Перейти к материалам
истории

Власти Петербурга поспорили с Ильей Варламовым о реставрации Петропавловской крепости с помощью декоративных панелей. Мы спросили экспертов, кто прав

Источник: Meduza
Роман Пименов / ТАСС / Scanpix / LETA

Илья Варламов раскритиковал «панели с принтом», которыми покрыли Петропавловскую крепость

2 ноября популярный блогер Илья Варламов опубликовал на своем сайте фоторепортаж из Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. В публикации под заголовком «Руки бы оторвать!» блогер резко раскритиковал технологию ее реставрации: исторические кирпичи и камни были закрыты декоративным слоем, оформленным «под кирпич».

«Эти ?:%;№;%:? просто сверху наклеили какие-то панели с принтом кирпича! Где они это говно купили, я не знаю! Такое в подъезде старой хрущевки стыдно делать, а тут одна из главных достопримечательностей страны!» — подписал Варламов снятые крупным планом фрагменты реконструкции. Он же обратил внимание, что во многих местах декоративный слой начал отваливаться, и охарактеризовал происходящее с крепостью как «настоящий вандализм». Пост Варламова с отваливающимися «кирпичами» получил вирусную популярность: по данным сервиса «Яндекс.Новости», ему посвятили около полусотни публикаций в СМИ. Он также набрал несколько тысяч репостов и лайков в фейсбуке.

Городские власти объяснили, что так крепость ремонтировали еще в XVIII веке

6 ноября Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в правительстве Санкт-Петербурга официально отреагировал на «высказывание блогера о реставрации Петропавловской крепости». В заявлении комитета говорится, что из-за характерного наклона стены крепости не защищены от осадков и «в связи с этим в течение всего периода бытования стены постоянно подвергались ремонтам».

Более того, уже с середины XVIII века их начали оштукатуривать, объяснили чиновники: «Гранитом при строительстве был облицован только Невский полигон, остальной внешний периметр штукатурили с разделкой „под гранит“ и „под кирпич“». После Великой Отечественной войны стены гладко оштукатурили и покрасили, однако в 1990-х годах специалисты института «Ленпроектреставрация» обнаружили фрагмент старой штукатурки с разделкой «под кирпич» и разработали проект реставрации стен по аналогичной методике. 

Что касается отслаивающихся фрагментов покрытия, то основные работы по реставрации стен проводили с 2005 по 2007 год, при этом гарантийный срок реставрации составляет до пяти лет, заявили в комитете.

Историки архитектуры соглашаются с властями. Но не во всем

Представитель санкт-петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Елена Кузнецова называет пост Варламова «чистой воды пиаром», который не имеет отношения к реальным проблемам реставрации крепости. «У Петропавловки есть проблема близости к воде, поэтому штукатурка не держится после гарантийного срока и нужно делать новую плановую реставрацию. Это известный факт, и все специалисты об этом знают», — объясняет она. Саму использованную городскими властями технологию Кузнецова называет «нормальной».

Вопрос действительно не в самой технологии, а в качестве ее применения, соглашается историк архитектуры, член ИКОМОС Александр Кречмер: «Да, такая техника оштукатуривания применялась, но она же не отходила целыми слоями». Реставрация таких серьезных объектов, как Петропавловская крепость, требует большей научной подготовки и должна делаться на другом уровне, добавил он.

Аргумент городских властей, что покрытие «под кирпич» — это дань традиции, не работает, говорит историк и редактор телеграм-канала «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов: «Практика современной реставрации разрабатывается с 1940-х годов, а не с XVIII века, тогда такого понятия просто не было. Мы же не призываем варварски раскапывать античные города, как это делали археологи на основе представлений позапрошлого века?»

Если же крепость намеренно решили восстановить в облике XVIII века, то нужно подчеркнуть это «в информации на территории, стендах, документах», заключил историк.

Варламов ответил властям города новым постом, в котором снова обругал их представление о реставрации и ее долговечности: «Словно они не памятник архитектуры реставрируют, а „Ладу Гранту“ продают. Как будто то, что через пять лет у них все развалилось, — это ок!»

Петр Лохов, Павел Мерзликин