретения Yahoo объявила о закрытии собственного сервиса Yahoo! Photos и переносе всех изображений на Flickr.

Flickr стал первым эпизодом в карьере Баттерфилда и его партнеров, когда из неудачного проекта появился очень востребованный продукт, а вложения в разработку несостоявшейся игры отбились, хотя и несколько неожиданным образом.

Баттерфилд, Костелло и Хендерсон после сделки несколько лет проработали в Yahoo, но в итоге решили, что хотят снова попробовать создать онлайн-игру, и ушли, забрав с собой выпускника МИСиС Сергея Мурашова — с 2005 по 2009 годы он работал старшим разработчиком Flickr в Yahoo. Мурашов в дальнейшем стал четвертым сооснователем Slack.

Вторая попытка создать игру

В 2009 году выходцы из Yahoo основали компанию Tiny Speck и взялись за создание массовой многопользовательской браузерной игры под названием Glitch. Эту MMO-игру они планировали стилизовать 2D-графикой, лишить боевой составляющей и развернуть действие «в разуме 11 спящих великанов» — Баттерфилд и компания явно хотели противопоставить свой проект тотальному засилью World of Warcraft и его подобий.

Процесс шел непросто, к тому же все разработчики жили на большом расстоянии друг от друга — Нью-Йорк, Сан-Франциско, Ванкувер — поэтому большая часть общения проходила в IRC.  В какой-то момент IRC перестал отвечать нуждам разработчиков Glitch, и тогда они взялись за создание собственного коммуникационного инструмента. О том, чтобы превратить его в коммерческий продукт, речи тогда не шло — основным проектом компании оставался Glitch. Тем более, что под игру уже были привлечены солидные инвестиции: в 2010 году венчурные фирмы Accel Partners и Andreessen Horowitz выделили Tiny Speck пять миллионов долларов, а через год инвесторы во главе с Accel вложили в компанию еще 10,7 миллионов долларов. 

Время шло, предполагаемые сроки запуска Glitch уже вышли, а игра так и не была готова. Наконец, в сентябре 2011 года состоялся официальный релиз, однако буквально через месяц разработчики вернули игру обратно к статусу бета-версии — из-за многочисленных проблем и недочетов. В таком подвешенном состоянии она и продолжала существовать до декабря 2012 года, после чего ее окончательно закрыли, ссылаясь на слишком низкий интерес со стороны целевой аудитории.

Однако сразу после закрытия Glitch Баттерфилд анонсировал некую «уникальную технологию обмена сообщениями с перспективой применения за пределами игровой сферы».

Сооснователи Slack Стюарт Баттерфилд и Кэл Хендерсон
Slack

Появление Slack

Идея превратить внутреннее средство для организации работы в коммерческий продукт, судя по всему, возникла по мере приближения времени незадавшегося релиза Glitch. Сама программа по обмену сообщениями — она тогда называлась Linefeed — была уже относительно зрелой или, по крайней мере, достаточно эффективной в использовании. Создатели делали ее, в первую очередь, для самих себя, прикручивая новые функции по мере возникновения надобности. К тому же, будучи давними пользователями IRC, Баттерфилд и другие прекрасно знали все его плюсы и минусы и, соответственно, перенимали только лучшее. 

В конце 2012 года Стюарт Баттерфилд предложил сменить название Linefeed на более короткое и хлесткое Slack — это аббревиатура от searchable log of all communication and knowledge, то есть «журнал всех сообщений и сведений с возможностью поиска». Однако слово «slack» в переводе с английского также означает «лодырничать». Вполне вероятно, что каламбур был преднамеренным, хотя Баттерфилд и его сподвижники тогда еще не могли знать, насколько успешной станет их разработка. «Наших пользователей будут звать слакерами [лодырями] :)», — заметил тогда во внутреннем чате Эрик Костелло, и оказался прав.

К марту 2013 года на руках у разработчиков был грубый, но функциональный прототип — для его доработки требовались отзывы от сторонних пользователей. Как впоследствии рассказывал Баттерфилд, создатели Slack «ныли и клянчили», буквально умоляя дружественные компании попробовать Slack в деле и дать отклик. К их мольбам прислушались музыкальный сервис Rdio, разработчик ПО для управления арендой Cozy, сервис Medium, разработчик видеоигр TGC — эти фирмы согласились опробовать сырую версию Slack в деле и предоставить отзывы. 

В августе 2013 года началось открытое тестирование Slack — программа на тот момент уже могла работать в браузере и в качестве мобильного приложения. За первые 24 часа регистрацию в Slack запросили около восьми тысяч человек. Следующие несколько месяцев компания собирала отзывы от новых пользователей и «полировала» свой сервис. В феврале 2014 года состоялся официальный запуск Slack, а Tiny Speck была переименована в Slack Technologies.

Причины успеха

Спустя несколько месяцев после релиза мессенджера Slack Technologies закрыла несколько инвестраундов, в ходе которых ее оценка превысила один миллиард долларов. За 2014-2015 годы компания привлекла более 320 миллионов долларов от крупных инвестфондов.

