Перейти к материалам
истории

Искусствоведы годами спорили о времени суток на картине Вермеера «Вид Делфта». Эту задачку решили астрономы

Источник: Meduza
Галерея Маурицхёйс / Wikimedia Commons

Профессор Дональд Олсон, физик и астроном из Техасского государственного университета, вместе с профессором Расселом Дошером и студентами Чарльзом Кондосом и Майклом Санчесом определили точное время дня на знаменитой картине Яна Вермеера «Вид Делфта». Группа Олсена доказала, что Вермеер изобразил сцену, которую он наблюдал 3 сентября 1659 года (или годом ранее), около 8 часов утра по местному времени. На это исследование у астрономов ушло около года. Результаты работы будут опубликованы в сентябрьском выпуске журнала Sky and Telescope за 2020 год.

«Вид Делфта» — одна из самых известных и больших (95 на 116 сантиметров) картин нидерландского художника Яна Вермеера. Это пейзаж, на котором изображен родной город художника. Сегодня вид на это место несколько отличается — многие постройки не сохранились. С 1822 года картина находится в коллекции гаагской галереи Маурицхейс. Критики отмечают уникальное сочетание света и тени на картине, то, как изображены облака и отражения в воде — каждый «слой» картины (земля, вода, город, небо) сделан в своей технике, что и делает эту работу такой глубокой.

Однако до недавнего времени искусствоведы не могли договориться о том, какое время суток изображено на картине и откуда светит солнце — с запада или сверху. Были предположения, что это поздняя весна или лето 1660-го, насчет времени суток были разные версии: утро, день, полдень или даже время на закате.

Группа Олсена около года изучала город — с помощью карт Google Earth и карт XVII и XIX веков. Ракурс, с которого Вермеер писал пейзаж определили студенты — Олсен и Дошер подтвердили их результаты с помощью топографической съемки и измерений на местности. Астрономы определили «точку съемки» — вероятно, Вермеер писал картину, находясь на втором этаже гостиницы, по направлению с юго-востока города.

Исследователи пришли к выводу, что картина написана утром. Это удалось определить по тому, как свет ложится на дома. В частности, самым точным индикатором стали тени на башне церкви Ньиве Керк, сохранившейся и до наших дней. Олсен установил, что пропорции башни на картине верны — а значит, тени на ней можно использовать как индикатор. Учитывая, что Вермеер — мастер работы именно со светом и тенью, астрономы по изображению башни (а точнее, по тонкой вертикальной полоске света на одной из восьми колонн) определили местоположение солнца. «Это и был наш ключ», — говорит Олсен.

На картине есть часы, которые показывают время — стрелки указывают на 7-8 часов. Студенты из группы Олсена уточнили, что на этом изображении не могло быть минутной стрелки, так как они появились на башнях только в XIX веке (вероятно, то, что может напомнить минутную стрелку на этой картине — это противовес часовой), так что время на этой картине стоит трактовать не как «после семи» а «ближе к восьми» часам утра. Примерный год изображенной сцены определили по отсутствию колокола в колокольне (он появился только в 1660-м — значит, картина писалась раньше).

Последние детали выяснили с помощью специальной программы для астрономов, в которую внесли примерное время и угол положения солнца. Программа выдала два наиболее вероятных временных слота: 6−8 апреля и 3−4 сентября. Судя по распустившейся листве на деревьях, которые изобразил Вермеер, действие происходит позже апреля, а значит, перед нами сцена, которую художник наблюдал 3-4 сентября.

Олсен отмечает, что Вермеер работал медленно — и мог писать картину несколько месяцев или даже лет, поэтому дата окончания работы может сильно отличаться от даты, когда он впервые увидел этот пейзаж.

Наталья Гредина