На Netflix вышел «Шпион» с Сашей Бароном Коэном — байопик об одном из лучших разведчиков «Моссада» Заслугами самого шпиона сериал не дорожит, зато Коэн тут очень хорош
6 сентября на Netflix вышел шестисерийный триллер «Шпион» с Сашей Бароном Коэном — история последних лет жизни Эли Коэна, знаменитого израильского разведчика середины XX века. Внедрившись в высшие круги власти в Сирии, Коэн на протяжении нескольких лет снабжал израильскую разведку ценнейшей информацией. «Шпион» — новая работа израильского режиссера Гидеона Раффа, который прославился сериалом «Военнопленные» — позже из него выросла американская «Родина». Критик Андрей Загудаев считает, что несмотря на опыт Раффа в этом жанре, ему не удалось вырваться из формата довольно пресного байопика.
Конец 50-х годов прошлого века. Отношения между Израилем и Сирией уже находятся во взрывоопасном состоянии. После Суэцкого кризиса молодое израильское государство пользуется поддержкой Запада, а Сирия — протеже Советского Союза. Последний охотно поставляет в страну свою новейшую технику. Конфликт Израиля с соседями может в любой момент перерасти в настоящую войну, поэтому «Моссаду» постоянно нужны разведчики.
Новым сотрудником израильской разведки становится тихий бухгалтер из универмага Эли Коэн. В начале 50-х он координировал в Египте работу израильских агентов и чудом избежал наказания. Начальству «Моссада» кажется, что Коэн уже примелькался как агент, но выхода нет — страна нуждается в новых кадрах.
Чтобы описать невероятную, хотя и недолгую шпионскую карьеру Эли Коэна, недостаточно даже шести серий. Шоураннеру, режиссеру и одновременно сценаристу «Шпиона» Гидеону Раффу пришлось выкинуть немало интересных фактов из биографии своего героя. В итоге это превратило сериал в довольно напряженный, но все же предсказуемый байопик. Например, почти полностью пропущены молодые годы героя в Египте, его неудачная попытка стать агентом «Моссада» за несколько лет до описываемых событий, а также его уникальные способности: Коэн в совершенстве владел несколькими языками и, судя по многим источникам, обладал невероятной фотографической памятью.
Вместо этого Рафф концентрируется на географических перемещениях Коэна и его знакомствах с высокопоставленными чиновниками. Сначала «Моссад» закинет его в Аргентину, где в то время находилось крупнейшее арабское комьюнити в Южной Америке. В другом полушарии Коэн, притворяясь богатым бизнесменом по имени Камиль Амин Таабет, за пару лет заведет дружбу со многими влиятельными сирийцами, в том числе и с будущим президентом страны — баасистом Амином аль-Хафезом. Затем герой переедет в Дамаск, где продолжит жить на широкую ногу, устраивая в своей шикарной квартире в центре города шумные вечеринки для сирийских чиновников — с оргиями, алкоголем и наркотиками. Аль-Хафез настолько проникнется доверием к Коэну, что предложит ему должность замминистра обороны и даст доступ к главным военным объектам. Пользуясь своим привилегированным положением, Коэн будет почти в ежедневном режиме бомбардировать израильское начальство сверхсекретной информацией.
В Израиле Эли Коэн почти сакральная личность. Многие считают, что без его работы не случилась бы победа в Шестидневной войне. К сожалению, Гидеон Рафф несколько редуцирует заслуги великого разведчика, подавая его многие подвиги как бы впроброс. Например, самый известный случай из его биографии, когда Коэн подсказал сирийскому начальству засадить Голанские высоты — важный опорный пункт — эвкалиптовыми деревьями. Предлогом стала возможность укрыть солдат от солнца в их тени. Здесь это всего лишь двухминутный эпизод, а ведь ход был гениальным — именно по расположениям деревьев вела потом огонь израильская армия, уничтожив все сирийские бункеры за несколько часов. И это, к сожалению, не единственный подобный эпизод. Рафф как будто сознательно отказывается подсвечивать поступки Коэна, концентрируясь на психологической и моральной стороне работы разведчика. Наверное, в любом другом случае это было бы допустимо, но биография Коэна требует очень аккуратной редактуры — это настоящий остросюжетный роман, который легко даст фору любому боевику про Джеймса Бонда.
Сосредоточившись на психологии, Рафф пошел по сложному пути и не до конца справился. Его образ Коэна слишком прямолинеен: за шесть часов экранного времени тот проделывает понятный путь от неудачника с любящей женой до властителя заметной части мира в дорогом костюме. И чем глубже он будет закапываться в сирийскую борьбу за власть, тем меньше станет бывать дома. За шесть серий Эли вернется к жене всего несколько раз, чтобы перевести дух и сделать очередного ребенка, а затем — снова умчать по государственным делам. Через довольно симпатичный образ — Коэн и его жена Надя любили вместе есть хлеб с маслом, но после его вербовки делают это поодиночке — Рафф доносит до зрителя довольно простые мысли. Шпионство — это постоянное и мучительное одиночество, причем скорее для родных, чем для самого разведчика. А еще это смертельно опасная, но невыносимо притягательная жизнь, которая действительно похожа то ли на кино, то ли на захватывающую видеоигру с переодеваниями. На некоторых это действует как наркотик.
Единственный надлом в характере героя случается ближе к финалу: этот прилежный семьянин и любящий муж сообщает своему куратору, что всерьез подумывает не возвращаться к «реальности». Богатая и опасная жизнь разведчика привлекает его намного больше. Но сделано это настолько в лоб, что становится немного неловко — кажется, богатая биография Коэна достойна более комплексного вывода.
Зато один из главных голливудских лицедеев последних двадцати лет Саша Барон Коэн здесь великолепен. Для того чтобы показать эволюцию Эли Коэна из тихого нескладного бухгалтера в уверенного в себе миллионера-шпиона, нужен был действительно пластичный артист. Актер, примерявший на себя образ и казахского журналиста, и модного критика-гея, и ближневосточного диктатора, в «Шпионе» не тянет на себя одеяло, не пытается шутить и гримасничать. Его Коэн-Таабет соткан из деталей. Главная — это походка.
В первых сериях Коэн — это неуверенный и сутулый доходяга. Он не знает, как вести себя на вечеринках, где его путают с официантом. Ближе к финалу герой облачается в дорогие костюмы, на лице появляется бархатная улыбка, в движениях — вальяжность. К сожалению, в «Шпионе» кроме этой вполне угадываемой трансформации Коэну больше играть нечего — примерно 80 процентов экранного времени он либо лебезит перед сирийскими генералами, либо пьет с ними дорогой виски, либо настукивает секретные сообщения в «Моссад».
К «Шпиону» подходит расхожее клише — это крепкое профессиональное кино упущенных возможностей. Возможно, если бы его делал иностранец, к нему бы было меньше претензий. Но Рафф — израильтянин, который к тому же специализируется на ближневосточных боевиках про шпионов: помимо «Военнопленных», у него недавно вышел триллер «Курорт для ныряльщиков в Красном море», где разведчика играет Крис Эванс. Netflix дал Раффу шанс воспеть великого соотечественника. И он его упустил, не предложив ничего взамен.