Перейти к материалам
истории

Эти вещи были придуманы для людей с инвалидностью. Теперь ими пользуются все Что такое инклюзивный дизайн — и кто им занимается в России

Источник: Meduza
David Fuentes Prieto / Shutterstock.com

Многим людям с инвалидностью неудобно использовать обычные предметы и сервисы, потому что они сделаны без учета их потребностей и возможностей. Однако трудности испытывают не только люди с особенностями. На протяжении многих десятилетий большинство бытовых предметов, автомобилей и городских объектов придумывалось для «усредненного человека». В последние десятилетия дизайнеры пытаются отказаться от этого подхода и развивают направление инклюзивного дизайна: он призван сделать мир удобным для самых разных людей. «Медуза» рассказывает, какие предметы уже стали частью повседневности, хотя были придуманы для людей с особенностями — и о том, что сейчас разрабатывается в России.

Эта статья — часть нашей программы поддержки благотворителей MeduzaCare. В ноябре 2019 года она посвящена людям с инвалидностью. Все материалы можно прочитать на специальном экране.

Что такое инклюзивный дизайн?

Это подход, который позволяет подстроить предмет, сервис или городскую среду под пользователя с особенными нуждами. Главное преимущество инклюзивного дизайна — в том, что этот подход призывает дизайнеров не ориентироваться на «усредненного пользователя». Обычно под ним понимается 30-летний белый мужчина, который весит около 70 килограмм. Исходя из его физических особенностей, делается внушительная часть предметов и интерфейсов. Например, с расчетом именно на этот типаж проводятся краш-тесты автомобилей и даже испытываются новые лекарства. 

Чтобы объяснить, почему инклюзивный дизайн — это хорошо для всех, а не только для людей с инвалидностью, директор практики Human Experience в российской дизайн-компании AIC и автор телеграм-канала об инклюзивном дизайне «Не исключение» Валерия Курмак приводит такой пример: «Вы идете из магазина, одна рука занята пакетом. Пользоваться телефоном вы сможете только одной рукой, как и человек, который сломал руку, или тот, у кого ее вовсе нет. Разрабатывая продукты для „экстремального“ пользовательского сценария, вы закрываете большое количество жизненных ситуаций, в которых оказываются люди без инвалидности».

Примеры использования такого подхода могут быть самыми разными. В частности, благодаря ему появилась магнитная застежка-молния MagZip. Изначально она была придумана для людей с миотонической дистрофией, а сейчас применяется и в костюмах профессиональных спортсменов и в детской одежде. Другой пример: картофелечистка OXO, которая была сделана для больных артритом, но оказалась настолько удобной, что получила популярность и у людей без особенностей.

Как появилось это направление?

Впервые термин вошел в употребление в США в 1970-х и 1980-х: с появлением компьютеров многие исследователи стали задумываться, как сделать их доступными для слабослышащих или незрячих людей. 

На десятилетие раньше в Америке начало развиваться другое течение — универсальный дизайн. Его появление связывают с последствиями Второй мировой войны, после которой многие участники военных действий выжили, но получили инвалидность. Быт и городская среда США середины XX века были мало приспособлены для таких людей. Пионеры универсального дизайна, архитекторы Рональд Мейс и Селвин Голдсмит выступали за создание городской среды, которая была бы доступна для всех. Именно благодаря Голдсмиту в городах по всему миру появились удобные съезды с тротуаров и пандусы. 

Несмотря на очевидные сходства между двумя подходами (инклюзивным дизайном и универсальным), разница есть. «Универсальный дизайн — это когда один размер подходит всем. Инклюзивный дизайн — когда один размер подходит одному», — формулирует популяризатор инклюзивного дизайна Кэт Холмс. Она автор книги «Несовместимость. Как инклюзия изменила дизайн» и директор Google по вопросам пользовательского опыта.

В 2006 году ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов — международное соглашение, которое предполагает полную интеграцию людей с инвалидностью в общество; его подписала и Россия. Однако над созданием инклюзивной среды работают не только государства. Компании по всему миру применяют инклюзивный дизайн, чтобы сделать свои разработки доступными и привлекательными для разной аудитории. 