Инвесторы, естественно, вкладывались не «в воздух» — аудитория Slack, в том числе платная, стремительно росла: к апрелю 2014 года, спустя лишь два месяца после запуска, у Slack было более 60 тысяч активных пользователей ежедневно, из которых 15 тысяч использовали платную версию мессенджера. К октябрю 2014 года, когда компания привлекала очередной раунд инвестиций, количество пользователей платной версии составило более 73 тысяч — их прирост за полгода равнялся 386 процентам. Каждый месяц Slack получал около миллиона долларов дохода. Среди клиентов компании в тот момент уже были BuzzFeed, SoundCloud, Lonely Planet, Heroku — интерес к Slack был огромным.

Есть несколько факторов, обусловивших такой успешный старт Slack. Во-первых, разработчики с самого начала очень внимательно слушали пожелания своих клиентов — вдобавок в Slack Technologies была создана выделенная команда специалистов по работе с новыми клиентами, которая занималась только тем, что помогала новичкам освоиться с сервисом. 

Во-вторых, создатели Slack реализовали гибкую ценовую политику. Базовая, то есть бесплатная версия мессенджера, была вполне пригодна к использованию небольшими командами, но платный вариант включал в себя различные полезные дополнения, такие как хранилище файлов и возможность интеграции с внешними приложениями. При этом цена за использование варьировалась от количества активных пользователей и начиналась с совсем небольших сумм.

В-третьих, Slack позволял пристальнее следить за тем, кто над чем работает, — этим обеспечивалась прозрачность деятельности всей команды, что на момент запуска приложения было довольно новаторским. В то же время централизация всех рабочих коммуникаций в одном мессенджере позволила снижать количество отвлекающих факторов: вместо того, чтобы переключаться между мессенджером, почтовым клиентом и файлообменником вроде Dropbox, можно было использовать только один Slack.

Четвертый фактор заключался в том, что пользоваться Slack оказалось просто, удобно и интересно — этому, во многом, способствовал опыт его разработчиков в игровой индустрии, который они применили при создании мессенджера. Пусть они так и не смогли сделать успешную игру, зато крайне умело геймифицировали продукт, нацеленный на корпоративный сектор.

Slack Technologies вложили очень много ресурсов в то, чтобы сделать свой мессенджер не только практичным, но и цепляющим пользователей. Это подразумевало весьма основательную работу с графическим дизайном, тщательную проработку интерфейса и учет того, что называется «опытом взаимодействия» (User Experience) пользователей. Яркие цвета, поддержка анимированных GIF и эмоджи, главный слоган «давайте будем не такими занятыми» — создатели Slack совершенно сознательно делали свой мессенджер как можно более «некорпоративным». В результате Slack — серьезный и практичный инструмент — оказался лишенным какой-либо постности и протокольности.

Феномен офисной культуры

По мере того, как Slack с ускорением захватывал корпоративный сектор США и других стран, он провоцировал и существенные изменения в офисной культуре, которым были рады далеко не все.

В первую очередь, Slack стал вызывать своего рода зависимость у регулярных пользователей. У них возникла постоянная потребность «зависать» в мессенджере, так что на общение — совершенно не обязательно связанное с работой — стало уходить очень много времени. В итоге, вместо того, чтобы устранять лишние отвлекающие факторы, Slack сам становился таковым. 

«Вот почему Slack может изменить отношения в офисе, он берет уже оформившиеся отношения между сотрудниками и погружает их в цифровой ускоритель. Все, что знакомо нам по другим социальным медиа, — бурные всплески единомыслия, страх пропустить что-то важное, дружба напоказ, внезапные „срывы покровов“, — благодаря Slack все это становится частью рабочей среды», — отмечал New York Magazine в 2017 году.

К тому же, в 2018 году Slack поменял условия конфиденциальности, внеся в них неоднозначное положение, согласно которому администраторы «рабочего пространства» получают возможность полного доступа к открытой и приватной переписке всех сотрудников внутри этого сегмента и не обязаны уведомлять пользователей о том, что их документы и переписку просматривают.

Это изменение вызвало крупный скандал, поскольку у пользователей возникли небезосновательные предположения, что их руководители получат ничем не ограниченную возможность читать чужую переписку. Несмотря на реакцию пользователей, условия конфиденциальности не изменились. Однако даже этот скандал не смог пошатнуть позиции мессенджера — к 2018 году Slack был корпоративным мессенджером номер один в мире, с многомиллионной армией преданных пользователей. Даже глалол «to slack» в офисном слэнге англоязычных стран стал означать не его исконное «сачковать», а обрел значение «слачить», то есть пользоваться Slack.

Недостатки и недовольные пользователи

Нельзя сказать, что история Slack была совсем безоблачной. В 2015 году, когда Slack уже пользовался большой популярностью, его серверы подверглись кибератаке, в результате которой были скомпрометированы некоторые пользовательские данные. И только после этого — когда грянул гром — разработчики реализовали двухфакторную аутентификацию для входа в сервис.

