Перейти к материалам
истории

Россия выдвинула «Дылду» Кантемира Балагова на «Оскар» Объясняем, почему рано радоваться (хотя очень хочется)

Источник: Meduza
«Пионер»

24 сентября Российский оскаровский комитет выдвинул ленту Кантемира Балагова «Дылда» на участие в премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Кинокритик «Медузы» Антон Долин объясняет, почему решение российской организации на самом деле не влияет на то, станет ли картина реальным номинантом.

В традиционно тиражируемой ежегодной новости о выдвижении российского фильма на «Оскар» надо помнить два дежурных (но крайне важных) факта. 

Первый: никто никого никуда еще не выдвинул. Только сама Американская академия несколько месяцев спустя составит из общего списка представленных на ее рассмотрение иностранных фильмов сначала лонг-лист, а потом шорт-лист. Картины из шорт-листа действительно окажутся выдвинутыми на «Оскар», который одна из них в свой срок получит. Пока что же отечественный оскаровский комитет, по сути, лишь предложил фильм Кантемира Балагова «Дылда» на соискание премии; прочее — вопрос национальной гордости и корректных формулировок.

Второй: обсуждая выбор оскаровского комитета, разного рода эксперты часто увлекаются эмоциями, без которых в этом случае вполне можно обойтись. Тема, автор, социальное и политическое содержание картины, ее художественная ценность — все это важно во вторую очередь. В первую же значение имеет простой фактор — наличие американского прокатчика, который хотя бы в теории сможет пролоббировать картину в предвыборной борьбе за номинацию. В те годы, когда подобного прокатчика нет ни у одного фильма, совершенно неважно, кого именно выдвинут россияне. В этом году он есть именно у «Дылды» — это компания Kino Lorber, которая собирается выпустить ленту на экраны США в начале 2020 года (то есть в предпремиальный сезон). 

Таким образом, перед нами лучший из возможных кандидатов. Будь в России еще хотя бы один фильм с реальными перспективами проката в Штатах, была бы и интрига. Но сегодня ее нет. 

Pioner Cinema

Кроме того, считается важным участие картины в международных фестивалях, прежде всего американских. «Дылда» не только дважды награждена в Каннах (премия прессы FIPRESCI и приз за режиссуру жюри «Особого взгляда»), но и участвовала в смотрах в Нью-Йорке, Торонто и Теллурайде; последний неформально считается элитной предоскаровской площадкой. 

Ничто из этого не гарантирует успеха. Однако дальнейшие спекуляции вокруг того, насколько американский зритель (будь он академик или нет) способен оценить сложный сюжет и изысканный изобразительный ряд «Дылды», купится ли он на едва слышный намек на однополую любовь и взволнует ли его воссозданный Балаговым послеблокадный Ленинград, имеют для премиальной судьбы фильма уже совсем микроскопическое значение. В конечном счете все это — дело вкуса, индивидуального и коллективного, а «Дылда» в любом случае фильм заметный и событийный, оцененный американскими критиками очень высоко. 

В остальном же вряд ли стоит поддаваться крайнему ажиотажу — полезно помнить, что речь идет всего лишь о внутрииндустриальной американской кинопремии, хоть и крайне престижной. А публика в США увидит «Дылду» так или иначе, вне зависимости от «Оскара». 

Антон Долин