Перейти к материалам
Баз Лурман
истории

Режиссер «Мулен Руж» снимет «Мастера и Маргариту» Продюсер фильма пытается экранизировать книгу уже 20 лет, в итоге его сделают на деньги Блаватника

Источник: Meduza
Баз Лурман
Баз Лурман
Rex / Vida Press

В декабре стало известно, что режиссер Баз Лурман («Великий Гэтсби», «Мулен Руж», «Ромео+Джульетта») готов экранизировать роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Об этом сообщило издание Deadline и представители проекта в письме, поступившем в «Медузу». В письме сказано, что Лурман приступит к экранизации после окончания работы над фильмом об Элвисе Пресли, съемки которого начнутся в феврале 2020 в Австралии. Вместе с режиссером над проектом будут работать продюсер Светлана Мигунова-Дали и бывшая управляющая кинокомпанией Джона Кьюсака Грейс Ло.

«Уже почти 20 лет я чувствую невероятную связь с великим романом „Мастер и Маргарита“, я очень долго мечтал получить права на эту книгу. Я очень взволнован тем, что наконец-то получил возможность сделать экранизацию этого уникального, новаторского произведения», — цитируют Лурмана в Deadline.

Производство картины — на компании Лурмана и миллиардера Блаватника

Производством картины займется компания Baz & Co. — совместное предприятие режиссера и миллиардера Леонарда Блаватника, которое сегодня, в частности, отвечает за показ бродвейского мюзикла Лурмана «Мулен Руж». В 2015 году Лурман и Кэтрин Мартин (художник-постановщик и жена режиссера) уже сотрудничали с Блаватником — они работали над оформлением отеля в Майями Faena Hotel Miami Beach, строительство которого финансировалось миллиардером.

Блаватник — американский и британский предприниматель и меценат, обладатель рыцарского титула. Он родился в Одессе, вместе с семьей эмигрировал в США в 1978 году. Блаватник — акционер «Русала», владелец Warner Music Group — в 2015 году был признан самым богатым человеком Великобритании. В 2011 году пожертвовал 260 миллионов фунтов на строительство нового здания музея Tate Modern в Лондоне, которое в итоге назвали в его честь. По версии журнала Forbes, он занимает 59 место среди самых богатых людей мира с состоянием 17,7 миллиарда долларов. Кроме того, Блаватник известен тем, что поддерживал избирательную кампанию Дональда Трампа.

В августе сообщалось, что Блаватник в числе других продюсеров (Константин Эрнст, Игорь Толстунов, Рубен Дишдишян) займется экранизацией романа «Мастер и Маргарита» российского режиссера Николая Лебедева («Легенда № 17», «Экипаж») — съемки проекта, бюджет которого оценивают в 800 миллионов рублей, запланированы на весну 2020 года. Издание «Искусство кино» уточняет, что фильмы Лебедева и Лурмана — это разные картины, то есть Блаватник продюсирует сразу две экранизации Булгакова.

Леонард Блаватник
Rex / Vida Press

Обладательница прав на экранизацию пытается снять фильм уже 20 лет

Продюсером фильма и обладателем прав на экранизацию романа Булгакова заявлена Светлана Мигунова-Дали. Российский зритель мог видеть ее в роли жены американского посла в отечественном сериале 2013 года «Шерлок Холмс» с Андреем Паниным и Игорем Петренко, а также в роли канадской журналистки в «Легенде № 17». Мигунова-Дали была также одним из продюсеров этой картины.

По данным СПАРК, Мигунова-Дали — соосновательница кинокомпании ООО «Кинопродюсерская компания Логос» (Logos Film). На сайте организации, который не обновлялся с 2016 года, сказано, что она окончила ГИТИС в 1997 году, после чего уехала в США, где училась актерскому мастерству и танцам в бродвейской школе. В 2000 году, говорится там же, Мигунова-Дали начала сотрудничать с актером Джоном Кьюсаком («Воздушная тюрьма», «Фанатик») над своим первым продюсерским проектом — экранизацией «Мастера и Маргариты». После чего была продюсером еще нескольких не самых известных голливудских проектов.

В 2017 году Мигунова-Дали рассказывала ТАСС, что продолжает вести переговоры об экранизации романа в Голливуде и что бюджет картины должен составить от 50 до 100 миллионов долларов. «Мы объединили международные усилия с Грэйс Ло (бывшая управляющая кинокомпанией Джона Кьюсака) в работе над этим проектом, о котором я думаю уже лет пятнадцать. Было очень сложно получить права Фонда Булгакова на экранизацию, сейчас получены аудио-визуальные права, собралась сильная команда, которая обречена на успех», — говорила продюсер.

Разве права на «Мастера и Маргариту» — не общественное достояние?

Несмотря на то, что с момента смерти Михаила Булгакова уже прошло 70 лет — он умер в 1940 году — права на использование «Мастера и Маргариты» все еще не являются достоянием общественности. Согласно статье 1281ГК РФ, исключительное право на произведение, которое было опубликовано после смерти автора (а «Мастер и Маргарита» впервые вышла в 1967 году, через 27 лет после смерти Булгакова), действует еще 70 лет после момента публикации. То есть «Мастер и Маргарита» станет достоянием общественности только в 2037 году, поэтому Мигуновой-Дали и пришлось получать права.

В 2015 году в интервью газете «Известия» наследник писателя Сергей Шиловский-Булгаков, президент Фонда Булгакова, также говорил, что ведутся переговоры с Голливудом насчет экранизации «Мастера и Маргариты»: «Идет конкурентная борьба между двумя крупными голливудскими киностудиями. Мне все равно, какая победит: и та и другая — это возможность привлечения хороших актеров и большого бюджета. Я не сомневаюсь, что они смогут отлично снять библейскую линию и тему любви. А вот Москву 1930-х сделать будет очень сложно», — говорил он. В роли Маргариты он видел Натали Портман или Кэтрин Зету-Джонс, а в роли Воланда — Аль Пачино или Джека Николсона. «Но время уходит, так что будем думать после заключения контракта», — добавлял он.

В 2019 году Мигунова-Дали и Ло говорят о съемках так: «Сотрудничество с Базом над „Мастером и Маргаритой“ — это абсолютное воплощение нашей мечты. Слова Булгакова остаются такими же пронзительными в современном мире, как и столетие назад, и мы не можем представить себе более смелого режиссера, который бы смог донести эту мощную историю до зрителей по всему миру», — цитирует продюсеров издание Deadline.

Наталья Гредина