Перейти к материалам
Реанимационное отделение Федерального клинического центра высоких медицинских технологий ФМБА, где оказывают помощь пациентам c коронавирусом. Химки, 7 мая 2020 года
истории

В ковидные больницы не пускают священнослужителей «Медуза» узнала, как больные COVID-19 могут получить духовную поддержку в Москве

Источник: Meduza
Реанимационное отделение Федерального клинического центра высоких медицинских технологий ФМБА, где оказывают помощь пациентам c коронавирусом. Химки, 7 мая 2020 года
Реанимационное отделение Федерального клинического центра высоких медицинских технологий ФМБА, где оказывают помощь пациентам c коронавирусом. Химки, 7 мая 2020 года
Сергей Бобылев / ТАСС / Scanpix / LETA

В России уже почти 300 тысяч заболевших COVID-19, причем половина подтвержденных случаев приходится на Москву. Среди зараженных коронавирусом много верующих, которые находятся в тяжелом состоянии и хотели бы видеть священника, чтобы исповедаться, причаститься или просто поговорить. Пока это можно сделать только на дому — в больницы священнослужителей не пускают. «Медуза» узнала, как в Москве представители трех крупнейших конфессий решают эту и другие проблемы, возникшие из-за пандемии.

Радость и утешение

Заместитель председателя Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете Москвы, настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» при Боткинской больнице, протоиерей Иоанн Кудрявцев считает, что все люди в той или иной степени боятся смерти — «сейчас никто точно не знает, переживет он эту эпидемию или нет». Кудрявцев говорит, что «на пороге смерти человеку хочется примириться с Богом, ощутить присутствие Бога». По его словам, покаяться и причаститься — «это потребность любого верующего человека».

Особенно в этом нуждаются, по мнению протоиерея, люди в больницах. У тех, кто болеет дома, обычно средняя или легкая форма течения коронавируса, и им не так сильно требуется священник. «А в больницах люди изолированы от своих родственников и повседневной жизни, — объясняет Кудрявцев. — У них меняется отношение к Богу и к самим себе. И потом, они действительно чувствуют угрозу смерти».

Тем не менее, московские власти пока не пускают священников в больницы даже к тем, кто об этом просит. По словам протоиерея, было всего несколько случаев, когда священнослужителям все-таки разрешили прийти в больницу к пациентам с ковидом. Кудрявцев рассказал, что и сам недавно приходил к женщине в тяжелом состоянии в реанимации. «Она просто со слезами исповедовалась, причастилась, — говорит Кудрявцев. — Для нее это была настоящая радость».

На вопрос «Медузы», как именно священникам удавалось попасть в больницы, а тем более — в реанимацию, ответил сотрудник пресс-службы РПЦ: «Все происходит по договоренности родственников пациентов или самих пациентов с администрацией больниц. В основном, с завотделениями. Родственники или пациенты выходят на завотделением, а иногда на главврача или зама. Правда, те почти никогда не пускают».

РПЦ уже направляла письма руководству Правительства Москвы с просьбой пускать священников в больницы к людям, которые об этом просят, добавил Кудрявцев, но ответа пока нет.

«Многие люди просят к ним прийти, — рассказывает протоиерей. — Но врачи не разрешают. Говорят — карантин. Но священники готовы надевать такие же костюмы и средства защиты, как и врачи. Мы прошли специальный инструктаж с участием эпидемиолога и готовы выполнять все требования санитарной безопасности».

Протоиерей подчеркивает, что в западных странах священников и капелланов пускают в инфекционные отделения к больным с коронавирусом — «это обычная практика».

«Духовная помощь очень важна людям в этой ситуации, все это понимают, — объясняет Кудрявцев. — Может быть, кто-то думает, что для системы здравоохранения допуск священников в больницы будет представлять большую нагрузку, но это не так — таких вызовов не сотни, а все-таки десятки». Да и подготовленных священников, по словам протоиерея, не так много — на всю Москву около 20. Священники дежурят посменно — «днем и ночью по два священника в смену». Кудрявцев уверен, что «это не создаст дополнительных трудностей для системы здравоохранения».

