Перейти к материалам
Георгий Костаки. 1970-е годы

«Сумасшедший грек», променявший голландцев на Зверева. Кто такой Георгий Костаки и какой вклад он внес в искусство

Георгий Костаки. 1970-е годы
Георгий Костаки. 1970-е годы
Музей AZ

Коллекционер Георгий Костаки открыл миру русский авангард и советский андеграунд. При жизни его называли «сумасшедшим греком», а сегодня картины из его коллекции входят в собрания крупнейших мировых музеев. Вместе с Музеем AZ рассказываем о самом Костаки и о главных работах, которые вошли в его собрание. Часть из них с 9 июля можно посмотреть на выставке «Выбор Костаки».

Собиратель икон и малых голландцев

Костаки нередко сравнивают с ключевыми русскими коллекционерами — например, с Павлом Третьяковым и Саввой Морозовым. Но его творческий путь был более необычным. Он родился в 1913 году в Москве в семье греческого коммерсанта, окончил семь классов средней школы и в 1930-х работал шофером в греческом посольстве. Вместе с дипломатическими работниками он начал скупать в московских лавках предметы старины: декоративное серебро, ковры, фарфор. Еще он приобретал картины голландских художников XVII века. Работы малых голландцев в то время считались лучшей арт-инвестицией, но сам Костаки позднее называл увлечение ими «первыми ошибками». 

Георгий Костаки. 1930-е годы
Музей AZ
Квартира Георгия Костаки на проспекте Вернадского. Москва, 1970-е годы
Музей AZ

С самого начала ему было интересно открывать неизвестные имена, он говорил: «Если продолжать собирать старые полотна, так ничего и не добьешься. Даже если в один прекрасный день тебе попадется Рембрандт, люди скажут, ему повезло, вот и все». Позже он начнет расставаться с малыми голландцами ради работ авангардистов, а еще — ради древнерусской живописи. Для него авангардисты стали духовными наследниками мастеров иконописи: Костаки говорил, что чувствует между ними «глубокую связь».

Икона «Богоматерь Умиление». XVI век
Музей имени Андрея Рублева 

С иконами Костаки познакомил его отец, Дионисий Спиридонович. Он был старостой прихода в церкви Димитрия Солунского у Тверских ворот. Позже, во времена советской власти, Костаки-старший спасал иконы и фрески и церковную утварь: иногда их приходилось вывозить из разрушенных церквей. В коллекции Георгия Костаки хранилось более полутора сотен икон, написанных с XII по XVII век. Среди них — редкие образцы монументальной живописи вроде фрагментов новгородских фресок XII века и иконы почти всех древнерусских школ. Есть и признанные шедевры. Например, икона времен Ивана Грозного «Богоматерь Умиление» считается одним из наиболее важных памятников ростовской живописи.

9 июля в Музее AZ открывается выставка «Выбор Костаки», на которой покажут знаковые работы из собрания коллекционера. Среди них — древнерусские иконы и народные игрушки, картины мастеров первого русского авангарда и картины художников советского андеграунда. 

«Сумасшедший грек», полюбивший русский авангард

Костаки довольно быстро осознал, что не хочет собирать коллекцию признанных шедевров, а мечтает «сделать что-то необыкновенное». Он вспоминал, как в 1946 году увидел картины Ольги Розановой. Тогда его «душа затрепетала» — и он мгновенно решил собирать только авангард.

Среди московских коллекционеров у Костаки тогда сложилась репутация «сумасшедшего грека», собирающего никому не нужный и бесполезный мусор. Работу «амазонки авангарда» Любови Поповой он нашел на даче ее родственников — ею было заколочено окно. А купленную им картину Александра Родченко «Абстракция» бывшие владельцы использовали в качестве скатерти. Несмотря на неприятие и даже осуждение, Костаки продолжал покупать русский авангард — работы Татлина, Родченко, Лисицкого. На некоторые даже охотился годами. Например, при жизни Татлина пытался купить основание его летательного аппарата — «Летатлина», но художник коллекционеру отказал. Уже после смерти автора Костаки пытался договориться о покупке с другом художника, скульптором Алексеем Зеленским, но тоже ничего вышло. И только гораздо позже дочь Зеленского передала работу в собрание Костаки.