Кроме того, далеко не все организации, пробовавшие адаптировать Slack к своим процессам, оказались довольны результатом. Публично представители Slack Technologies утверждали, что их сервис выдержит любое количество пользователей в рамках одной команды, на практике все оказалось далеко не так. Образовательная платформа freeCodeCamp в 2015 году столкнулась с тем, что сервис стало практически невозможно использовать после того, как число одновременных пользователей их «рабочего пространства» превысило отметку в пять тысяч. Техподдержка Slack в итоге порекомендовала компании раздробить сообщество на отдельные команды с количеством участников «не более тысячи, а лучше 500» в каждой. После этого основатели freeCodeCamp приняли решение уйти к конкурентам. По той же причине Slack перестала пользоваться компания Uber — сервис не справлялся с десятками тысяч одновременных пользователей.

Как бы там ни было, вплоть до 2020 года Slack продолжал уверенно расти — и по размерам аудитории, и по функциональности. К концу 2019 года количество одновременных пользователей системы достигло десяти миллионов человек ежедневно. Функциональность Slack была сильно расширена: добавились видеозвонки, распределенные дискуссии, интеграция с внешними приложениями, возможность создавать ботов для автоматизации множества различных задач и внедрение некоторых элементов искусственного интеллекта для упрощения фильтрации данных. Из мессенджера Slack превратился в самостоятельную платформу. 

В том же 2019 году компания Slack Technologies осуществила выход на Нью-Йоркскую фондовую биржу. На момент публикации этого материала ее капитализация составляет 24,6 миллиардов долларов.

Баннер Slack на здании Нью-Йоркской фондовой биржи. 20 июня 2019 года
Rblfmr / Shutterstock
Норма Баттерфилд, мать сооснователя Slack Стюарта Баттерфилда, ударяет в колокол Нью-Йоркской фондовой биржи в честь размещения акций Slack. Нью-Йорк, 20 июня 2019 года.
Brendan McDermid / Reuters / Scanpix / LETA

Своевременная продажа

1 декабря компания Salesforce, разработчик одной из самых популярных в мире CRM-систем, объявила о покупке Slack за 27,7 миллиарда долларов. По итогам сделки акционеры Slack получат по 26,79 доллара и 0,0776 от акции Salesforce за каждую отдельную ценную бумагу Slack.

История сотрудничества Slack и Salesforce началась давно: по мере роста популярности Slack, увеличилось и количество запросов на интеграцию мессенджера и CRM-платформы. В конце 2019 года Slack объявил о создании интеграционного приложения Salesforce for Slack, а в 2020-м начались переговоры о поглощении.

Корпорация Salesforce много инвестирует — за последние годы она поглотила 65 IT-компаний и стартапов, чтобы поддерживать темпы своего роста. Однако основной причиной для покупки Slack могла стать необходимость Salesforce обеспечить себе дополнительные козыри в противостоянии с крупнейшими конкурентами в лице Microsoft и Adobe. Помимо CRM-систем, у них уже есть свои платформы для организации совместной работы — Teams у Microsoft и Workfront у Adobe. Выкупая Slack, Salesforce восполняет один из существенных пробелов в функциональности своей платформы и значительно расширяет охват аудитории. 

При этом для Slack эта сделка оказалась чрезвычайно своевременной, поскольку его лидерские позиции стали заметно пошатываться. В январе 2019 года количество ежедневных активных пользователей мессенджера перешло отметку в десять миллионов — Slack был однозначным и неоспоримым лидером в своей сфере. Однако уже в июле 2019-го один из основных конкурентов Slack — сервис Microsoft Teams — объявил о том, что количество его ежедневных активных пользователей достигло 13 миллионов. Более того, кривая роста Microsoft Teams оказалась заметно более крутой, чем у Slack. В октябре 2019 года Slack отчитался о достижении 12-миллионной отметки ежедневных активных пользователей.

С начала пандемии коронавируса, когда произошел массовый уход граждан на удаленную работу, у большинства онлайн-сервисов для коммуникаций начался стремительный прирост пользователей.

Slack в конце марта 2020 года объявил о рекордном — 12 миллионов человек — числе пользователей, одновременно использующих систему, при этом количество ежедневных активных пользователей компания указывать не стала. Microsoft следом выпустила пресс-релиз, в котором отчиталась о достижении 44 миллионов ежедневных активных пользователей Microsoft Teams. И хотя статистика Slack по этому показателю неизвестна, довольно очевидно, что Microsoft начала наращивать конкурентное давление.

Сделка с Salesforce, в свою очередь, позволит Slack расширить охват клиентской аудитории и получить ресурсы на развитие функциональности своей платформы. Согласно анонсированному Salesforce и Slack плану, компании произведут глубокую интеграцию своих платформ, однако Slack сохранит операционную самостоятельность, что, среди прочего, означает отсутствие каких-либо потрясений для текущих клиентов компании.

Василий Золотарев