Пока РПЦ ждет ответа от правительства Москвы, православные священники в основном ходят к больным на дом. Для этого при Больничной Комиссии есть специальная группа служителей. Также они приходят к умирающим и к людям, у которых нет точного диагноза COVID-19, но есть соответствующие симптомы.

«Все священники из нашей группы прошли специальную подготовку. На каждый вызов мы надеваем индивидуальные одноразовые костюмы и средства защиты, — пояснил Кудрявцев. — К нам поступает все больше вызовов — от 7 до 12 в день. С 27 апреля по 3 мая было 53 обращения, с 4 по 10 мая — 62 вызова, на этой неделе, видимо, будет еще больше».

Священников зовут и здоровые люди — те, кто находится на самоизоляции. В этом случае помощь Больничной комиссии не требуется, объясняет Кудрявцев. Если человек здоров, он может обратиться по телефону в ближайший храм и попросить приходского священника исповедовать и причастить его дома. При этом все служители все равно соблюдают все санитарные требования, приходят в маске и перчатках.

Если нужно срочно причастить умирающего, звонки в Москве принимает также горячая линия Православной службы «Милосердие» +7-495-542-00-00.

Также для болеющих коронавирусом в Москве организована специальная линия Епархиальной комиссии по больничному служению 8 (903) 6603040. Звонки принимаются круглосуточно.

По словам Кудрявцева, в Синодальном отделе по Благотворительности вместе с эпидемиологами разработали правила посещения пациентов с коронавирусом. Эти инструкции были направлены во все епархии. «Например, в этих правилах есть такое положение: все, что священник берет с собой при посещении больного, потом должно быть утилизировано, — рассказывает протоиерей. — Поэтому, например, мы не берем с собой требное Евангелие. Нас просят прийти люди верующие, и у них обычно дома есть свое Евангелие. Таинство причастия и исповеди совершается тоже в особом порядке».

Чтобы обеспечить максимальную безопасность, вместе со священником приезжает помощник: он помогает служителю надеть и правильно снять средства защиты. По словам протоиерея, перед тем, как войти в квартиру к больному, священники надевают на улице полный комплект защиты поверх своего облачения: комбинезон, респиратор, очки, шапочку, две пары перчаток, бахилы. «Все священники и помощники из нашей специальной группы прошли инструктаж по безопасности и тренинг по использованию средств индивидуальной защиты, — говорит Кудрявцев. — Родственники, конечно, бывают немного удивлены таким видом священника: он ведь выглядит так же, как врач в коронавирусной больнице, внешне разницы нет. Но когда им говоришь, что такие инструкции, они все понимают. И все равно, несмотря на внешний вид, они чувствуют, что пришел священник. А потом уже вопрос о внешнем виде полностью снимается, когда мы начинаем молиться, когда совершается Таинство исповеди, когда человек причащается».

Конечно, признается протоиерей, страх заразиться «немножко есть». «Но этот страх побеждается радостью о том, что ты можешь послужить ближнему, — добавляет Кудрявцев. — Когда есть радость, что ты служишь ближнему, а тем самым служишь Богу, она дает надежду и чувство, что Господь заботится о тебе, ведет тебя по жизни… Конечно, мы не знаем, какой этот Промысел Божий. Может быть, он будет не очень для нас легким и радостным. Но все-таки это Промысел Божий, который все равно в конце концов заканчивается благословением Божиим — чем-то хорошим, светлым. И вот это чувство доверия Богу — оно отгоняет страх».

Общение с дежурным имамом

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов объяснил «Медузе», что верующие мусульмане, обладая необходимым минимумом религиозных знаний, вправе самостоятельно совершать все виды поклонения и рассчитывать, что они будут услышаны Богом. «Поскольку ислам является религией прямого обращения к Богу, без посредничества в лице священнослужителя, потребность верующего в общении с имамом имеет другую природу, нежели в христианстве» — добавил Мухетдинов.

