Путешествие в Лондон XIX века Дворцы, улицы модников, трущобы и кладбище домашних животных
В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения королевы Виктории — одной из самых известных фигур в истории Англии. Виктория провела на троне 64 года; за этот период Великобритания изменилась так сильно, что его выделили в отдельную эпоху — Викторианскую. Вместе с издательством «Азбука», которое выпускает книгу Кейт Мортон «Дочь часовых дел мастера», мы составили гид по викторианскому Лондону — от шикарных особняков до трущоб.
Кенсингтонский дворец — место, где началась эпоха
Этот довольно скромный дворец построили в начале XVII века. Несколько десятилетий спустя его приобрело королевское семейство: первыми владельцами стали Вильгельм III Оранский и королева Мария, а затем там жила королева Анна и еще несколько правителей Англии. Но вскоре правящие монархи перестали там селиться, и дворец остался за представителями младших ветвей династии.
Все изменилось благодаря Виктории, которая родилась во дворце, прожила в нем до 18 лет и здесь же узнала, что стала королевой. Считается, что именно тут ей представили будущего мужа — Альберта Саксен-Кобург-Готского. Так что Викторианская эпоха в прямом смысле зародилась в этих стенах.
Сейчас Кенсингтонский дворец — это официальная резиденция принца Уильяма и Кейт Миддлтон, принцессы Евгении и ее супруга Джека Бруксбэнка, принца и принцессы Кентских и других герцогов и герцогинь.
Улицы Пэлл-Мэлл и Сент-Джеймс — для сливок общества
Сент-Джеймс — один из самых дорогих районов Лондона. Таким престижным его сделали дворцы, находящиеся по соседству: Сент-Джеймсский и Букингемский. После вступления на престол первый дворец Виктория оставила за двором принца Уэльского, а в другой переехала сама. С тех пор Букингемский дворец — официальная резиденция английских монархов.
От Сент-Джеймсского дворца отходят две улицы: Пэлл-Мэлл (она ведет на Трафальгарскую площадь) и Сент-Джеймс (упирается в Пикадилли), на которых находились дома аристократии и закрытые мужские клубы — многие существуют до сих пор, например Королевский автомобильный клуб и Оксфордский и Кембриджский клуб. У каждого была своя реликвия: у одних — кресло Чарльза Диккенса, у других — посмертная маска Наполеона, у третьих — стол, якобы сделанный из корабля Нельсона. Кстати, здесь же сэр Артур Конан Дойл расположил клуб «Диоген», в котором Шерлок Холмс советовался со своим братом Майкрофтом.
Гайд-парк — выставка достижений и променад
Британская империя гордилась своим промышленным и торговым могуществом. Для демонстрации достижений отлично подошла Великая выставка 1851 года, которую курировал лично супруг королевы Виктории принц Альберт. Для нее в Гайд-парке построили огромный павильон из стекла и стали, который назвали Хрустальным дворцом.
На самой выставке показывали свежие изобретения — прототип факс-машины и предсказатель бурь, а еще самый первый общественный туалет современного образца! В обычное время аристократия любила прогуливаться в Гайд-парке или ездить верхом.
Сейчас он остается крупнейшим парком в Центральном Лондоне, где регулярно проходят ярмарки, выставки и другие события. Еще там можно прогуляться, поплавать на лодке по озеру Серпентайн и даже сходить на старое кладбище домашних животных (оно существует как раз с конца XIX века).
Бонд-стрит — место встречи модников
Еще с XVIII века улица Бонд-стрит в районе Мейфэр заслужила статус самого модного места в Лондоне: почти в каждом доме находился дорогой бутик. Появилось даже выражение «Да ты словно с Бонд-стрит», которое означало, что собеседник одет по последней моде. Кроме бутиков, на улице располагались антикварные и ювелирные лавки. В конце XIX века, как раз в Викторианскую эпоху, открылась Галерея изящных искусств Fine Art Society — она существует на этом месте и сегодня.
Славу одной из самых модных улиц Лондона Бонд-стрит тоже сохранила: сейчас здесь расположены филиалы известных и дорогих мировых брендов, например Cartier, Valentino или Ralph Lauren.
Действие романа «Дочь часовых дел мастера» начинается в наши дни, когда в офисе компании «Стрэттон, Кэдуэлл и Ко» находят загадочную сумку с документами. Сумке немало лет: сотрудники фирмы определяют, что ее сделали как раз на Бонд-стрит, в знаменитой мастерской поставщика королевского двора «У. Симмз и сын». Прошлое в романе неразрывно связано с нашими днями, но его тайны открываются постепенно.
Ковент-Гарден — королевский театр и городской рынок
Несмотря на удачное расположение — между деловым Сити и респектабельным Мейфэр, — Ковент-Гарден не считался элитным кварталом, скорее это было место контрастов. С одной стороны, здесь находились большие известные театры — например, одноименный Королевский театр, в котором ставили оперы и балеты. С другой стороны, еще в 1830-м здесь построили огромное здание рынка, который процветал и привлекал совсем не театральную публику.
Театр Ковент-Гарден существует и сегодня, последнюю реставрацию провели не так давно — в 1990 году. Рынок превратился в торговый центр, но историческое здание удалось отремонтировать и сохранить.
Ковент-Гарден — место, где выросла главная героиня романа Кейт Мортон: под квартирой, в которой она жила, располагалась лавка по продаже птиц. В «Дочери часовых дел мастера» Кейт Мортон постоянно проводит параллели между викторианским и современным Лондоном, — интересно проследить, как изменилась столица за полтора столетия.
