У каждого был свой Джигарханян — угрожающий, потешный, уютный Антон Долин — памяти в полном смысле народного артиста
В Москве в возрасте 85 лет умер актер и режиссер Армен Джигарханян. Вся его жизнь была связана с театром, но всенародную любовь принесли роли в кино: от штабс-капитана Овечкина из «Неуловимых мстителей» до Горбатого из «Места встречи изменить нельзя». В каком-то смысле он был заложником своего имиджа и привычного образа, но не настолько узкого, чтобы он мешал озвучивать детские мультфильмы и играть в театре философов. Кинокритик Антон Долин вспоминает культового актера, который объединил своими ролями всю огромную страну.
«Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян», — ушедшая в народ эпиграмма Валентина Гафта вполне точно фиксирует место Армена Джигарханяна если и не в отечественной культуре, то в сознании нескольких поколений зрителей. Джигарханян стал фигурой мифологической, сродни Юрию Никулину или Олегу Табакову — чем-то гораздо большим, чем яркий типажный актер, чью внешность и голос моментально узнавал любой. И, уж конечно, его слава и харизма с первых шагов актера превосходили границы национальной специфики — хотя Армен Борисович не только родился и учился в Ереване, но и после неудачной попытки поступить в ГИТИС вернулся обратно на родину. Там он сперва работал помощником оператора на «Арменфильме», после чего — уже как актер — вышел на сцену Ереванского русского драмтеатра.
Но уже с середины 1960-х он работал в московском «Ленкоме», где успел сыграть Мольера в спектакле Анатолия Эфроса, много лет служил в Театре Маяковского, где прославился, среди прочего, ролями Стэнли Ковальски в «Трамвае Желание», Хлудова в «Беге», Сократа, а позже Нерона в пьесах Эдварда Радзинского. В нашумевшем в годы перестройки «Закате» Бабеля воплотил на сцене идеального Менделя Крика. С середины 1990-х в Москве появился его собственный Театр Джигарханяна — с тех пор это здание бывшего кинотеатра «Прогресс» и стало пристанищем для многочисленных фанатов. Впрочем, с грустью приходится признать, что в самые последние годы актер, отметивший в октябре 85-летие, больше был известен по публикациям в желтой прессе, связанным с перипетиями его семейной жизни.
Народная любовь к Джигарханяну, конечно же, была связана с его киноролями. Иногда крошечными, но неизменно запоминавшимися эпизодами, иногда — роскошными, как правило, комедийными бенефисами, которыми он был способен «украсть» любой фильм у остальных актеров. Штабс-капитан Овечкин в двух сериях «Неуловимых мстителей» на рубеже 1960-70-х, судья Кригс в «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975), Тристан в «Собаке на сене» (1977), Горбатый в «Место встречи изменить нельзя» (1979), убийца Макс Ришар в «Тегеране-43» (1980), опять Мендель Крик в «Биндюжнике и короле» (1989)… Среди этих фильмов нет великих шедевров, но каждый из них был засмотрен публикой до дыр, а некоторые прописались в телерепертуаре праздничных дней, кажется, навсегда. В 1990-е Джигарханян снялся, пусть и не в главных ролях, у Данелии («Паспорт», 1990) и Гайдая («На Дерибасовской хорошая погода…», 1992), а также неожиданно органично вписался в образ капитана Лебядкина в «Бесах» (1992). Но в остальном остался заложником имиджа и прилипчивого образа — впрочем, не такого уж узкого, позволявшего варьировать амплуа от мафиозного босса («По прозвищу «Зверь», «Ширли-мырли») до султана Саладина в экранизациях Вальтера Скотта: очевидно, эта роль стала логичным следствием участия Джигарханяна в культовой пластинке «Али-Баба и сорок разбойников», где он с неподражаемым артистизмом озвучил и спел партию разбойника Хасана.
Хрипотца Джигарханяна была несравненной — недаром его так часто использовали как артиста озвучания. В частности, его голосом в русском дубляже говорил великий Лино Вентура. А дети (взрослые, впрочем, тоже) слышали Джигарханяна, любуясь персонажами всесоюзно любимых мультфильмов — Волком в «Жил-был пес», дядюшкой Мокусом в «Приключениях поросенка Фунтика», одноногим Сильвером в многосерийном «Острове сокровищ». У каждого в гигантской стране был свой Джигарханян: угрожающий, потешный, уютный. В полном смысле слова народный артист, вне зависимости от многочисленных званий и медалей, присужденных ему в разные периоды разными правительствами разных стран.