«Игра престолов», восьмой сезон, третья серия Как прошла Битва за Винтерфелл? Осторожно, спойлеры!!!
29 апреля в «Амедиатеке» вышел третий (и самый долгожданный!) эпизод заключительного сезона «Игры престолов» — «Долгая ночь». Зрители наконец-то увидели батальную сцену, которую авторы называют самой долгой и масштабной за всю историю кинематографа. Кинокритик «Медузы» Егор Москвитин рассказывает, оправдала ли оборона Винтерфелла ожидания и объясняет, чего ждать после схватки с Королем Ночи. Осторожно, в тексте очень много спойлеров!
И, по традиции, еще раз: берегитесь спойлеров!!! В этом тексте их очень-очень много. Если вы еще не успели посмотреть третью серию, прочитайте разбор второй или послушайте песню Florence + The Machine из прошлого эпизода.
Что произошло?
Ледяные звезды застыли в хмуром небе, глядя на свое отражение на земле — рассыпанные по белоснежному Северу черные точки. Точек много и они неподвижны. Это защитники Винтерфелла готовятся сразиться в последний раз с врагом, которого нельзя победить — потому что нельзя победить смерть.
А началось все так. Войска построились для битвы. В авангарде оказались дотракийские всадники, Джорах Мормонт и лютоволк Призрак. Появившаяся из темноты Мелисандра прочитала заклятье и мечи дотракийцев воспламенились. Конница ринулась в атаку. Но красивые огоньки быстро растаяли во мгле — почти все всадники погибли, налетев на армию мертвецов. Назад вернулись немногие, среди них Джорах Мормонт.
Белые ходоки ринулись в бой. Жизни всех узнаваемых героев тут же повисли на волоске, но умер лишь Скорбный Эдд, успев спасти Сэмвела Тарли. Джон и Дейенерис тем временем устремились на драконах охотиться на Короля Ночи (после серии шоураннеры «Игры престолов» объяснят порыв Дейенерис желанием отомстить за дотракийцев). Но когда пара приблизилась к генералам Белых ходоков, выяснилось, что это ловушка — Король Ночи наслал на Джона и Дейенерис снежную бурю, их драконы едва не потерялись во тьме. И только огни зажженных Мелисандрой баррикад смогли показать им обратный путь. Но Король Ночи быстро нашел способ преодолеть полыхающую преграду, приказав своим мертвецам завалить пламя собственными телами. Битва переместилась в крепость.
Санса ушла в крипту, где обменялась виноватыми взглядами с Тирионом. Ему тут же захотелось биться — как в тот раз, на Черноводной, когда он совершил подвиг. Но Санса его остановила. И сказала, что Тирион был лучшим из ее мужей (хотя у них все равно бы ничего не вышло из-за Дейенерис). Беседу слышала Миссандея.
Арья, спасаясь от вихтов, спряталась под столом. Эта сцена, похожая на любой фильм про ходячих мертвецов, оживила монотонную битву и свела героиню с Бериком, Псом и Мелисандрой. Последняя сказала Арье, что девочке суждено закрыть чьи-то голубые глаза — то есть, убить Короля Ночи. Берик, поняв, что его миссия выполнена, с чистой совестью умер от ран, нанесенных зомби.
Тем временем Теон Грейджой попросил прощения у Брана, а тот (как мог) утешил его и сказал: «Теон, ты хороший человек». В это же время во дворе крепости маленькая Лианна Мормонт перед собственной смертью сразила мертвеца-великана.
В небе произошла первая стычка Короля Ночи и Джона Сноу. Глава Белых ходоков уже собирался метнуть в Старка копье, но Дейенерис сбросила неприятеля с дракона. Джон рухнул на землю. Дейенерис попыталась испепелить Короля Ночи драконьим огнем, но тот не пострадал — только ухмыльнулся и отправился убивать Брана в Богорощу. Джон попытался остановить его, но Король Ночи лишь повторил свой фокус из битвы в Суровом Доме и воскресил все трупы в округе. Ожили и мертвые предки Старков, захороненные в крипте, где пережидали битву все женщины и дети (а еще Тирион с Сансой).
Тут-то защитники Вестероса и поняли, что проиграли. Бриенну, Джейме и Подрика приперли к стене. И Сэм, и Серый Червь оказались в окружении. Джона от армии зомби в последний момент спасла Дейенерис, но мертвецы напали на дракона, облепив его со всех сторон. Он улетел, оставив свою мать на земле, среди полчищ Белых ходоков. На помощь Кхалиси пришел Джорах Мормонт.