Холборн — квартал судей и ювелиров
Он находится на окраине лондонского Сити. Здесь располагались судейские гильдии и мастерские ювелиров. Одна из самых известных улиц квартала — Ченсери-лейн, где находятся знаменитые «Серебряные кладовые». В подвале одного из зданий в XIX веке организовали огромное хранилище для серебра: состоятельные лондонцы могли сдать на хранение изделия из драгоценного металла, вплоть до сервизов.
Но с Ченсери-лейн соседствовали лондонские трущобы. Вот как в 1844 году их описывал ирландский поэт и публицист Джон Фишер Мюррей: «Ужасные, одноглазые, изуродованные оспой существа… недоверчиво глядят сквозь грязные, заклеенные бумагой окна. Рахитичные дети копошатся в грязи. Пища, продающаяся в местных лавках, хуже требухи, которую бросают кошке».
Сейчас Холборн — это деловой квартал: большинство зданий занимают офисы и отели. Достопримечательности тоже есть: сохранилась, например, церковь Святой Этельдреды — старейшая действующая католическая церковь Англии, построенная во второй половине XIII века.
Трущобы в викторианском Лондоне часто появлялись рядом с респектабельными кварталами. В одной из таких трущоб пришлось оказаться и главной героине романа Кейт Мортон «Дочь часовых дел мастера».
Челси — уединенный район творческой интеллигенции
До XVI века Челси считался глухой сельской окраиной. Все изменилось, когда усадьбой там обзавелся канцлер Генриха VI Томас Мор и начал в ней же принимать посетителей. Позднее Челси облюбовала королева Елизавета I, а за ней потянулась вся аристократия. К XIX веку в районе стала селиться творческая интеллигенция. На Тайт-стрит в доме № 23 жил Марк Твен, а в доме № 34 — Оскар Уайльд.
Сейчас Челси — один из самых дорогих и знаменитых районов Лондона. Любители футбола знают одноименный клуб, а поклонники ландшафтного дизайна каждый год съезжаются сюда на цветочное шоу. Недвижимость в Челси стоит баснословно дорого: позволить себе дом в этом районе могут владельцы крупного бизнеса и топ-менеджмент.
Сохо — район иммигрантов и рабочего класса
Здесь любили повеселиться: Сохо XIX века — это публичные дома и дешевые театры. Театральный этикет тут был совсем не таким, как в Ковент-Гарден. Например, перед представлением считалось нормальным растолкать других, чтобы занять место получше, а во время него — щелкать орехи или есть сэндвичи, запивая их портером. Артистов подбадривали выкриками, а если публике не нравился поворот сюжета, дело вполне могло кончиться массовой потасовкой.
Местом для веселья и вечеринок Сохо остается и сегодня: район почти полностью состоит из ресторанов и клубов. Жилые здания тоже есть, но квартиры здесь покупает в основном богема — артисты, художники, представители шоу-бизнеса.
Уайтчепел — нищий криминальный квартал
Этот район знаменит тем, что здесь происходили убийства, приписываемые Джеку-потрошителю. Почти все из его 11 установленных жертв занимались проституцией: из-за крайней нищеты таким способом зарабатывали многие женщины квартала. Убийцу так и не нашли, но события привлекли внимание к бедственному положению местных обитателей, которым стали оказывать гуманитарную помощь.
К концу XIX века в Уайтчепеле начали селиться евреи-иммигранты, которые бежали из Российской империи на волне погромов 1881–1882 годов. Во время Второй мировой войны район сильно пострадал от бомбежек, и его перестроили. Несмотря на послевоенные реновации, он еще долго пользовался дурной славой.
Сегодня в жилом районе Уайтчепел находятся сразу несколько лондонских мечетей. Главной его достопримечательностью является галерея Уайтчепел, а еще там, конечно, есть Музей Джека-потрошителя. Стоимость новых квартир в этом районе сейчас может превышать миллион фунтов.
Джейкобс Айленд — худший квартал Лондона
Чарльз Диккенс увековечил Джейкобс Айленд в романе «Оливер Твист»: «Шаткие деревянные галереи вдоль задних стен, общие для пяти-шести домов, с дырами в полах, сквозь которые виден ил; окна, разбитые и заклеенные, с торчащими из них жердями для сушки белья, которого никогда на них нет; комнаты, такие маленькие, такие жалкие, такие тесные, что воздух кажется слишком зараженным даже для той грязи и мерзости, какую они скрывают; деревянные пристройки, нависающие над грязью и грозящие рухнуть в нее — что и случается с иными; закопченные стены и подгнивающие фундаменты; все отвратительные признаки нищеты, всякая грязь, гниль, отбросы, — это украшает берега Фолли-Дитч». Уже во времена королевы Виктории район несколько раз перестраивался: сначала в 1850-х, когда власти занялись уничтожением трущоб, а потом в 1860-х, после того, как часть района уничтожил пожар.
Сейчас Джейкобс Айленд — это район элитной недвижимости, в создании которого участвовала архитектурная компания «Лифшуц Дэвидсон Сэндилэндс», занимавшаяся реконструкцией многих районов Лондона.
Викторианский Лондон — это и роскошь аристократических особняков, и нищета трущоб; героине романа Кейт Мортон предстоит побывать в обоих мирах. После встречи с художником она становится его натурщицей и музой. Вместе с компанией друзей влюбленные оказываются в старинном особняке на берегу Темзы, где беспечно проводят лето 1862 года. Но их идиллия рушится в результате катастрофы, из-за которой погибает одна женщина и исчезает другая. Что произошло потом, читайте в романе.