Перейти к материалам

ВДНХ — 80 лет Вот два маршрута, которые помогут узнать о выставке больше

ТАСС

ВДНХ остается важным прогулочным маршрутом в Москве. Но сориентироваться в ней не так-то просто! Она очень большая, и чтобы пройти мимо всех павильонов, нужно много времени (и сил). К юбилею выставки мы вместе с ВДНХ составили два прогулочных маршрута для тех, кто хочет не просто пойти прогуляться, но еще и узнать что-то новое. В первый вошли объекты, сохранившиеся с первой выставки 1939 года, а во второй — те, которые появлялись в кино.

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в цифрах

  • ВСХВ открылась 1 августа 1939 года
  • 55,5 миллиона рублей ушло на ее строительство, оформление, организацию и коммуникации. Это 1,6 миллиарда в пересчете на рубли 2019 года
  • 100 зданий возвели в 1939 году
  • 160 гектаров Останкинского парка выделили под выставку изначально. К 1954 году ее площадь увеличилась до 207 гектаров
  • 2000 экскурсоводов работали на выставке после открытия
  • 5 дней нужно было потратить, чтобы посмотреть все павильоны, — по оценке путеводителя по выставке 1939 года
маршрут №1

Миндаль и тракторы. Объекты первой выставки

«Рабочий и колхозница» — арка Северного входа — павильон «Здравоохранение» — павильон «Вычислительная техника и информатика» — павильон «Зерно» — павильон «Космос» — колонна Эль Лисицкого

Анна Кольцова

«Рабочий и колхозница» 

Объектов, которые сохранились с самого открытия выставки в 1939 году, всего несколько. Один из них — «Рабочий и колхозница» архитектора Бориса Иофана и скульптора Веры Мухиной. С него и стоит начать маршрут. Изначально памятник Мухиной предназначался для Всемирной выставки 1937 года в Париже, где представлял огромный павильон СССР.

Во время перевозки в Москву «Рабочего и колхозницы» памятник пострадал: металлические листы повредились, у обеих фигур остались вмятины в районе ног и лба. К тому же постамент для памятника сначала был гораздо ниже парижского — с точки зрения идеологии это было недопустимо. Но в итоге памятник восстановили, и сегодня он стоит на точной копии парижского постамента.  

ТАСС

Арка Северного входа

Наша следующая остановка — арка Северного входа. Архитектор Леонид Поляков возвел арку из трех пролетов в духе парковой архитектуры. Летом, при солнечном свете золотой барельеф с изображений плодов и растений на фоне белого камня смотрелся очень празднично. А вот барельефы внутренних стен арки не сохранились — на одних были изображены крестьяне со стогами сена и корзинами фруктов, другие посвящались животноводству и механизации труда. К 70-м границы ВДНХ расширились, и арка потеряла свое предназначение. 

У республик СССР на выставке были национальные павильоны, но позже многие из них были снесены или перестроены. Так, Грузинский павильон после смерти Сталина не восстанавливали специально. Но самые аутентичные — павильоны Армянской и Азербайджанской ССР — стоят на ВДНХ и сейчас. 

ВДНХ

Павильон «Здравоохранение» (ранее — Армянской ССР)

Сначала держим путь к павильону № 13 — он ближе ко входу. Этот павильон часто путают с объектом № 68, на котором большими золотыми буквами написано «Армения». Но это строение появилось гораздо позже. Оригинальный павильон выполнен из розового туфа, с решеток на фасаде спускаются металлические виноградные гроздья и персики. При входе посетители сразу видели огромное живописное панно с изображением горной Армении, а в главном зале стоял аквариум, украшенный декоративными позолоченными рыбками. Там плавала привезенная из Армении севанская форель. Позади павильона был разбит сад с миндалем, абрикосами, айвой и другими растениями. 

Николай Акимов / ТАСС

Павильон «Вычислительная техника и информатика» (ранее — Азербайджанской ССР)

Павильон № 14 находится буквально в трех шагах. Он тоже обильно украшен: и внутри, и снаружи — яркая майолика, на изогнутом карнизе — ориентальный рисунок. Раньше залы были увешаны традиционными коврами, которые на выставку привозили лучшие азербайджанские мастера. 

Но к 1960-м ничего не осталось: после смерти Сталина памятники ему стали постепенно снимать, а архитектуру национальных павильонов в духе сталинского ампира — прятать. Фасады обоих павильонов облицевали гофрированным металлом и переназвали: на смену сельскому хозяйству регионов пришло прославление науки, технологий и космических исследований. Так Армянский павильон стал «Здравоохранением», Азербайджанский — «Вычислительной техникой и информатикой». Фасады были спрятаны на полвека, но благодаря этому отлично сохранились. Сегодня, когда металлические конструкции сняты, павильоны выглядят так же, как и в 1939 году.   

ВДНХ

Павильон «Зерно» (ранее — Московской, Рязанской и Тульской областей)

Следующая точка маршрута — павильон № 59 (первое название — «Московская, Рязанская и Тульская области»). Дмитрий Чечулин — автор высотки на Котельнической набережной и Дома Правительства — спроектировал его еще для парижской выставки 1937 года. Ярко-желтое здание должно было напоминать Кремль в миниатюре. Правда, уже к 1954-му оно претерпело существенные изменения: барельеф с изображением злаков, овощей, доярок и комбайнеров был утерян. Внутри павильона располагалось растянувшееся под самым куполом полотно «Небо Москвы».

