Любимая музыка Егора Летова: 100 песен. Часть пятая
Владимир Высоцкий «Мы вращаем Землю»
Высоцкий — не самая заметная, но постоянно присутствующая во вселенной Летова точка притяжения, и наверное, более всего сближал их позднесоветский героико-романтический стоицизм: об этом свидетельствует и словно отчеканенная из стали кавер-версия «Белого безмолвия», и нереализованное, к сожалению, намерение записать «Мы вращаем Землю» — песню о солдатах, вцепляющихся под обстрелом в землю, чтобы Земля могла вращаться и дальше.
Kaleidoscope «Oh Death», альбом «Side Trips»
Американский психоделический состав с сильным традиционалистским уклоном; в таких случаях принято писать «не путать с одноименным британским» — но здесь как раз это совершенно не зазорно: альбом британского Kaleidoscope «Tangerine Dream» Летов также называл в числе любимых.
The Golden Dawn «Starvation», альбом «Power Plant»
Психодел-команда из техасского Остина, оказавшаяся в тени своих соседей из 13th Floor Elevators, но со временем оцененная знатоками и коллекционерами.
Genesis «Silent Sun», альбом «From Genesis to Revelation»
Прогрессив-рок — последняя ассоциация, которая может прийти в голову в связи с музыкой «ГО», однако Летов в юности пережил серьезное увлечение всеми классиками жанра, а записанные с Питером Гэбриелом ранние альбомы Genesis навсегда остались в числе самых почитаемых. Тем более, местами — как в этом треке — они смыкаются с бесконечно важной для Летова психоделической фолк-традицией.
Robert Wyatt «Sea Song», альбом «Rock Bottom»
Первый трек с альбома «Rock Bottom»: бывший барабанщик группы Soft Machine Роберт Уайатт записал его после того, как выпал из окна во время вечеринки — и лишился возможности ходить на всю оставшуюся жизнь. Туманно-лунную музыку «Rock Bottom», помимо Летова, чрезвычайно ценила, например, группа Coil.
The Specials «Сoncrete Jungle», альбом «The Specials»
Хулиганские ритмы британцев, примеривших на себя в конце 1970-х ямайскую музыку ска, проникли и в ранние альбомы «ГО» (см., например, песню «На наших глазах») — а The Specials из всей волны ска-ревайвла Летов выделял особенно.
The Left Banke «Pretty Ballerina», альбом «Thereʼs Gonna Be a Storm»
И снова американский психодел — выделяющийся среди прочих аналогов хрустальными барочными аранжировками.
Paul Revere and The Raiders «Good Thing», альбом «Spirit of 67»
Группа худрука-органиста Пола Ревира этим летом была эффектно реанимирована в общественном сознании Квентином Тарантино — сразу два трека с любимого Летовым альбома «Spirit of 67» стали кульминационными моментами саундтрека к фильму «Однажды в Голливуде».
The Association «Along Comes Mary», альбом «Along Comes The Association»
Американский состав, проходивший в конце 1960-х по ведомству «саншайн-попа» и отличавшийся удивительными вокальными гармониями. В одном из интервью Летов сокрушался, что музыку, подобную Association, не передают на отечественных радиостанциях.
Сергей Никитин «Если у вас нету тети»
Еще одна несостоявшаяся кавер-версия «ГО», за которую больше всего обидно: в одном из записанных рукой Летова списков песен для будущего альбома «Звездопад» действительно значатся эти комические куплеты из «Иронии судьбы» — можно представить, во что они превратились бы, будучи исполнены «ГО» в полной боевой выкладке. Интерес к «Тете» — лишь одно из проявлений любви Летова к музыке Микаэла Таривердиева, отголоски которой можно услышать, например, в инструментальных фрагментах альбома «Невыносимая легкость бытия». А среди несостоявшихся каверов для «Звездопада» остался и таривердиевский дуэт короля и Анджелы из фильма «Король-олень» — «Любовь это то, что ребятам понять не дано».
The Troggs «I Canʼt Control Myself», альбом «From Nowhere»
Апостолы раннего гаражного рока — из чьих сырых и грубых записей выросло многое, что для Летова в музыке было ценно.
The Novells «Canʼt Ya See It», альбом «That Did It»
Лос-анджелесская группа, чей единственный альбом «That Did It» остался в конце 1960-х практически не замеченным — и, как и многие потерянные сокровища психоделической эры, был заново открыт потом коллекционерами.
Al Stewart «Electric Los Angeles Sunset», альбом «Zero She Flies»
Британский фолк-музыкант, оставшийся в тени многих своих современников (даром что в аккомпанирующем составе на его первых записях играл Джими Пейдж) — но ничуть не уступающий им талантом, глубиной и разнообразием. В один из последних визитов в московский магазин «Трансильвания», по свидетельствам очевидцев, Летов приобрел сразу три первых альбома Стюарта.
The Yellow Payges «Vanilla On My Mind», альбом «The Yellow Payges Vol. 1»
Группа, успевшая в конце 1960-х выступить на разогреве у всех-всех-всех — от The Doors до Pink Floyd — и оставившая после себя единственный альбом, заново открытый и переизданный спустя 40 лет.
Federal Duck «Tomorrow Waits For Today», альбом «Federal Duck»
Типичная история: конец 1960-х, Америка (на этот раз, восточное побережье), единственный альбом с красочным коллажем на обложке. Обратите внимание на выдающийся фортепианный рифф.
The Idle Race «Happy Birthday», альбом «The Birthday Party»
Одна из первых групп Джеффа Линна (и первый альбом, состоящий полностью из его песен), позже известного как лидер и автор бесчисленных хитов Electric Light Orchestra.
Thorinshield «The Best of It», альбом «Thorinshield»
Еще одна коллекционная редкость, вошедшая в обиход (и коллекцию Летова) благодаря переизданиям 2000-х — крайне малозаметное, но исключительно трогательное саншайн-поп-трио с единственным альбомом 1967 года.
Ляпис Трубецкой «Капитал», альбом «Капитал»
В середине 2000-х «Ляпис» переходит от разбитных куплетов как бы «из подворотни» к мускулистому ска-панку — и первый же их манифестационный трек в новом стиле с рефреном «Мой пиар-менеджер Карл Маркс» заставляет Летова выразить им «большой респект». Известно также, что Летов выделял сделанную «Ляписом» версию песни «Убей в себе государство» из всех существующих каверов на «ГО». Лидер «Ляписа» Сергей Михалок, в свою очередь, неизменно называет Летова своим главным учителем — как в жизни, так и в музыке.
Gabor Szabo «Bang Bang (My Baby Shot Me Down)», альбом «Spellbinder»
Джазовый гитарист венгерского происхождения, в конце 1960-х отдавший дань психоделу и психофолку. Как минимум три его ранних альбома — «Gipsy«66», «Spellbinder» и «Bacchanal» — были в коллекции Летова.
Phil Ochs «The War Is Over»
Американский фолк-певец, активист кампании против войны во Вьетнаме и движения за права человека — и близкий Летову, по видимости, не конкретной политической повесткой, но ощущением «нескончаемости вечера после войны».
Плейлист целиком: YouTube, Apple Music, Spotify, «Яндекс.Музыка»
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!