Инклюзивный дизайн в мире

По всему миру существуют тысячи компаний, создающих вещи и сервисы на принципах инклюзивного дизайна; среди них уже упомянутые MagZip и OXO. Однако наиболее впечатляющие по своему масштабу проекты запускают глобальные технологические корпорации — Microsoft, Apple и Google.

Microsoft — один из мировых лидеров в этой области и одновременно популяризатор этого метода. Компания разработала руководство, которое позволяет дизайнерам узнать о тактиках создания более доступных сервисов.

Примеры инклюзивного дизайна Apple
Apple

Индустрия развлечений тоже внимательно относится к принципам инклюзии. «Одним из лучших примеров инклюзивного дизайна в интернете являются PornHub и Netflix. Интерфейс этих сервисов достаточно контрастен, чтобы слабовидящие люди могли легко перемещаться по сайту, а верстка учитывает требования доступности для незрячих. Более того, самые популярные ролики снабжены тифлокомментариями, поэтому незрячие люди не только слышат диалоги, но и понимают, что происходит на экране», — говорит Валерия Курмак. 

Некоторые компании пытаются не просто улучшить свои интерфейсы, но и придумать принципиально новые типы взаимодействия с пользователями. В июле 2019 года предприниматель Илон Маск рассказал о технологии, которую разрабатывает его компания Neuralink, — управление компьютерами и телефонами с помощью вживленных в мозг имплантов. Такое устройство может открыть новые возможности парализованным людям. Хотя Маск не исключает, что со временем технология станет популярной и среди здоровых людей — по его мнению, Neuralink поможет им «достичь симбиоза с искусственным интеллектом». 

Инклюзивный дизайн в России

В России многие компании задумываются над тем, как сделать свои продукты и сервисы доступными для людей с инвалидностью. Один из лидеров в этой области — Сбербанк. «Адаптируется каждый канал [взаимодействия компании с клиентом] — офисы, колл-центр, банкоматы, цифровые площадки. Например, мобильным приложением или банкоматом могут пользоваться незрячие люди, а в офисах банка глухие могут общаться на русском жестовом языке, воспользовавшись сервисом удаленного сурдоперевода», — рассказывает Валерия Курмак. Раньше она работала ведущим аналитиком пользовательского взаимодействия в компании и разработала для банка руководство по цифровой доступности.

Глава Сбербанка Герман Греф в 2016 году сам протестировал, насколько офис его организации приспособлен для работы с людьми с инвалидностью: он пришел в отделение в специальном костюме Gert, передающем ощущения человека с особенностями, и попытался взять кредит. По итогам эксперимента Греф признался, что не видел и не слышал почти ничего из того, что говорил ему сотрудник банка. Греф обещал лучше адаптировать офисы для нужд людей с особыми потребностями.

Еще одна компания, которая использует инклюзивный дизайн для усовершенствования своих сервисов, — «Яндекс». Осенью 2018 года команда «Яндекс.Такси» обновила приложение, после чего пользоваться им могут глухие и слабослышащие водители-работники сервиса.

Как и за рубежом, в России есть компании, занимающиеся промышленным дизайном и создающие устройства для людей с инвалидностью. Один из самых заметных стартапов в этой сфере — производители протезов «Моторика». Сооснователь компании Илья Чех уверен, что с развитием технологий такие устройства будут применяться не для замены утраченных конечностей, а для более широкого круга задач. «Будет сегмент людей, которые предпочтут использовать роботизированные конечности, потому что они функциональнее, чем живая рука. Они будут сильнее и гораздо чувствительнее, и в них будет больше внешней функциональности с точки зрения гаджетизации и дополнительных инструментов», — сказал он изданию vc.ru. 