Король Ночи добрался до Брана, который ждал его в Богороще. Защищая Старка, красиво погиб Теон — от оружия врага. И когда Король Ночи уже был готов занести меч над Браном, из темноты выпрыгнула Арья, и ударила его кинжалом в живот. Все вихты, включая дракона Визериона, тут же рассыпались. Джорах Мормонт умер на руках у Дейенерис — один из драконов трогательно накрыл их крыльями. Мелисандра, сняв свое ожерелье, превратилась в старуху и упала на снег. Забрезжил рассвет.
Какие впечатления?
С одной стороны, в эпизоде много сцен, которые любого доведут до слез: смерть Лианны Мормонт и Теона Грейджоя; Серый Червь, отдающий приказ, который приведет к гибели его бойцов; Джорах Мормонт, наконец-то ставший героем для Дейенерис; Мелисандра, уходящая в последний путь на рассвете. Некоторые кадры, вероятно, станут символами «Игры престолов»: взмывающие над ледяным туманом драконы или дотракийцы с огненными аракхами, исчезающие в сумерках. Или Дрогон, обнимающий своими крыльями Дейенерис и Джораха. Музыка Рамина Джавади превращает восстание мертвых в музыкальный номер, равный по напряжению смерти Маргери Тирелл и Томмена Баратеона под композицию «Light of The Seven».
Но сама по себе битва — ее хореография, динамика, графика — мало чем отличается от сражения в Хельмовой Пади из второй части «Властелина колец». Да, у телевидения и кино разные возможности и стандарты, но HBO обещал показать в новом эпизоде «Игры престолов» самое большое средневековое ристалище в истории кинематографа, да и с премьеры «Двух крепостей» прошло почти двадцать лет. Случившаяся пару лет назад под тем же Винтерфеллом Битва бастардов казалась куда драматичнее. И дело не только в визуальных находках вроде воронки из человеческих тел или лошадей, сбивающих пехотинцев. Просто в сражении под Винтерфеллом и за Рамси, и за Джона сражались обычные люди. Их было жалко, каким бы знаменам они ни служили. Это был рукотворный ад, заставлявший думать о настоящих войнах. А новая Битва за Винтерфелл — это уже фэнтези в лучшем (и одновременно худшем) виде.
И, наконец, совсем фальшиво выглядит убийство Короля Ночи Арьей Старк. Серьезная предпосылка к тому, что именно Арья убьет главного злодея, появилась лишь за двадцать минут до их встречи — когда на это намекнула Мелисандра. Прыжок Арьи из ниоткуда и финт с кинжалом выглядят, как пародия на боевики девяностых. Что еще хуже, теперь мы, скорее всего, не узнаем настоящей мотивации Короля Ночи, а без его участия в сериале может пропасть нерв. Сложно поверить, что Серсея и внутренние конфликты героев будут пугать зрителя так же, как нашествие белых ходоков. Зима больше не близко. Зима теперь позади.
Но эта серия заставляла плакать, от красоты захватывало дух, и мы увидели очень человечную историю о том, что у каждого есть свое предназначение и шанс на подвиг.
Что теперь будет?
Короткий разговор Тириона и Сансы в крипте — это, возможно, намек на то, что они объединятся против Дейенерис.
Над матерью драконов все еще висит проклятие, по которому ее предадут из-за любви. Но как теперь быть с пророчеством об Обещанном Принце, который должен был закалить свой меч в крови любимой женщины, чтобы победить Короля Ночи?
В тизере четвертой серии есть намек на еще одну свадьбу — Джона и Дейенерис. Кажется, только так они смогут править Семью Королевствами вдвоем. Вряд ли их родство удастся скрыть, ведь Джон летал на драконе на глазах у всего Винтерфелла — а на такое способны лишь Таргариены. Еще Таргариены не горят в огне, отчего кажется, что и Король Ночи был их родственником. Но почему во флэшбеках у него темные волосы? Эпизод, в котором Дейенерис пытается испепелить главу Белых ходоков, позволяет фантазировать дальше — например, что Дейенерис решит казнить Тириона, но из огня он выйдет целым.
Неясно, чем теперь займется Бран. Как и Арья, он — супероружие сил добра. А если вспомнить, что Золотые Мечи — армия, исторически связанная с Таргариенами, то за будущее Серсеи становится страшно. Но пока что она формально остается хозяйкой в Вестеросе — у коалиции больше нет ни дотракийцев, ни части Безупречных, а оставшиеся в живых драконы — захворали.