Перейти к материалам
истории

«Запрещать то, что разрешено Кораном, нельзя» Исследователь ислама Ахмет Ярлыкапов — о неожиданном запрете браков мусульман с женщинами другой веры. И последствиях этого решения

Источник: Meduza
Егор Алиев / ТАСС / Vida Press

10 ноября стало известно о том, что Совет улемов Духовного управления мусульман (ДУМ) России опубликовал богословское заключение (фетву) с запретом верующим жениться на последовательницах других религий. Само заседание, на котором оно была принято, прошло еще в ноябре 2019 года, однако теперь публикация решения вызвала бурные дискуссии — в первую очередь, среди самих российских мусульман. Более того, целый ряд мусульманских организаций страны с этим решением не согласились. «Медуза» попросила коротко объяснить происходящее известного исследователя ислама, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института международных исследований МГИМО Ахмета Ярлыкапова.

— Почему сейчас появилась эта фетва?

— Такого рода вопросы всплывают из-за того, что кто-то обращается к муфтию. Видимо, обращений было много. Основная мысль этого богословского заключения в том, что оно касается только России, и оно было сделано потому, что мусульмане в России являются меньшинством. То есть оно сделано под российские условия. Нужно не забывать, что это заключение касается только религиозных браков (никях). Оно не касается тех, кто регистрирует свой брак только в ЗАГСе. Точно так же религиозный брак [по православному обряду] между мусульманкой и православным мужчиной невозможен — никто их венчать не будет. В христианских конфессиях вообще невозможен религиозный брак с иноверцем. Коран дает возможность заключить брак с людьми Писания — большинство мусульманских ученых считает, что таковыми являются иудеи и христиане. Мусульманину Коран разрешает жениться на иудейке или христианке. Мусульманка же — это единодушное заключение мусульманских ученых — вообще не может заключить религиозный брак не с мусульманином, кем бы он ни был.

Это [религиозное заключение] — мнение конкретного муфтия [председателя Совета улемов Шамиля Аляутдинова], мусульмане могут следовать ему или нет. Юридической силы это заключение не имеет, за его невыполнение нет никакой ответственности. Это личный выбор каждого мусульманина.

— А почему другие мусульманские организации в России начали так активно оспаривать это богословское заключение?

— Данное заключение уязвимо, потому что Коран разрешает религиозные браки с иудейками и христианками. Запрещать то, что разрешено Кораном, нельзя. В заключении приводится аргумент, что мусульмане в России в меньшинстве, и поэтому межконфессиональные браки приводят к тому, что число мусульман в России уменьшается. Но это фактически мнение одного из муфтиев, которое может быть оспорено. Любое мнение любого муфтия может быть оспорено другим муфтием или другим грамотным человеком, который знает Коран и сунну. В этом нет ничего удивительного, это нормальный процесс в исламе. 

Ислам — религия, в которой очень много нюансов. В данном случае очень многое зависит от того, как люди понимают термин «люди Писания». Очень многие исламские правоведы не считают современных иудеев и христиан людьми Писания. Они говорят, что те иудеи и христиане, которые были в давние времена, и нынешние — это разные люди. Но большинство мусульманских правоведов все-таки считает, что современные иудеи и христиане относятся к людям Писания. 

Архив Ахмета Ярлыкапова

— Насколько вообще распространены такие межконфессиональные браки?

В мусульманском мире достаточно распространены браки с иудейками и христианками. Одна из важных составляющих обряда — это проповедь, которую читает тот, кто заключает обряд. И он обязан напомнить брачующимся, что было бы хорошо, чтобы ваш брак привел к тому, чтобы ваша супруга стала мусульманкой. Ислам, как и христианство, относится к прозелитическим религиям, то есть к тем, которые стремятся обратить в себя как можно большее число людей. Но есть много случаев, когда супруга остается христианской или иудейкой. Таких людей нельзя обращать в ислам насильно, потому что Коран запрещает принуждать к религии. 

В случае с этим заключением, видимо, сыграла роль озабоченность тем, что в межконфессиональных браках дети, как правило, не становятся мусульманами. Мог сыграть роль и этнический фактор. Если посмотреть переписи населения, из них следует, что число татар [в России] не растет. Чаще всего именно татары и башкиры вступают в межконфессиональные браки, и ассимиляция в таких семьях выше. В основном это происходит за пределами Татарстана — большинство татар живет за пределами республики в тесном соседстве с русскими. 

— Часто приходится слышать, что в первые века своего существования ислам был более веротерпимой религией, чем сейчас. Насколько это справедливо?

К истории с этим богословским заключением это точно не имеет отношения. Повторюсь, речь в нем идет о религиозных браках. Найдите православную церковь, где вас обвенчают, если вы мусульманин.

Ислам остается веротерпимой религией — он выделяет людей Писания, есть особое отношение к христианам и иудеям в целом, не только в плане брака, как к людям, которые веруют в одного Бога с мусульманами. Мнение о том, что ислам менее веротерпим, может высказываться из-за невежества людьми, которые его не знают. Часто, к сожалению, это делают сами мусульмане, которые не знают свою религию и ввергают в невежество других своими неверными интерпретациями. 

Вы совершили чудо «Медуза» продолжает работать, потому что есть вы

Беседовала Фарида Рустамова

Реклама