Гендиректор компании-производителя индивидуальных карбоновых инвалидных колясок Kinesis Ольга Барабанова объясняет «Медузе», что внимание к дизайну вещей для людей с особенностями нужно не только для улучшения их функциональности. Дело еще и в красоте: «Мы видим эстетическое переосмысление медицинского оборудования. Часто они [заказчики] хотят не просто незаметное компенсирующее устройство, а космический сверхтехнологический девайс, которым можно гордиться — всякие декоративные объемные насадки на протезы и просто красивые устройства».

Еще одна важная область, в которой находят применение принципы инклюзивного дизайна, — одежда. Она должна быть удобной для людей с разными потребностями, хорошо сидеть и при этом все-таки оставаться одеждой, а не выглядеть чем-то вроде униформы инвалидности.

«У моей дочери ДЦП, и по мере ее взросления стали очевидны проблемы самостоятельного одевания и раздевания. В силу своих физических навыков и из-за аппаратов на ногах и руках она не может сделать это самостоятельно», — рассказывает основательница марки адаптивной одежды Be Easy Kid Наталия Малько. Когда Наталия начала искать одежду для своего ребенка, она поняла, что в России такие товары практически не производятся — исключение составляет «ОртоМода» для детей, Bezgraniz Couture и сравнительно новые марки Nelka Adaptive и Limitless Fashion. Тогда Малько решила заняться созданием такой одежды сама.

Адаптивную одежду Be Easy Kid трудно сразу отличить от обычных платьев, рубашек, брюк или курток. Из особенностей — застежки, которые легко закрыть протезом или одной рукой. А еще специальные разрезы — элементы кроя для доступа к аппаратам, помпам, гастростомам и протезам.

Куратор курса дизайна одежды Британской высшей школы дизайна Анна Черных рассказывает о значимости инклюзивного подхода своим студентам. В интервью Wonderzine она перечислила, какие особенности людей с инвалидностью не учитывают производители одежды: «У людей с ДЦП очень резкие спастические движения, которые они не могут контролировать. Некоторые детали в их одежде должны быть сделаны из особо прочных материалов. Много пуговиц ни к чему, даже если человек одевается не самостоятельно. У колясочников обычно сильно пачкаются зоны на рукавах и штаны, поэтому ткань должна быть такой, чтобы ее легко можно было протереть». 

Развитию рынка специальной одежды в первую очередь мешают скромные доходы большей части целевой аудитории. «У людей слишком низкий доход, чтобы позволить себе купить что-то инклюзивное. Хорошо, когда одежда вписана в [государственную] Индивидуальную программу реабилитации и абилитации, но сейчас в этой программе участвует только „Ортомода“», — говорит о рынке одежды Наталия Малько. Хотя сказанное справедливо и для производства других вещей с учетом особых потребностей покупателей, а также внедрения специальных возможностей в сервисы.

* * *

Сложности бывают и другого рода, связанные с непониманием того, на каких принципах работает инклюзивный дизайн. «Я не знаю, как реагировать на инициативу [лета 2019 года] Института развития интернета — „эксперты“ предлагают делать отдельную версию сайтов для людей с инвалидностью, — приводит пример в разговоре с „Медузой“ Валерия Курмак. — Такие версии не нужны незрячим и удорожат разработку. Но самое удивительное, что они предлагают разработать синтезатор речи! Это встроенный уже сегодня в каждый телефон (и на iOS, и на Android) функционал, с помощью которого сегодня незрячие люди пользуются телефоном. Зачем его разрабатывать?» 

«Инвалидность возникает на пересечении человека и общества. Физическая, интеллектуальная и социальная изоляция — это результат непродуманного взаимодействия. Наша ответственность как дизайнеров — понимать, как наши работы влияют на эти взаимодействия и создают несоответствия», — говорится в руководстве компании Microsoft. Эта перемена в восприятии инвалидности уже помогла многим дизайнерам, а затем и пользователям их продуктов понять, что инклюзивный дизайн удобен всем, а не только людям с инвалидностью.

Kinesis собирает деньги на социальный стартап — запуск в серийное производство легкой, прочной и недорогой коляски. Если вы хотите помочь, можете сделать это здесь.

Анна Савина

«Медуза» благодарит Ксению Гнитько за помощь в подготовке материала