ВДНХ

Павильон «Космос» (ранее — «Механизация»)

От павильона № 59 нужно идти в сторону площади Промышленности: по замыслу первого архитектора ВСХВ Олтаржевского, она была сердцем выставки. В центре площади стоял огромный памятник Сталину авторства Сергея Меркулова — от него лучами расходились дорожки к павильонам. Двигаемся к самому масштабному и самому визуально интересному из них — павильону № 34. Его построили в форме дуги, внешне строение напоминало ангар для хранения дирижаблей. Вокруг выставляли новейшие тракторы «Сталинец-65», самые передовые комбайны, грузовые автомобили — все, чем гордились советские конструкторы и инженеры.  

Николай Акимов / ТАСС

К выставке 1954 года конструкцию обновили, встроив в дугу торжественный фасад с двумя золотыми фигурами по бокам. В 1961 году «Механизацию» переименовали в «Космос», в павильоне установили макет первого спутника, интерьер украсили портретами Гагарина. А вместо памятника Сталину, который к тому времени уже сняли, установили ракету «Восток». 

Валерий Худяков / ТАСС

Башня-колонна Эль Лисицкого

Последняя точка нашего маршрута по объектам 1939 года — башня-колонна Эль Лисицкого. На первый взгляд, этот объект в форме сетки для ловли рыбы не идет ни в какое сравнение с гигантскими павильонами. Найти его можно, обогнув площадь Промышленности и миновав «Каменный цветок». Башня-колонна была построена в качестве щита для рекламы «Союзконсервов» и не представляла исторической значимости. Но совсем недавно специалисты по искусству авангарда доказали, что башня — работа художника-супрематиста Эль Лисицкого. Авангардиста не стало еще в 40-х, при этом долгое время считалось, что кроме полуразрушенного здания бывшей типографии «Огонек» из его архитектурных проектов ничего не сохранилось. Никто не догадывался, что одна из его работ стоит на территории ВДНХ вот уже 80 лет.  

ВДНХ
Маршрут №2

От «Светлого пути» до «Шпиона». ВСХВ в кино

«Рабочий и колхозница» — арка Северного входа — павильон «Химическая промышленность» — павильон «Советская печать» — павильон «Центральные черноземные области» — арка Южного входа

Анна Кольцова

«Рабочий и колхозница» и арка Северного входа

Киномаршрут тоже стоит начать с «Рабочего и колхозницы». Памятник появился в фильме «Подкидыш» Татьяны Лукашевич. Съемки фильма о маленькой девочке Наташе, которая вышла из дома и потерялась, велись в самый разгар лета 1939 года. В поисках девочки героям пришлось объехать весь город, в том числе ВСХВ. Туда герои заезжают прямо на машине, минуя памятник Мухиной и арку Северного входа. 

Арка промелькнет и в финальной сцене фильма «Светлый путь» (1940). В нем деревенская девушка Таня переезжает в Москву, устраивается на ткацкую фабрику и становится стахановкой. В одной из сцен она на кабриолете ЗИС-101 влетает через арку Северного входа и проезжает мимо площади Промышленности и группы фонтанов.

ТАСС

Павильон «Химическая промышленность»

От Северного входа стоит двигаться в сторону павильона № 20, который появился уже в американском фильме «Русский дом» (1990). Экранизация шпионского романа Джона Ле Карре снималась в Москве в период перестройки. Главный герой, литературный редактор (Шон Коннери), приезжает на книжную ярмарку на ВДНХ и влюбляется в русскую девушку Катю (Мишель Пфайффер). Их встреча происходит как раз у павильона № 20.

Олег Булдаков / ТАСС

Павильон «Советская печать» (ранее — Карело-Финской ССР)

От «Химической промышленности» нужно идти к павильону № 67, напоминающему дома в духе крестьянского Севера. Гигантский фронтон выполнен из дерева, а вместо барельефов с доярками или рабочими там изображения гусляров, белок, еловых ветвей и шишек. Но уже в 1958 году павильон переименовали в «Науку», а внутри установили первый искусственный спутник Земли. Кадры с ним появляются в прологе фильма «Пять вечеров» (1979) Никиты Михалкова. Кстати, в комнате героини Людмилы Гурченко зритель может разглядеть «Свидетельство участника ВСХВ»: по сюжету она работает мастером на заводе. 

Николай Винокуров / Фотобанк Лори

Павильон «Центральные черноземные области»

В пяти минутах от него в окружении елей стоит небольшое неоклассическое здание с колоннадой и золотым венком — это павильон № 60. В его центральном зале стоит остановиться и посмотреть вверх, на световой купол — он украшен изображениями снопов, серпов, пятиконечных звезд, венками и другими деталями сталинского ампира. Здание построили в 1954 году, но в кино оно появилось лишь в 2012-м, в фильме «Шпион» по роману Бориса Акунина. Там павильон играет роль Выборгского вокзала. 

Алёшина Оксана / Фотобанк Лори

Арка Южного входа

Оттуда мимо фонтана «Дружба народов» можно пройти до финальной точки маршрута — арки Южного входа, которая тоже появляется в «Шпионе». Правда, с ней там возникла путаница: триумфальной арки в духе эпохи Возрождения в 1941 году, когда происходит действие фильма, быть не могло. Ее построили лишь к 1953 году.

ВДНХ