Василий Кандинский, «Москва. Красная площадь». 1916 год
Государственная Третьяковская галерея

В середине 1950-х он получил возможность выезжать за рубеж и первым делом отправился в Париж. Там он познакомился с Шагалом, Ларионовым и Гончаровой — и подружился с ними. Позже Костаки жил на Лазурном Берегу в доме Шагала, потом принимал его в Москве; был знаком с братом Малевича, от которого получил «Автопортрет» и другие ранние работы авангардиста; помог жившей в Париже жене Кандинского Нине приехать в Россию. 

На выставке «Выбор Костаки» в Музее AZ можно увидеть шедевры художников первого русского авангарда. Среди них — «Москва. Красная площадь» Кандинского, «Пейзаж с воротами» Лентулова и «Живописная архитектоника» Поповой.  

Покровитель нонконформистов и основатель неофициального музея 

Костаки нравилось действовать вне рамок и канонов. Одновременно с коллекционированием произведений авангардистов он начинает собирать работы художников-шестидесятников, представителей неофициального искусства. В 1960-е квартира Костаки на проспекте Вернадского превратилась в неофициальный музей современного искусства, где много времени проводили художники советского андеграунда. Костаки одним из первых обратил внимание и начал поддерживать Дмитрия Плавинского, Оскара Рабина и еще около десятка молодых художников — каждый год у каждого из них он покупал по одной-две картины.  

Игорь Макаревич, «25 воспоминаний о друге». 1979 год 
Музей AZ

Одним из любимых авторов коллекционера был Анатолий Зверев. Костаки целенаправленно скупал его работы, помогал продвигать их на Западе и буквально был его покровителем. В конце 1950-х Зверев жил в квартире и на даче у коллекционера — там он создал сотни портретов и пейзажей. Как вспоминал потом Костаки, Зверев мог «на спор» нарисовать серию супрематических композиций — как ответ Казимиру Малевичу.

Анатолий Зверев, «Супрематический портрет». 1950-е годы
Музей AZ
Анатолий Зверев, «Супрематический портрет с крестом». 1958
Музей AZ

Для гостей Костаки его дом был не только музеем авангарда, но и определенным «окном в Европу». Мало где еще в советские годы можно было встретить Шагала, Картье-Брессона, Вайду, Плисецкую и даже Рокфеллера. Всех своих гостей Костаки заражал любовью к неофициальному искусству. Им же он увлек и посольских работников. В те годы даже возникло новое явление — дип-арт: иностранные дипломаты скупали у художников-нонконформистов картины, которые официально не признавались искусством.   

Георгий Костаки и Марк Шагал. 1973 год
В. Янкилевский / Музей AZ

В начале 1970-х Костаки задумался о будущем своей коллекции и предложил Минкульту СССР безвозмездно передать государству все собрание и создать на его основе музей современного искусства. Но тогда мечта коллекционера так и не осуществилась. После его отъезда и смерти картины из собрания Костаки разделили музеи России и Греции. Там они находятся и сейчас.

К своему пятилетию Музей AZ открывает выставку работ из коллекции Костаки, главного покровителя Анатолия Зверева. Ее создатели — генеральный директор Наталия Опалева, автор и куратор Полина Лобачевская, художник-постановщик Геннадий Синев — выбрали для выставки работы, которые позволяют представить, каким был бы музей современного искусства, если бы Костаки позволили его открыть. На трех этажах в Музее AZ выставляются иконы, работы авангардистов и нонконформистов, которые сопровождает медиаарт современного художника Платона Инфанте. Выставка продлится до 8 ноября. Узнать подробности и купить билеты можно здесь.