При этом он подчеркнул, что в исламской традиции огромное значение имеет «соборность и общинность». «Некоторые виды богослужений, в частности, обязательная для любого совершеннолетнего мусульманина пятничная молитва, а также праздничные молитвы, обряды погребения требуют совершения джамаатом — то есть общинно, — объясняет Мухетдинов. — Именно по духу соборности, коллективности, единения в молитве ударила пандемия и связанные с ней ограничения».

По словам Мухетдинова, к решению о закрытии мечетей, то есть приостановлению всех видов коллективных богослужений и собраний верующих «пришли хоть и с тяжелым сердцем, но без колебаний». Сейчас из богослужений, которые совершаются коллективно и под началом имама остались только похоронные обряды — и то численность допускаемых на них родственников не превышает десяти человек и совершается молитва с соблюдением дистанции в два метра.

Все остальные верующие совершают богослужение либо дома в частном порядке (это относится к ежедневной пятикратной молитве и добровольным дополнительным молитвам) или откладывают до более благоприятного времени (например, собрания для поминания усопших, имянаречение и бракосочетание).

По словам Мухетдинова, большую часть ежедневной жизни мечетей сейчас занимает общение верующих с дежурным имамом один на один для получения ответов на волнующие вопросы, наставлений, рекомендаций, чисто человеческой поддержки. «Личный и живой контакт, конечно, ничто не способно заменить», — говорит Мухетдинов. — Но в качестве компенсирующей меры у нас работает горячая телефонная линия, по которой можно связаться с имамом и задать свои вопросы. Многие имамы имеют аккаунты в социальных сетях, свои каналы в телеграме и активно взаимодействуют с верующими через прямые эфиры, сессии вопросов и ответов. Посещение имамами домов мусульман мы не практикуем, если только это не касается развоза продуктовых наборов и горячей еды нуждающимся».

По номеру 8 800 600 26 35 можно позвонить на горячую линию Духовного управления мусульман в период пандемии, связаться с имамами одной из трех московских мечетей на выбор, а также с имамом в Санкт-Петербурге, чтобы получить консультацию или совет. По этому же номеру работает колл-центр, принимающий заявки от нуждающихся из Москвы и Московской области

Ободрение и кошерное питание

Руководитель Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин сообщил «Медузе», что «согласно еврейскому закону в такой ситуации [гоcпитализации] нет необходимости личного присутствия раввина». «Религиозный еврей может, если ему позволяет самочувствие, сам молиться, — пояснил он. — А если уже звать, то девять раввинов — тогда молитва будет считаться общественной, при которой возможно произнесение особых молитв и чтение Торы. Но это, конечно, не практикуется».

Горин добавил, что сейчас многим требуется духовная и эмоциональная поддержка, поэтому «люди стали чаще обращаться к раввинам, делая это удобным им способом: по телефону или в мессенджерах, просят читать молитвы о здоровье, главы Теиллим…»

Что касается посещения пациентов, то в иудаизме есть предписание «бикур холим» — необходимость посещать больных с целью ободрения, добавляет Горин, но понятно, что в условиях распространения острых вирусных инфекций ее можно исполнять не буквально: послать больному еду, помочь материально и так далее.

При этом руководитель департамента общественных связей ФЕОР отмечает, что с пребыванием иудеев в клинике есть другая проблема — наличие кошерного питания. В российских больницах его нет, поэтому община организовывает бесплатную доставку кошерного питания евреям, находящимся в медучреждениях, а также тем, кто проходит лечение дома или сидит на карантине, пожилым людям и тем, кто в зоне риска. «Это довольно большой объем - несколько тысяч человек только в Москве».

По информации Горина, большинство иудеев, зараженных коронавирусной инфекцией, курирует главврач российско-израильского медицинского центра, существующего под эгидой ФЕОР. Также есть организация «Бикур холим» на базе благотворительного центра «Шаарей цедек», которая занимается раздачей еды, лекарств, средств защиты в больницы и по домам заболевших. В том числе, они обеспечивают едой семью, если, например, женщина оказалась в больнице и супругу трудно справляться одному с детьми. По словам Горина, все сотрудники и волонтеры работают только в масках и перчатках — и те, кто готовят еду, и те кто формируют наборы, и те кто их развозят.

Ирина Кравцова