Басист уволился, вокалист оглох, ударника арестовали, основатель группы умер — вот последние события в истории группы AC/DC. Ну и как им удалось выпустить новый альбом?
13 ноября 2020 года вышел альбом Power Up — 17-й в дискографии AC/DC, самой громкой группы на планете. Как им это удалось — кажется, не до конца понимают и сами музыканты. Трое из них по разным причинам покинули группу прямо во время турне 2016-го, но потом вернулись в студию, чтобы завершить работу основателя AC/DC Малколма Янга. Незадолго до своей смерти в 2017 году он вместе с братом Ангусом записал нового материала на несколько пластинок вперед. «Медуза» пересказывает главное из интервью группы газете The Guardian.
После каждого двухчасового выступления в школьном костюмчике гитарист Ангус Янг сначала шел в душ, а потом плотно ужинал: концерты AC/DC — не то, чем занимаются на полный желудок.
20 сентября 2016 года Янг покинул сцену Wells Fargo Center в Филадельфии. Это мог быть последний концерт в 43-летней на тот момент истории группы. Тогда в рамках турне команда отыграла уже 23 выступления вместе с Экслом Роузом из Guns N' Roses, который заменил вокалиста AC/DC Брайана Джонсона, потому что у него прямо во время гастролей стало настолько плохо со слухом, что он перестал слышать себя на сцене. Тем же летом басист Клифф Уильямс объявил, что уходит из группы, а барабанщик Филл Радд в тур вообще поехать не смог: в Австралии его посадили под домашний арест, потому что он угрожал убийством своему ассистенту (а еще хранил дома метамфетамин и марихуану). Основатель группы, старший брат Ангуса Малколм Янг за несколько лет до этого окончательно отошел от дел; в конце жизни у него развилась тяжелая деменция, он умер в 2017 году. На ритм-гитаре его сменил племянник — Стиви Янг.
Поэтому когда в сентябре 2018 года вся группа — включая Джонсона, Уильямса и Радда — появилась на снимке из студии в Ванкувере, это выглядело чудом. «Мы вошли в студию, и в воздухе запахло электричеством. — говорит в новом интервью группы The Guardian Брайан Джонсон, который теперь слышит гораздо лучше благодаря искусственным барабанным перепонкам. — И, конечно, Малколм был с нами. Все мы ощутили сильное присутствие его духа».
Конечно, ожидать новый Highway to Hell или Back in Black было бы наивно, но Power Up, 17-я пластинка группы — на удивление достойный альбом. Through the Mists of Time, например, похожа на ранних R.E.M., если бы они играли хард-рок. «У меня до сих пор мурашки по коже от этой песни, — признается Джонсон. — Она напоминает о тех временах, когда рок-н-ролл был таким прикольным занятием, мы все были молоды, ничего не заканчивалось, и нам казалось, что жизнь теперь будет как тогда, в начале 1980-х — до СПИДа, до всего прочего. Это как путешествие на машине времени».
Собирать материал для этого альбома музыканты начали еще в самом начале нулевых. После тура Stiff Upper Lip, закончившегося в 2001 году, группа ушла на семилетние «каникулы», но братья Янги продолжали встречаться в студии и записывать новые гитарные риффы, куплеты и мелодии. Знал ли уже тогда Малколм о своей деменции? Пытался ли он заранее обеспечить товарищей по группе запасом материала на случай своей нетрудоспособности или смерти?
«Под конец этого периода мы уже начали замечать за ним некоторые странности, но он держался молодцом», — рассказывает его младший брат Ангус. Он говорит, что когда они начали записывать Power Up, все песни — за авторством двух Янгов — были практически готовы. У басиста Клиффа Уильямса немного другая версия: «Энг и Мэл сгенерировали кучу идей для рифов и прочего, из которых мы отобрали 12 и разработали их в студии». Брайан Джонсон уверен, что им незримо помогал сам основатель AC/DC: «Когда мы записывались, и я думал, как лучше спеть ту или другую строчку, я говорил себе: а чего бы в этой песне хотел Малколм? Он был сильной личностью и заставлял уважать себя, не прикладывая к этому никаких усилий. И хотя он уже не с нами, это уважение никуда не делось».
Обаяние AC/DC не сводится только к тяжелым гитарным риффам, школьной форме, грохоту пушек со сцены и вообще фирменному оглушительному звуку. Группа всегда — и в студии, и на концертах — излучала дух товарищества: важно быть вместе с единомышленниками и дружно отрываться. Хотя не то чтобы участники AC/DC всегда были лучшими друзьями. Братья Янги известны своей резкостью. Кроме того, многие фанаты считали, что с Брайаном Джонсоном обошлись несправедливо, когда его фактически уволили по состоянию здоровья коротким скупым пресс-релизом на сайте группы (потом его удалили). Затем ушел Клифф Уильямс — из-за другой болезни, хронического головокружения, — но поклонники посчитали это жестом солидарности с Джонсоном.
Больше всех досталось ударнику Филу Радду. Джонсон говорит, что когда увидел Фила в теленовостях — бледную тень того весельчака, которого они все знали, — он не поверил своим глазам, хотя знал, что у Радда были проблемы с наркотиками. В итоге Радд отсидел восемь месяцев под домашним арестом за хранение наркотиков (обвинения в угрозах смертью с него сняли), и на похороны Малколма в 2017 года явился уже здоровым «как пес мясника» — так формулирует в интервью Джонсон.
Когда вся группа опять собралась для записи альбома, дела сразу пошли на лад, уверяют члены AC/DC. Разумеется, Ангус Янг, записывая пластинку, мог обойтись своим племянником Стиви на ритм-гитаре, взять какого-нибудь похожего на Джонсона вокалиста и студийную ритм-секцию… В конце концов, эта группа выбиралась из таких передряг, которые гарантированно бы уничтожили любую другую — вспомнить хотя бы смерть предшественника Джонсона Бона Скотта в 1980 году. Да и турне 2016-го с Экслом Роузом прошло замечательно: несмотря на то, что они почти не были с ним знакомы, участники AC/DC отзываются о вокалисте Guns N' Roses исключительно тепло.
Но чтобы фанаты AC/DC воспринимали Power Up как полноценный новый альбом группы, одного Янга было явно недостаточно. Уильямс говорит, что если бы не Брайан Джонсон и Фил Радд, он бы тоже не согласился в этом участвовать. А если спросить самого Ангуса Янга, готов ли он был записывать альбом без товарищей по группе, тот погружается в долгие воспоминания о своем старшем брате, рассуждения о великих гитаристах вроде Пита Таунсенда и Кита Ричардса — но на вопрос так и не отвечает.
После записи оставалось проверить только одну вещь: способен ли Брайан Джонсон выступать на сцене? Для этого группа собралась в репетиционной студии в Нидерландах, Джонсон надел свои новые искусственные барабанные перепонки — и его жизнь буквально преобразилась, говорит сам Брайан: «Я слышал абсолютно все. Не поверите, насколько хорошо от этого стало». «Мы сыграли одну песню, и он [Джонсон] показал два больших пальца вверх, — вспоминает Ангус Янг. — Он готов был петь еще и еще. Я уже много лет не видел его таким бодрым».
Конечно, в мире сейчас обстановка такая, что Брайану Джонсону придется немного подождать, прежде чем он снова выйдет на сцену. Но рано или поздно в каком-нибудь месте на планете около 11 вечера в гримерку зайдет усталый Ангус Янг, одетый только в школьные шорты, белые носки и ботинки, с волосами, прилипшими ко лбу от пота. И пойдет в душ, раздумывая, где бы перекусить.