Как латают монаршие камзолы и чинят короны? Рассказывают сотрудники Музеев Московского Кремля
С 12 июля по 13 октября в Москве пройдет выставка «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля». Она посвящена работам музейных реставраторов за последние пять лет. Среди экспонатов будут представлены государственные регалии, личные вещи монархов, уникальные иконы из кремлевских монастырей, работы придворных ювелиров. «Медуза» узнала у Музеев Московского Кремля, как сегодня реставрируют исторические реликвии, кто этим занимается и какие экспонаты самые ценные.
Что такое музейная реставрация и как отличить хорошую работу от плохой
Реставрация может быть разной. Есть антикварный подход, когда предметы реставрируют перед продажей и преследуют одну цель: замаскировать недостатки, сделать вещь красивой или, наоборот, искусственно состарить. Другой подход к реставрации — научный: когда специалисты хотят показать, что у экспоната есть история. Они не только и не столько маскируют утраты и освежают внешний вид, сколько сохраняют аутентичность предмета — те отпечатки, которые на нем оставило время. Ученые-реставраторы определяют, когда и кем был создан предмет, как он менялся на протяжении веков. Специалисты могут четко различить, например, какие элементы живописного полотна были написаны автором, а какие — воссозданы позднее.
Кстати, одним из первых российских специалистов, кто стал по-новому работать с древними памятниками, был Николай Подключников (1813–1877). В середине XIX века он занимался реставрацией икон Успенского собора Московского Кремля и разработал новую для той эпохи методику. Вместо прописывания образов новыми красками он лишь тонировал утраченные фрагменты.
Кто такие реставраторы и откуда они знают, как вещь выглядела изначально
В реставрационных мастерских Музеев Московского Кремля работают 27 специалистов разных профилей — по реставрации металла, масляной и темперной живописи, тканей, бумаги, дерева. Большинство из них имеет художественное образование, а также есть выпускники химических и физических факультетов российских вузов. Многие сотрудники стажировались в реставрационных центрах за рубежом. Независимо от профиля важно, чтобы реставратор хорошо разбирался в истории, прикладном искусстве и смежных областях. Над одним предметом порой работает целая команда разных мастеров. Например, над реставрацией Евангелия середины XVII века работали четверо: специалист по реставрации бумаги занимался переплетом, специалист по ткани — шелковой обложкой, реставратор металла — окладом, специалист по реставрации живописи восстанавливал рисунок на крышке оклада.
Если экспонату несколько сотен лет, сложно понять, как он выглядел сразу после создания. Особенно если часть произведения утрачена. Приходится полагаться на опыт и знания историков и научных сотрудников музея. Анализируется внешний вид предметов той эпохи, ведутся поиски информации в исторических документах, сопоставляются другие находки того же периода. В итоге появляется общая концепция.
Перед тем как начать работу, реставрационная комиссия должна оценить все риски внедрения в памятник. Например, более древние слои живописи находятся под поздними слоями записи и потемневшей олифы. Таких наслоений может быть много, а финальная версия сильно отличается от первоначальной идеи художника. Чтобы понять, насколько хорошо сохранился авторский слой, проводятся специальные исследования: рентгенографирование, съемка в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, проводятся химические анализы краски и пробные раскрытия слоев.
Как работают реставраторы
План по реставрации расписан на год или даже несколько лет вперед. За год в Музеях Московского Кремля реставрируется около 200 предметов (в 2018 году их было 223). Это долгий и кропотливый процесс. Например, на реставрацию короны Анны Иоанновны ушел целый год. Корона поступила в мастерскую со следами грязи и патины, а ряд камней нужно было укрепить. Было решено снимать крупные элементы, а чтобы избежать малейших неточностей при разборке и сборке, каждый шаг процесса фиксировали на камеру.
Ткань — материал, который требует кропотливой работы. Сначала ее нужно очистить, но стирать нельзя. Ткань в хорошем состоянии промывают в специальных ваннах или на вакуумном столе, пятна выводят щадящими органическими растворителями. Если она сильно повреждена, ткань лишь аккуратно обрабатывают влажными тампонами. Самые ветхие экземпляры вообще нельзя мочить — их очищают мягкими кистями или бархатными лентами. Порванную ткань сшивают особым реставрационным швом. Бывает, что реставратору приходится перелицовывать отдельные куски ветхого полотна. Проблемные участки могут и склеить специальным синтетическим клеем, который не проникает в структуру ткани.
Другой сложный материал, с которым приходилось работать, — это перламутровая раковина. Из нее сделан кубок-наутилус XVII века работы, который принадлежал царевичу Алексею, старшему сыну Петра I. Морская раковина крепится к ножке в виде фигуры бога виноделия Бахуса. Оправа кубка — это редкий пример ленточной филиграни, характерной для мастеров Индии и Китая. Чтобы не повредить хрупкую раковину в процессе реставрации металла, ее пришлось демонтировать, а разрывы и трещины металла были укреплены с помощью лазера.
Как реставраторы совершают исторические открытия
В ходе работы мастера зачастую помогают идентифицировать имя автора, уточнить или полностью изменить датировку, соотнести вещь с выдающейся личностью или значимым событием. За время подготовки выставки «Хранители времени» таких научных открытий было сразу несколько. Например, специалисты установили точную дату и место создания иконы «Богоматерь Иерусалимская». После снятия оклада иконы в нижнем правом углу открылась авторская подпись: «1715 год писал монах Корнилий Уланов». Эта икона − редчайший пример хорошей сохранности авторского письма иконописца царской Оружейной палаты.
Другая икона — пример успешного исправления антикварной реставрации. Она поступила в мастерскую под именем «Никита Столпник». Расчистив несколько слоев поздней записи, сотрудники дошли до авторского слоя, который оказался на 100 лет старше (XVI век). Более того, на нем был другой образ — так что теперь она называется «Симеон Столпник».
Складная ложка-вилка XVI века из фондов Оружейной палаты считалась одним из лучших произведений европейских ювелиров. В процессе реставрации внутри ее ручки были найдены еще несколько предметов — миниатюрная ложечка, лопатка-скребок и зубочистка-крючок.
Что можно увидеть на выставке «Хранители времени»
В основном на выставке будут представлены произведения, выполненные в период начала XV — рубежа XIX—XX веков. Многие из них покажут широкой публике впервые: например, предметы гардероба Петра II, уникальные иконы из кремлевских монастырей и соборов, произведения придворных ювелиров. Вещи для выставки отбирались по принципу сложности реставрации и важности научных открытий. Расскажем про несколько самых интересных из них.
Шлем, XVI век
Некоторые экспонаты выставки специалистам удалось буквально спасти от разрушения. Этот шлем западноевропейской работы серьезно пострадал во время большого московского пожара 1737 года. Восстанавливать его было очень сложно: химические составы для очистки использовать было нельзя, они могли повредить металл и оставшиеся следы позолоты — пришлось очищать шлем лазером.
Икона «Богоматерь Страстная», XVII век
Один из самых ценных экспонатов — горельефная икона тонкой резной работы. Ее нашел известный реставратор Николай Померанцев в начале 1920-х под колокольней Ивана Великого. У иконы было множество сколов, некоторые части дерева были утрачены, а авторское покрытие находилось под несколькими поздними слоями.
Стеклянный холодильник, XVIII век
Холодильник со съемной крышкой в виде слона — это работа западноевропейского мастера Франца Гонделаха. Сосуд наполнялся колотым льдом или горячей водой, чтобы охлаждать или подогревать подаваемые к столу напитки. Датский король Фредерик IV подарил предмет Петру I в качестве символа дружбы между Россией и Данией. При поступлении в мастерскую стеклянная поверхность холодильника буквально рассыпалась. Чтобы спасти экспонат, его покрыли клеевым составом и поместили в вакуумную среду для выкачки воздуха из микротрещин в стекле. Только после этого его можно было очистить и восстановить.
Икона «Борис и Глеб», конец XVII — начало XVIII века, доска — XII век (?)
Икона написана на древней доске, которую можно отнести к домонгольскому периоду. Древний авторский слой практически не сохранился — между XVII и XVIII веками ее обновил, вероятнее всего, один из мастеров Оружейной палаты. Икона представлена на выставке в процессе реставрации. Посетители смогут увидеть контраст между раскрытой живописью и слоями с потемневшей олифой (на сегодня очищена примерно одна треть поверхности).
Серебряный оклад иконы «Спас Вседержитель», конец XVIII века
Оклад поступил к реставраторам в плохом состоянии: когда-то он был сорван с иконы и перепродан как серебряный лом. Металл был сильно деформирован и стал очень жестким. Для придания ему былой пластичности специалистам пришлось повторно его обжигать. Разрывы и трещины соединяли с помощью лазерной сварки.
Пистолеты, вторая половина XVII века
Чтобы отреставрировать эти парадные парные пистолеты, сделанные мастерами Оружейной палаты, пришлось прибегать к самым новым технологиям. Утраченные кусочки перламутра восстанавливали на станках с числовым программным управлением, а резьба по металлу восполнялась вручную под микроскопом.
Музеи Московского Кремля выражают благодарность официальному спонсору выставки — ООО «Газпром экспорт».